Русский князь молча взял тряпку, ведро, скребки и добровольно вымыл грязный общественный т у а л е т. Миф? Реальная история, которая произошла в конце 1940-х годов в СССР в одной из геологических экспедиций.
Советские геологи - это романтика, природа бескрайней страны:
Походные условия:
Лучше быт налажен на постоянной базе геологической экспедиции.
На одной из таких баз геологов в конце 1940-х годов был исключительно грязный общественный … э-э... Другие слова употребить как-то некорректно, они не отразят сути данного строения:
И дело было не в материале постройки, деревянные строения с резным «окном» в полу в виде овала, ромба или сердца и сейчас можно найти в деревнях и даже в крупном городе:
В те, 1940-е годы, такая постройка - норма. Только у геологов внутри постройки было очень грязно (поняли, о чем речь идет, да?). Они привыкли и даже как-то гордились суровостью своего быта. Ну, а что? Вышли из «здания», вытерли свои кирзовые сапоги об снег или траву. И хорошо.
На базу пришло сообщение, что к ним прибывает очередная экспедиция, в составе которой есть необычный геолог: князь, потомок древнего рода, белая кость.
Прибытие настоящего князя дало новый повод для шуток советских людей относительно посещения деревянного заведения:
«Мы-то, ладно, потерпим, но что будет делать Его светлость?!»
Когда новая экспедиция прибыла на базу, за «светлостью» исподтишка наблюдали все. Ну, интересна же первая реакция князя на их «кабинет уединения».
Князь сходил в «здание», вернулся, спокойно взял ведро, налил воды, отыскал какие-то скребки и … вымыл зага женный за много месяцев (если не лет!) н у ж н и к.
Потом объяснил коллегам: стыдно не убирать грязь, стыдно жить в грязи. Ему это еще в детстве объяснили родители-аристократы.
История эта часто преподносится как байка геологов, при этом в каждом пересказе обрастает новыми деталями, например, князь-геолог становится старым, пожилым.
Но это реальный случай, который привела в своей книге Ольга Сергеевна Муравьева.
Кандидат филологических наук, пушкинист, потомок дворян Ольга Муравьева лично слышала рассказ о добровольном мытье общественного «заведения» княжескими руками от одного из обитателей той базы геологов.
В книге «Как воспитывали дворянина» история с ведром и тряпкой ей потребовалась для пояснения на конкретном примере: что такое истинный аристократизм.
А меня долгое время интересовало: кто же этот князь? Могу ошибаться, но на ум приходит одна незаурядная личность XX века: князь Сергей Михайлович Голицын:
Теоретически он (инженер-топограф и военный строитель, прошедший всю Великую Отечественную до Берлина) мог оказаться на той базе. Выросший в суровых условиях князь, внук московского губернатора Владимира Голицына, вполне мог объяснить молча, лишь при помощи ведра и тряпки, советским геологам, что такое истинный аристократ.