Большую часть детства я провел в грязных зловонных окопах, пытаясь выжить. Во время одного из налетов рядом взорвалась кассетная бомба.
Я выжил, но двое моих братьев погибли прямо на моих глазах. Много лет спустя, в 2003 году, мой старший сын Тонг Дум тоже погиб, когда наткнулся на неразорвавшийся боеприпас, собирая дрова и металлолом. Я рассказываю свою историю, потому что не хочу, чтобы это повторилось. Ни одна страна не должна страдать от этих бомб.
- Из интервью жителя Лаоса Йонг Хама
Чем больше путешествую по миру, тем больше люблю Соединенные Штаты Америки...
Шутка! На самом деле, конечно, все наоборот: чем больше стран вижу собственными глазами, тем больше понимаю, насколько все плохо. Насколько лживы все эти идеалы, пропагандируемые современным западным обществом. Каким количеством человеческих душ вскормлен этот капиталистический монстр, мнящий себя оплотом свободы и пожирающий другие страны.
Идеология, которая заманивает в свои сети голливудскими кинокартинами, айфонами и виртуальными реальностями с одной только целью: проглотить, пережевать и переварить.
Я давно объехал весь Вьетнам, насмотревшись на до сих пор не зажившие раны этой земли и ее народа, оставленные бомбами. Я пересек Ирак от Персидского залива до горных краев, граничащих с Турцией, и видел, как увядает эта богатейшая ресурсами страна после того как к ней в гости заглянул "кулак демократии". И я все равно оказался не готов к истории Лаоса. Картина, которую я увидел в этой стране, потрясла мое, казалось бы подготовленное, сознание.
Я вовсе не любитель обсуждать геополитику, я путешественник. Однако рассказать про Лаос, не рассказав об одном из самых тихих "геноцидов", просто невозможно! И вот по свежим следам только что законченного путешествия, хочу поделиться с вами тем, что я увидел и пережил в этой замечательной стране.
Если кратко, из статьи вы узнаете:
- в двух словах о том, что вообще забыли амеры в Лаосе;
- об одном из самых загадочных археологических находок, усыпанной бомбами и минами;
- о деревне ремесленников, где из остатков бомб куют надежду;
- об опасностях, которые поджидают туристов.
Мне не стыдно признаться, что даже после моего первого визита в Лаос около года назад, во время которого я посетил в основном южные, не тронутые вторжением регионы, я и сам толком ничего не знал о секретной войне.
Слышал, что Лаос активно бомбили, чтобы перекрыть поставки вооружения вьетконгу по тропе Хо Ши Мина и на этом, собственно, все. Больше я ничего не знал. И вот только уже во время второй поездки по центральной и северной частям Лаоса я занялся изучением вопроса, чтобы понимать, что вообще происходит вокруг меня.
Секретная война в Лаосе, часто забываемая часть Индокитайской войны, началась в 1960-х и завершилась в 1973 году.
Америка, панически боявшаяся распространения коммунизма в Юго-Восточной Азии, активно поддерживала любые антикоммунистические силы. В рамках этого противостояния и велась "секретная война", ставшая одной из наиболее масштабных воздушных операций в истории человечества. В период с 1964 по 1973 годы США совершили более 580,000 воздушных налётов на Лаос, что в среднем составляет один налёт каждые восемь минут в течение девяти лет. За это время на территорию страны было сброшено около 270 миллионов бомб, из которых около 80 миллионов не взорвались. Часть из них продолжают угрожать жизни местного населения до сих пор.
Большую роль в "секретной войне" сыграло и ЦРУ. Они завербовали и обучили целую армию из местного малого народа - хмонгов, которые верили что борются за свою самоидентицикацию и независимость, но по факту стали просто марионетками-повстанцами, которым ЦРУ ому же разрешило выращивать мак, но это уже отдельная история.
По итоговым оценкам, до 100,000 представителей народа хмонгов были вовлечены в военные действия. Ну а когда война была проиграна, большинство из так называемых повстанцев бросили на произвол судьбы. Бывшие "благодетели" из ЦРУ вывезли только самых важных деятелей, а всем остальным пришлось самим разбираться с правительством, против которого они выступали.
Теперь, когда мы узнали несколько основных фактов о судьбе Лаоса в той войне, хочу поделиться с вами тем, что я сам непосредственно увидел уже своими глазами. И начнем с Долины кувшинов.
Долина кувшинов в Лаосе - одно из самых загадочных для археологов мест в Юго-Восточной Азии. Это более чем 90 участков, уставленных тысячами каменных кувшинов огромных размеров, возраст которых оценивается примерно в 2000 лет.
Точная цель использования кувшинов остается предметом научных дискуссий. Некоторые теории предполагают, что кувшины предназначались для погребальных ритуалов, возможно, как контейнеры для хранения останков усопших, в то время как другие исследователи видят в них сосуды для сбора дождевой воды или хранения зерна.
А еще Долина стала ключевым местом в истории Секретной войны. Этот регион бомбили особенно часто, в результате чего земли вокруг каменных кувшинов оказались засеяны огромным количеством неразорвавшихся боеприпасов.
На сегодняшний день специалистам удалось полностью отчистить только семь полей. Всего семь из девяти десятков! Да и то, даже на них никто не гарантирует, что где-то под очередным кувшином не завалялся сюрприз. Как по мне, это равносильно тому, чтобы устроить минное поле где-нибудь на Стоунхендже или засыпать бомбами великие пирамиды Гизы.
То, что я увидел, катаясь на мотоцикле по маленьким деревням в окрестностях Долины кувшинов, меня поразило до боли. Практически на каждом доме, на каждом столбе рядом со старыми выгоревшими висят свежие листовки, информирующие население, как выживать в землях, усыпанных снарядами.
На них объясняются меры предосторожности и ограничения, но могут ли все эти агитки защитить детей от их собственного любопытства? Не думаю, особенно если дети знают о том, что на черном рынке снаряды можно продать по 10 долларов - это сколько же можно газировки и жвачки купить на эти деньги в Лаосе? Поэтому и продолжают с трагичной регулярностью происходить подрывы.
В музее добровольческой организации, занимающейся разминированием, я прочитал про историю одного такого мальчика, который в компании своего друга решил заняться поиском мин и других снарядов. Находки они планировали продать. В результате поисков второго мальчика не стало, а сам герой лишился глаза и руки... Ему еще повезло, что в его историю о случайности происшествия поверили, потому что по законам Лаоса, если действия с неразорвавшимися боеприпасами осуществлялись преднамеренно, то никакой медицинской помощи раненому не полагается совсем и никаких страховых выплат семьям жертв также.
Следующее значимое место - Деревня ложек, где процветает промысел перековки оружия в любовь, ну или точнее, в сувениры.
Здесь плавят свинец, который собирают после детонации боекомплекта, и делают из него сувениры, продавая их потом по всей стране. Самым главным изделием являются ложки - чайные и столовые. Их не только продают на сувениры, ими укомплектованы практически все придорожные столовые в регионе.
Когда мы приехали в одну из мастерских, а всего их в деревни три, мы застали женщину за суровой работой. Она только на секунду подняла на нас взгляд, улыбнулась и продолжила свой труд.
Сидя перед печью, в которой горел огонь, она безостановочно, как на конвейере, использую одну из десятка лежавших рядом форм, отливала открывашки в форме карты Лаоса.
Сначала мы просто молча стояли за спиной и смотрели за ее работой. Вокруг, вероятно, уже для антуража, лежали обломки американских бомб всех возможных форм и размеров.
Через какое-то время из дома появилась старая женщина с тазом сувениров и предложила нам купить что-нибудь. Мы взяли себе три ложки и знак мира. Циничный сувенир такой - отлитый из бомбы-то... Его я обязательно подарю какому-нибудь американцу при встрече. Пусть отвезет домой.
Неудобно было женщину отвлекать, но очень уж мне хотелось на память сделать что-то собственноручно, и я жестами попросил разрешения смастерить сувенир самому. Она выдала мне формочку с орлом, предупредила, что очень горячо и надо быть осторожным, и пустила за свое рабочее место.
Не с первого и не со второго раза мне удалось отлить нормальной формы птицу. Сначала ничего не шло, потому что оказалось, что расплавленный свинец не затекал внутрь и надо было лить его с приличной высоты. Женщина порадовалась моим успехам, отложила птицу остывать и, улыбнувшись, вернулась к отливке открывашек.
Денег она даже не попросила, и когда, забирая остывший сувенир, я отдал ей купюру, равную примерно 400 рублям, она даже сначала поверить не могла, за что такая щедрость.
В общем, очень трогательный процесс. Я только искренне надеюсь, что сплав они собирают исключительно у команд разминирования, а не скупают у детей, иначе как-то не красиво и вообще не то, что я задумывал.
Джунгли с сюрпризом
Я не житель Лаоса, я здесь гость, я так... посмотреть. Поэтому даже и судить не возьмусь о том, как в действительности тяжело живется людям на тех территориях, где все это засыпано до сих пор снарядами.
Хочешь засадить новое поле рисом, а нельзя - там мины. Хочешь на берегу речки порыбачить - опасно, там еще больше снарядов. В горы с друзьями сходить вообще забудь, там-то и подавно все до сих пор кишит опасностями.
Много трагичных историй о случайных контактах местного населения с эхом войны я прочитал и услышал в штаб-квартире добровольческой организации, которая занимается разминированием. Об этом я точно расскажу в одной из следующих статей.
Мы все же старались ходить по протоптанным тропам, однако когда отправлялись в поход в джунгли, гиды нас сразу предупредили: ушел с тропы, сам виноват. Эти ребята после каждого сезона дождей на своих маршрутах находят новые сюрпризы. Но не увольняться же им?
Кто-то на свой страх и риск сам пытается избавиться от угрозы, но слава богу, не проходит даром обучение населения, которое устраивают волонтеры, и все чаще местные вызывают экспертов.
На этом я, пожалуй, сегодня и закончу, надеюсь, вам моя история понравилась. Ставьте лайки и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые.
Читайте так же: