Для становления здоровой личности чрезвычайно важны первые 36 месяцев жизни ребёнка, потому что они позволяют ему развивать отношения с другими людьми, которые воспринимаются ребёнком как безопасные — они создают безопасную основу отношений.
Ребёнок чувствует себя достаточно уверенно, чтобы взаимодействовать с другими людьми, начиная с матери, используя эти самообманчивые механизмы интроекции и прочее, ребёнок на самом деле взаимодействует с внутренними объектами, которые представляют собой внешние объекты там.
Ребёнок не взаимодействует с людьми, он взаимодействует с представлением представлений этих людей в его сознании — это очень полезный тренировочный полигон. Это своеобразная психологическая песочница, в которой ребёнок может экспериментировать без каких-либо неблагоприятных последствий для себя, ведь люди, с которыми он взаимодействует, придуманные, хотя эти образы взяты с реальных людей.
✅ Поэтому это очень важно в первые 36 месяцев жизни. В конце двух лет, между двумя и тремя годами, происходит процесс, известный как «сепарация и индивидуация». Ребёнок отделяется от матери, становится индивидуумом и начинает иметь объектные отношения с реальными людьми. Именно это и происходит со здоровыми людьми.
В случае пограничного расстройства личности имеет место неудачная интроекция. По какой-то причине пограничная личность не может перейти от симбиотической фазы к интроективной фазе развития — наблюдается затруднение с интроекцией, есть непостоянство внутреннего объекта.
Интроекты у пограничных людей слишком мимолётны, чтобы можно было с ними взаимодействовать. Пограничный создаёт внутренние объекты, которые представляют людей там, но эти внутренние объекты рассеиваются и исчезают почти мгновенно всякий раз, когда внешний объект отсутствует физически.
Таким образом, пограничный не способен поддерживать образы, ментальные снимки, изображения, представления людей в своей жизни, которые он считает значимыми и важными, потому что нет возможности поддерживать эту фотокартотеку. И это же касается внутренних голосов и других внутренних объектов, которые представляют конкретных людей в реальной жизни.
И поэтому в сознании пограничного мелькают образы других людей, и они немедленно превращаются в дым и миражи. Они немедленно исчезают в виде испарившихся представлений. Поэтому там ничего нет. Это пограничный вариант той самой пустоты. По сути, это калейдоскоп постоянно меняющихся образов, которые не усваиваются, мельтешат и исчезают, не оставляя ничего внутри.
✅ Здоровый ребёнок наполняет свой разум внутренними объектами, образами значимых людей, таких как мать, отец, бабушка, позже — сверстники, учителя и прочие. Эти внутренние объекты создают шум, который скрывает пустоту. Постепенно, по мере того как ребёнок учится взаимодействовать с реальными внешними объектами, пустота подавляется до такой степени, что она исчезает или, по крайней мере, вытесняется в бессознательное.
У пограничного есть проблема с усвоением людей, нет возможности поддерживать постоянную память, в которой хранятся образы и представления о реальных людях. Это не полная амнезия, есть узнавание и сохранение сведений о человеке, но нет самого образа этого человека внутри.
Так вот, этот сбой в усвоении интроектов и непостоянство внутренних объектов вызывают чувство пустоты, и чтобы заполнять эту пустоту, от партнёра пограничного требуется постоянное подтверждение своего существования, как правило, в виде эмоциональных проявлений и выражений чувств.
Поэтому пограничный партнёр остро нуждается в ваших эмоциях и проявлениях чувств, даже ценой безумных скандалов, иначе он или она чувствует себя опустошённой, пропадает ощущение жизни внутри. Только представьте себе, что, чтобы жить, вам постоянно необходимо принимать волшебный эликсир, если забудете принять — вас уже никто не вернёт. Этот волшебный эликсир для пограничного — эмоции.
✅ Именно поэтому у пограничных, так же как и у нарциссов, не может сформироваться цельная личность, потому что есть проблемы формирования памяти. И об этом мы будем говорить дальше, следите за выпусками.
Берегите себя
Всеволод Парфёнов