Наступил май 2024 года, и мы имеем полное право оглянуться назад, на апрель, и посмотреть, какие новости о проекте перспективного российского авиалайнера МС-21 нам принес второй весенний месяц посредством российских СМИ.
Мы следили за новостями, аккуратно складывали полученную информацию в "копилку", и теперь имеем некоторый материал для рассмотрения и анализа.
"Некоторого материала", правда, не очень много - буквально щепотка. И растворен этот материал в большом количестве "воды", смешанной с огромным количеством патриотической патоки, тем не менее и щепотка инопланетного грунта может многое рассказать исследователям о той планете, с которой эта щепотка привезена, ну а уж о российской гражданской авиации - тем паче.
Итак - поехали.
Металлургический завод "приступил" к крупносерийному выпуску обшивочных листов для МС-21
Новость об этом была опубликована 2 апреля.
Заголовок соответствующего материала выглядел так: "Уральские металлурги приступили к выпуску серийной продукции для самолетов МС-21".
Прекрасный заголовок, вселяющий уверенность в непрерывном поступательном движении вперед и в своевременном исполнении всех намеченных планов.
Но если вы пламенный патриот, то лучше вам ограничиться только заголовком, потому что содержание статьи начинает удивлять с первых же строк.
Оказывается, что "не Рабинович, а Шлеймович, не выиграл а проиграл..." и далее по тексту известного анекдота.
"...На Каменск-Уральском металлургическом заводе (ОАО «КУМЗ») идёт подготовка к переходу с 2025 года к крупносерийному производству обшивочных широких листов из алюминиевых сплавов, применяемых при создании перспективной воздушной техники. В рамках этой программы КУМЗ получил от Всероссийского института авиационных материалов (ФГУП ВИАМ) одобрение на выпуск обшивочных листов для самолётов МС-21.."
Оказывается, уральские металлурги не "приступили к выпуску серийной продукции", и даже не "переходят к выпуску", а только "готовятся", и "подготовка" эта, судя по всему, происходит пока не в виде масштабных инвестиций в интенсивные работы по разворачиванию производства, а в борьбе людей, владеющих ОАО "КУМЗ", за лакомый заказ, открывающий перспективы поживиться за счет бюджета РФ.
Первый шаг в этом направлении сделан:
"...Одобрение со стороны ФГУП ВИАМ для производства широких калёных обшивочных листов из алюминиевого сплава серии 2ххх на линии непрерывной термообработки (ЛНТО) открыло перед предприятием перспективные возможности на рынке продукции для гражданского авиастроения..."
Как видим, если отбросить в сторону духоподъемную патоку, то в сухом остатке остается только (пока) радость от "перспективных возможностей на рынке".
Как и когда же эти самые "возможности" будут реализованы - будем посмотреть.
Пока же "терзают смутные сомнения" - такими темпами намеченных планов по производству самолетов достичь будет, скажем так, проблематично.
А вы как думаете?
На этапе сборки уже девять серийных самолетов МС-21
Под таким заголовком появился в СМИ материал 17 апреля 2024 года (ранее в марте, правда, сообщалось о нахождении "в разной степени готовности" не девяти, а двенадцати самолетов).
И в этом случае у читателя, черпающего сведения об окружающем мире из заголовков, определенно складывается впечатление, что вот вот уже девять красавцев авиалайнеров взмоют в небо и начнут срамить конкурентов и крепить мощь Державы.
И вновь отдаешь должное выразительным средствам Великого и Могучего Русского Языка!
Ведь достаточно вставить в заголовок маленькое словечко из трех букв "уже", и у ваша картина мира меняется если не полностью, то уж всяко начинает играть праздничными красками!
Вы так и видите эту мощную динамику производства: "Уже девять! А что же будет, если так пойдет и дальше? Эдак Боинг, Эйрбас и китайцы со своим несчастным C919 останутся далеко позади!"
И тут же грудь наполняется гордостью за мощный "прорыв"...
Между тем, речь-то идет всего лишь о том (и из прочтения материала это становится ясно), что на ИАЗ "в разной степени готовности" не "уже", а просто находится 9 самолетов МС-21, причем:
"...прямо сейчас в цехе окончательной сборки находятся планеры четырёх серийных лайнеров: у двух проводятся доработки конструкции, у одного установлено крыло, ещё один на стадии стыковки фюзеляжа...
...Пять уже состыкованных планеров серийных лайнеров перевезены в новый ангар, предназначенный для наземной отработки МС-21. Они ждут отечественные бортовые системы, которые сейчас проходят испытания. После поступления комплектующих планеры вернут в цех окончательной сборки..."
То есть ни один из этих девяти самолетов еще и близко не подъехал к тем воротам сборочного цеха, через которые самолеты выезжают на взлетно-посадочную полосу предприятия.
А между тем (к слову сказать) многократно обкаканный нашими "патриотами" китайский С919 уже вышел на коммерческие линии, а заводы по его производству уже завалены сотнями заказов от авиакомпаний.
А если учесть, что тот же Эйрбас выпускает сотни самолетов в месяц (в месяц!), и при этом у него еще и очередь заказчиков расписана на многие месяцы вперед, то картина вырисовывается не столь праздничная...
И эту картину уж точно никак не украшает статья на сайте ОАК, почему-то оказавшаяся в выдаче Яндекса в апреле этого года по запросу "МС-21 новости":
Статья датирована - внимание! - 10 февраля 2010 года! Десятого!
"Программа МС-21 успешно прошла третий контрольный рубеж"
14 (четырнадцать) лет прошло с момента этого самого "успешного прохождения контрольного рубежа".
Не многовато?
Как далеко с тех пор уехал "воз"?..
В Сколково прошли обучение первые специалисты по техническому обслуживанию МС-21
Но, безусловно, "воз" всё-таки движется.
18 апреля в СМИ появилась информация со ссылкой на пресс-службу ОАК о том, что первая группа из 22 человек завершила подготовку в Авиационном учебном центре по специальности специалиста по обслуживанию воздушных судов для эксплуатации самолета МС-21-310.
Из заголовка также складывается впечатление, что вот-вот первые лайнеры займут свои места на перронах российских аэровокзалов.
Но читаем...
"...Это работа на опережение, чтобы к моменту сертификации самолёта в российском облике у нас уже был готов персонал для его обслуживания», – отметил генеральный директор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский..."
"На опережение"...
Так и хочется спросить - а не слишком ли велико "опережение"?
Не забудут ли эти "специалисты" всё, чему их обучили, к тому моменту, когда (дай бог) у них появится возможность применить свои знания на практике?
Да и чему их могли обучить на таком удалении от собственно места производства лайнеров?
Почему, то есть, Сколково?
Нет, конечно понятно. Это звучный бренд, основное назначение которого - создавать впечатление невероятно мощной динамики высокотехнологичного развития (плюс шикарные бюджеты, вращающиеся там).
Поэтому сам бог велел поставить слово "Сколково" рядом с "МС-21".
Но когда рядом с МС-21, простите, будут стоять не звучные слова, а сотни пассажиров с билетами, готовые подняться на борт?
Первые полеты МС-21 в импортозамещенном облике
Как бы там ни было, в апреле о будущих пассажирах МС-21 ничего сказано не было.
Зато появилась информация о том, когда и как состоятся первые полеты самолетов МС-21 в импортозамещенном облике.
25 апреля в СМИ был опубликован соответствующий материал.
"...Первый полёт самолёта МС-21-310 б/н 73055 (МС.0012) в частично импортозамещённом облике состоится до конца июня, а в полностью импортозамещённом – до конца ноября этого года. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора ПАО «Яковлев» Анатолий Гайданский на заседании управляющего комитета по внешней кооперации по проекту МС-21.."
Особенно пикантно (не знаю, как вам) для нас прозвучал вот этот абзац из материала:
"...В мае, по завершении этих работ, на авиазавод в Иркутске будет отправлена делегация конструкторов для подготовки машины к предъявлению независимой инспекции и передаче на лётно-испытательную станцию. Срок первого полёта определён до 30 июня..."
Почему "пикантно"?
Да просто хочется сказать авторам, как в том анекдоте - "вот это вот слово - "независимая" - уберите, батенька, уберите! Цыганщиной отдает!"...
Ну какая?! Какая еще может быть "независимая" инспекция?
Шутить изволите?
Или никак не можете еще избавиться от западнических замашек "тучных нулевых"?
Что вообще в современной России может быть "независимого"?
Давайте уже прекращайте употреблять эти старорежимные слова!
И без того всё идет к тому, что вообще от всех этих "инспекций" и "комиссий" пора отказываться. Ведь сказано только о "первых" полетах и только об ориентировочных их сроках.
А ведь для выпуска самолета на коммерческие линии нужны и вторые, и третьи, и пятые, и десятые полеты.
И мало того - во всех этих полетах желательно не выявить никаких проблем, поскольку в случае их выявления понадобятся и одиннадцатые, и двадцатые, и пятидесятые полеты.
А если по полету в месяц выполнять (в лучшем случае), то, знаете ли...
Будущее покажет
Другая информация о МС-21 в российских СМИ в основном вращалась вокруг рассмотренных выше более или менее сущностных новостей.
Безусловно, будущее всё расставит по своим местам.
К рассмотренной информации по поводу МС-21, всяк, безусловно, волен (пока) относиться как ему представляется более правильным.
Люди, воспитанные на советских достижениях в авиации и космосе, видевшие своими глазами динамику развития страны в 60-х и в первой половине 70-х годов прошлого века, испытывают, мягко говоря, недоумение от нынешних "темпов", а многочисленные оправдания не то лихими девяностыми, не то зловредными действиями запада выглядят для таких людей детским лепетом школьника, пойманного в раздевалке за поиском мелочи в карманах.
Во всяком случае мы полагаем, что если вражеские санкции должны "пойти на пользу" и дать невероятное ускорение нашей авиационной промышленности, то наш собственный виртуальный дружеский пинок в направлении ускорения работы этой промышленности уж точно не повредит.
Общественное давление на тех, в чьих силах ускорить работу над самолетом - это фактор, который, конечно, способен "действовать" кое-кому "на нервы".
Но Родине нужны самолеты, а не незаслуженно спокойная и комфортная жизнь этих "кое-кого", которые "кое-где у нас порой".
А если вы "пламенный патриот", и считаете, что главное для патриота Родины - это "правильно" по понятиям говорить, а за густой завесой правильных слов можно и не делать ничего для ускорения развития Родины - то кидайте в нас фекалиями и б-г вам судья.
Мы же будем следить за развитием событий, глядя на эти события пристально и без неуместных восторгов (там, где восторги не уместны).
Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе.
Берегите себя и своих близких.
До встречи!