Из чего состоит эмоция человека?
Любая эмоция всегда имеет несколько составляющих. Одна из них распознается нами как субъективное переживание. Вторая составляющая — это реакция организма. Например, когда мы возбуждены, наш голос может дрожать или повышаться вопреки нашему желанию. Третья составляющая — совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум. Четвертая — это особое выражение лица. Например, если мы недовольны, мы хмуримся. Пятая составляющая эмоционального переживания связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции наше отношение к происходящим вокруг нас событиям становится негативным, взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая — это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т.е. тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Скажем, гнев может вести к агрессивному поведению.
Сама по себе ни одна из вышеперечисленных составляющих собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно. Более того, каждая из них может влиять на другие составляющие.
Мы должны обратить особое внимание на существование определенных физиологических механизмов эмоций. Переживая сильную эмоцию, мы осознаем ряд изменений в организме — например, ускорение сердцебиения и дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь и ощущение слабости в желудке. Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. (Автономная нервная система — это часть периферической нервной системы, отвечающей за регуляцию деятельности желез и гладкой мускулатуры, включая сердечную мышцу, кровеносную систему и мышцы желудка). Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления, учащение сердцебиения и дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспособляет организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.
Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые из описанных выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов. Повышение физиологического возбуждения, возникающее вследствие описанных механизмов, характерно для таких эмоциональных состояний, как, например, гнев и страх, во время которых организм должен приготовиться к действию - драке или бегу.
Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо. Поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо).
Чувства — это более длительные, чем эмоции, состояния сознания, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства «вообще», если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если нет того, что он ненавидит.
Эмоции и чувства - очень близкие понятия, часто используются как синонимы. "Чувство гнева" или "эмоция гнева" - это про одно и то же. И так и так сказать правильно. И эмоции, и чувства - это привлекшие наше внимание функциональные состояния.
Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии - он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, его внимание привлечено к кому-то или чему-то...
Разница между эмоциями и чувствами - в скорости и длительности процессов. Если лицо быстро меняет выражение и возвращается к исходному спокойному состоянию - это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении надолго - это чувство. А поскольку это "быстро" или "медленно" очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.
Если изменения происходят еще медленнее, то вслед за чувствами говорят о настроении, состоянии, далее о складе характера и личности в целом.
Если функциональное состояние долго остается неизменным и не подает никаких специальных сигналов, мы постепенно перестаем его замечать. Но стоит ему измениться, наше внимание снова к нему привлечено, изменение замечено. Быстрые и энергичные изменения замечаются легче, больше привлекают к себе внимание. Поэтому чаще замечаются эмоции, а чувства не так явны. Чтобы понять чувства, к ним нужно быть более внимательными, лучше себя чувствовать (если речь о наших чувствах) или понимать партнера - если важно понять чувства партнера.
Эмоции относятся к чувствам так же, как слова к тексту. Эмоции –это составляющие чувств. Значение каждой эмоции становится более ясным в контексте чувства, в которое она включена.
Чувства складываются из ситуативных эмоций и порождают ситуативные эмоции. Из чувства любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд.
Живое, сложное чувство, например, такое, как чувство обиды, состоит из чередования протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, скомпонованных для привлечения внимания и давления на партнера.
Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.
Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение есть бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Этим настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей. Естественно, в хорошем настроении человек способен выполнить куда больший объем работы, чем в плохом.
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения потребностей.
Существует еще один особый вид эмоциональных состояний — эмоциональный стресс.
Эмоции и чувства: практика и управление
На предыдущих страницах мы постарались вывести некую систему понятий: ощущение – эмоция – чувство – настроение – состояние – характер - личность. Очевидно, что могут быть и другие системы понятий, отличные от предложенной и при этом не менее эффективные с точки зрения своей применимости. Думаю, не стоит спорить о словах, лучше договориться о значении применяемых слов, чтобы в дальнейшем не путаться при построении прикладных практик.
Итак, что следует из того, что было кратко рассмотрено выше?
Эмоции и чувства – это сигнальная система нашего сознания, оповещающая нас о степени согласования (или рассогласования) между нашими желаниями (мотивациями, целями) и степенью их реализации.
Эмоции работают объективно, они возникают помимо нашей воли и очень часто против нашей воли. Самое большое, что мы можем сделать, это задержать их проявление, сделать вид, что нам не больно, не стыдно, не обидно, не противно. За время жизни многих поколений мы научились «корректно» выражать и сдерживать свои эмоции, но не научились их устранять. Если больно или стыдно, то, как ни скрывай, как ни сдерживай себя, все равно больно или стыдно. От сдерживания эмоций страдание только усиливается.
И наоборот, когда мы выражаем эмоции, даем им ход, переживаем их, страдание уменьшается. Если обеспечить условия для свободного, беспрепятственного выхода эмоционального напряжения, то происходит так рназываемая вентиляция эмоций – их разуплотнение, освобождение от эмоционального напряжения.
Таким образом, все дело упирается в то, как, во-первых, управлять своими желаниями и как, во-вторых, эффективно работать с эмоциями и чувствами, раз уж они все равно есть.
Люди давно экспериментировали над этим. Многими религиозными течениями в качестве «метода спасения» рассматривалась и практиковалась крайняя аскеза, умерщвление плоти. В этом вопросе я полностью солидарен с мнением одного из величайших духовных авторитетов человечества – принцем Гаутамой Буддой, который пришел к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Отказ от удовольствий и умышленное причинение себе страданий равносильны отказу от жизни.
Вопрос о пользе от страдания вообще очень проблематичен. Иначе все страдальцы были бы прекрасными людьми. Однако среди людей, прошедших мучительное детство, мерзавцев подчас больше, чем среди благополучных людей. Однако нередки и обратные случаи – когда дети, выросшие в достатке, в любящих семьях, оказываются совершенно беспомощными при столкновении с агрессивностью, жесткостью и злобой, встречающимися в обществе. Не срабатывают некие защитные механизмы, и в таких детях происходят серьезные внутренние сломы.
Как мы боремся с плохими эмоциями?
Любая отрицательная эмоция есть сильное напряжение, большая разность потенциалов, а потому – большая энергия. С этой энергией в любом случае должно что-то происходить. Люди применяют, по крайней мере, пять способов борьбы с собственными негативными эмоциями: 1) утоление эмоции, 2) сдерживание (самообладание), 3) переключение внимания, 4) медитацию, 5) химические средства. Какой из этих пяти приемов становится преобладающим, зависит от привычки конкретного человека. Рассмотрим каждый из этих приемов подробнее.
Утоление эмоции
Любая эмоция имеет свою программу реализации, утоления. В гневе мы деремся, в страхе убегаем. В случае обиды, вины или стыда каждый действует по той привычке, которая сложилась с детства, в зависимости от обычных переключений и замещений. Стыд может превратиться в гнев, и пока будет сохраняться стыд, человек будет гневен, раздражителен, взрывоопасен, ища жертву для вымещения. Это часто происходит потому, что программа утоления стыда неопределенна, а у гнева веками все отработано. При этом следует принимать во внимание и приличия: для многих в обществе гневаться не стыдно, а стыдиться - стыдно. Эмоция может быть утолена в открытом конфликте, ссоре, скандале, «выяснении отношений». Она может квази-реализоваться в проигрывании неких внутренних умственных сценариев. Все эти варианты требуют затрат энергии, как психической, так и сугубо физической. Суть утоления эмоции всегда сводится к трате такого количества энергии, после которой неизбежно наступает усталость, а, значит, и расслабление. Эмоциональное действие прекращается – «злиться больше нету сил».
Таким образом, суть этого способа – прямая разрядка энергопотенциала во внешнем (открытом) или внутреннем (латентном) конфликте.
Каким бы полным ни было утоление, это не решает сути вопроса, так как эмоция исчезает на время, а далее, вследствие научения, наоборот, приобретает способность возникать быстрее и действовать сильнее.
Обидчивые люди с каждой обидой становятся все обидчивее, стыдящиеся - стыдливее. Бывает, что внешнее выражение эмоции спонтанно подавляется окружением. Например, гнев путем эмоционального заражения вызывает ответную агрессию окружающих, и это вынуждает человека сдерживать свой гнев.
Сдерживание, самообладание
Сдерживание - неэффективное средство управления эмоциями, так как связанная в них энергия ищет выход и всегда найдет повод для своего выражения. Женщина, проглотившая мелкую обиду, не успокоится, пока не устроит крупную сцену ревности по какому-либо ничтожному поводу или намеку о прошлых увлечениях мужа. Этого не произошло бы, если бы обида не сдерживалась. Слабое чувство зависти к партнеру может вылиться в донос на него в налоговую инспекцию.
Энергия эмоции не может исчезнуть «просто так»; загнанная внутрь, она всегда найдет способ сублимироваться в том или ином реальном или умственном действии.
Переключение внимания
Ослабление сдерживаемой эмоции может достигаться посредством переключения внимания (и соответствующей энергии) на увлекательное дело. Мышление отвлекается от праздной работы; вероятность возникновения нежелательных эмоций в период приятного досуга, как известно, уменьшается. Когда мы играем в баскетбол, идем под парусом или совершаем непростое восхождение, нам не до обид или стыда. Когда хозяйка с увлечением делает торт или доводит до блеска декоративную посуду в старом шкафу, у нее на это время утихают мысли, порождающие обиду или ревность.
Переключение внимания на повседневные удовольствия у многих людей выступает как достаточно эффективное средство контроля негативных эмоций. Надо сказать, любое сосредоточенное занятие, концентрирующее внимание, дает облегчение от тирании эмоций, поэтому увлеченные люди, как правило, более здоровы.
Функции переключения могут с успехом исполнять еда, секс, приятное общение. Они имеют готовые программы своей реализации, захватывают внимание полностью и на время своего действия избавляют нас от болезнетворной работы ума.
Энергопотенциал эмоций сознательно сублимируется в приятное занятие, полезное дело. Способ переключения внимания очень хорош в качестве тренировочно-вспомогательного упражнения. Очевидно, что он порядково более полезен, чем прямое утоление эмоций или их подавление.
При этом следует иметь в виду, что если устраняемые эмоции очень сильны и постоянно воспроизводятся, имеют хронический характер, то регулярно используемые виды переключения могут превратиться в навязчивости. Например, еда нередко выступает как защита от эмоций, некоторые люди в состоянии страха, тревоги много едят. Другие избавляются от негативных эмоций путем беспрерывной болтовни по телефону, злословия, посредством развлечений и сборищ по интересам. Это все замещения, происходящие в виде игр, в которые мы играем, причем только на время, пока мы играем. Эмоции нас оставляют, но стоит прекратить игры, как они возникают с новой силой.
Медитации
Любая сосредоточенность внимания на нейтральном, а тем более – на приятном объекте, смягчает эмоции. Медитация и молитва дают отдых телу и душе на время этого занятия. В медитации устранение эмоций происходит также путем переключения. Если вы повторяете сосредоточенно молитву или мантру много раз, то вследствие однообразного повторения наступает измененное состояние сознания, характеризующееся отсутствием всяких эмоций, что приводит к общему состоянию блаженства. К сожалению, после прекращения медитации человек снова оказывается в мире, полном эмоций, как в песне: «Пришел домой, там ты сидишь!».
Самонаблюдение, именуемое интроспекцией, когда человек пристально наблюдает работу некоторых сторон своего ума, также способствует укрощению эмоций. Однако интроспекция доступна не каждому и требует определенной подготовки. Для получения эффекта от медитации и интроспекции нужно иметь терпение и веру, чего нам как раз и недостает. Чтобы иметь состояние веры и надежды, нужно поверить в такое, что в условиях современного светского и научного сознания для многих невозможно.
Химические средства
Многие люди при волнении применяют транквилизаторы, которые, по мнению фармакологов, тормозят процесс восприятия неприятного стимула. Безусловно, это часто дает быстрый внешний эффект, и кажется, что все уладилось. Но это не так.
Эмоции должны способствовать адаптации. В данном случае химия прерывает процесс взаимного приспособления, ломает защиту. Химия подменяет естественные средства защиты, но не устраняет причины напряжения и дискомфорта.
Многие люди весьма радикально применяют химические средства для борьбы с эмоциями. Алкоголь и наркотики так же быстро и без каких-либо усилий воли избавляют их от эмоций повседневности. Кроме того, они создают эйфорию, стимулируемую выделением эндорфинов. В результате сам организм перестает вырабатывать эти гормоны удовольствия (без дополнительной стимуляции), и наступает абстинентный синдром. В конечном счете, как известно, эта практика приводит к алкоголизму и наркомании, когда алкоголь и наркотик сами становятся лекарствами, регулярно избавляющими от абстинентного синдрома.
Прямая связь эмоций и алкоголя на бытовом уровне прекрасно известна всем. «Пойду, сниму напряжение». «А как еще снять напряжение!». «Ты не пьешь? А как снимаешь напряжение?». Вероятно, каждый из нас слышит эти и подобные фразы, по крайней мере, еженедельно. Но практически никто не пытается осознать те эмоции, которые стимулируют влечение к алкоголю, чтобы нейтрализовать их. Хотя в результате устранилась бы и тяга к алкоголю как к защите против эмоционального стресса.
Сегодня нормой считается и эмоциональное перенапряжение, и химзащита от него. Люди просто не представляют себе иных путей и возможностей.
Можно сказать определенно, что все пять рассмотренных видов защиты от действия эмоций, в конечном счете, вопрос не решают. Хотя переключение внимания и медитация могут очень эффективно облегчать актуальное состояние, особенно когда маховик эмоции уже раскрутился и требуется его остановить – по меньшей мере, чтобы просто «прийти в себя», перестать быть полем развития эмоции. Но угашение эмоции такими способами все-таки останется временным и локальным. Вопрос о целесообразности именно управления эмоциями, а не простом ослаблении их действия или сдерживании, остается на повестке дня в полной мере.
Поэтому попробуем детально рассмотреть механизмы работы человеческих эмоций на примере одной из самых распространенных и базовых – эмоции (чувстве) обиды. И посмотрим, существуют ли реальные возможности управления этим механизмом.