"Чувства хороши как слуги, но ужасны как господа".
Данная глава является одной из ключевых в Азбуке. Нам предстоит рассмотреть целесообразность, возможность и механизм управления эмоциями. Мы постараемся весьма детально и подробно разобрать, зачем это нужно и как это делать.
Значение эмоций в жизни человека
Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции. По современным оценкам, не менее 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты (влияющие на работу коры головного мозга, подкорки, вегетативной нервной системы, на иммунную систему и т.д.). Любой медик немедленно подтвердит, что эмоции имеют значительную физиологическую составляющую, имеющую своей целью подготовку организма к определённой деятельности. Например, эмоция страха готовит организм к поведению избегания: в кровь выделяется адреналин, усиливается работа органов чувств, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, ускоряется работа сердечной мышцы, активизируется ориентировочный рефлекс и тому подобное.
Множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, относятся к активации вегетативной нервной системы: повышение артериального давления и учащение пульса, учащение дыхания, расширение зрачков, повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи, повышение уровня глюкозы в крови, ускорение свертываемости крови, перераспределение крови из живота и кишечника в мозг, элевация волос кожи — «гусиная кожа» и др.
В знаменитых работах Луизы Хэй сотни страниц посвящены рассмотрению взаимосвязи между отрицательными эмоциями и их последствиями:
Уши (болезнь)- нежелание слышать мир.
Глаза (болезнь) - нежелание видеть мир.
Нос (болезнь) - раздражение на близкого.
Горло (болезнь) - раздражение, волнение с неспособностью отстоять свои интересы, выразить свои желания, заявить о себе как о личности.
Сердце (инфаркт) - неумение любить жизнь, радоваться жизни.
Головные боли - чувство вины, заниженная самооценка.
Толстая кишка (запоры) - страхи.
Болезни ног - следствие страхов, детских обид, подавленного гнева.
Варикозное расширение вен - недовольство чем-либо.
Колени - проявление гордыни.
Булимия, анорексия - следствие полного самоотрицания, крайней степени
непринятия собственной личности.
Артрит - недовольство собой.
Астма - гипертрофированное чувство ответственности.
Нарывы, ожоги, порезы, жар, кожные воспаления и всевозможные
воспалительные процессы - сжигающий нас гнев.
Рак - глубокая, долго копившаяся обида, которая буквально разъедает ткани.
Инсульт (мозг) - негативное мышление, внутренняя несвобода, боязнь выглядеть смешным, неумение радоваться жизни.
Между тем количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов эмоций положительных.
Словом, никто не отрицает исключительного значения эмоций для здоровья человека. Но только ли в здоровье дело?
Если посмотреть на самих себя чуть-чуть внимательней, то мы немедленно обнаружим, что совершенно любое наше действие, устремление, побуждение прямо или косвенно связано с единой целью – испытать одни эмоции и избавиться от других. В бизнесе, на работе, в семье, на отдыхе –везде и всегда мы ищем радость и удовольствие и стремимся избежать негативных эмоциональных переживаний.
От эмоций в решающей степени зависит качество жизни. Можно возразить, что есть люди, которые почти совсем неэмоциональны, «холодны», как бы «выше эмоций». Но это лишь видимость, причем весьма печальная – подавленные эмоции не есть эмоции отсутствующие. А подавление эмоций само по себе есть весьма неполезная умственная привычка, которая всегда приводит к деструктивным последствиям.
В официальной науке единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение этой обширной темы.
Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вместилищем души, органом чувств хотя изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит.
Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д.
Можно с полной определенностью констатировать факт, что эмоции и чувства – важнейшая сигнальная система человеческого сознания. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Следующая функция эмоций и чувств заключается в том, что они принимают самое непосредственное участие в обучении, осуществляя подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к его занятию.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.
Однако, несмотря на все понимание исключительности значения эмоций в жизни человека, по целому ряду наиболее существенных вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в науке в целом и в психологии в частности до сих пор нет согласованного мнения. В наше время существует реальный дефицит внимания к эмоциям. Не только негативные, но и положительные чувства часто вытесняются, что приводит к личностным проблемам, всевозможным физическим недомоганиям и латентным (скрытым) депрессивным состояниям.
В современной культуре существует множество ценностей и установок, которые вносят запрет на выражение различных эмоций, и тем самым способствуют росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. Запрет на различные эмоции является одним из факторов эмоциональных расстройств. "Жаловаться ниже моего достоинства" (запрет на печаль) или "Страх - признак слабости" (запрет на страх) и т.п.
Результат запретов очевиден: заблокированная энергия, мышечные зажимы, психосоматические заболевания, неврозы, комплексы и т.д.
Специалисты волнуются по делу. Более десяти лет назад два профессора кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета Алла Холмогорова и Наталья Гаранян начали реализацию кросскультурного проекта с участием немецких, швейцарских и бельгийских ученых «Эмоции в семейном и интерперсональном контексте». Вот что они пишут:
«Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни современного человека умение словами, красками, движением выразить себя и свои чувства - мало осознается как специальная задача в современном образовании. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, в ущерб межличностному общению, которое одно способно структурировать эмоциональный мир, способствовать его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения. Компьютерное образование грозит современному человеку тяжелыми последствиями, и ощущение этой угрозы связано не с консервативной любовью к традиционному обучению (ибо и оно далеко от совершенства), а с осознанием несовместимости компьютерного обучения с возможностью развития эмоциональной сферы человека.
Без эмоционального доверительного контакта невозможна истинная передача нравственных ценностей.
Опыт работы с детьми, у которых отмечается асоциальное поведение (воровство, дурные компании и т.д.), показывает, что либо эти дети росли в среде, где эмоциональной внутренней жизни вообще уделялось крайне мало внимания, а интересы взрослых сосредотачивались на материальном, рациональном полюсе жизни, либо у родителей, по тем или иным причинам, был нарушен эмоциональный контакт с ребенком, и они плохо представляли себе его духовную жизнь, не обладая возможностью влиять на нее. Нет другого пути передачи ценностей и принципов маленькому человеку, кроме как через эмоциональный контакт с ним, основанный на доверии и привязанности. Только тогда ценности, передаваемые взрослым, заряжаются положительно».
Очевидно, что все эти тенденции имеют свои причины. Во-первых, многочисленные запреты на выражение эмоций вполне понятны: представим себе общество, в котором эмоциональные рефлексии никак не регулируются и немедленно выплескиваются наружу в момент их появления, причем в полном объеме. По всей видимости, это чем-то напоминало бы отсутствие регулирования в вопросе о совершении естественных отправлений. Во-вторых, люди давно догадались о целесообразности контроля за эмоциями, управления ими, но стали реализовывать это намерение несколько прямолинейно, по ошибочной логике – мол, если нет внешнего проявления, то как бы нет и эмоции. А это, как мы уже знаем, есть глубокое заблуждение.
Истина, как всегда, где-то посредине или вообще в другом, нелинейном измерении.
Несмотря на отсутствие общепризнанной теории эмоций, попробуем все-таки ответить на непростой вопрос: что есть эмоции, и что с ними делать?
Начнем с наиболее очевидных определений и констатаций, с которыми согласны все исследователи и научные течения.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус и запах, вызывают в нас удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта дополнительная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.
Более сложное отношение к себе вызывают события и явления в нашей жизни, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.
Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Однако следует обратить внимание на то, что используется два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?
В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают процессы в сознании, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Обратим внимание на термин «переживание». Это слово на самом деле очень точно отражает суть происходящего. Переживание – суть длящееся эмоциональное состояние, прокручивание одного и того же события несколько раз, возвращение кругами раз за разом к тому, что уже произошло. Но есть и еще одно принципиальное обстоятельство: как правило, переживание сопровождается телесным напряжением. Если тело спокойно, о переживании не говорится. Переживание – это непременно и физиологическая реакция, это всегда про тело. Есть люди, по характеру (совокупности привычек, установок, алгоритмов поведения) склонные переживать, и люди склонные действовать. У людей, не привыкших думать, переживания заменяют мышление. Сильные переживания выключают мышление, человек спускается на предыдущие стадии интеллектуального развития.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности, а также предметы, на которые эти потребности направлены. Всеобщая черта эмоций — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить по ней о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Эмоциональные состояния прямо отражаются и на сознательном поведении человека, и на его физиологическом состоянии. Они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.
К эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Например, один из пострадавших от землетрясения в Армении так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не двигались... Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются вне поля внимания человека, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит по разным причинам, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.
Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.
Помимо удовольствия и неудовольствия, во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо для нас важное, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, суженности восприятия и недостаточном распределении внимания.
Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой ее целесообразного применения.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».
Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) эмоций. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.