Найти в Дзене
Старыми словесы

Корчага или доброе вино для древнерусского князя

Древнерусские словеса – это не только рукописные памятники, но и надписи на различных предметах. И вот несколько историй из глубины веков, прочитанных на так называемых корчагах.

КОРЧАГА – ДРЕВНЕРУССКАЯ АМФОРА

Прежде чем изучать надписи на корчагах, разберемся с самой корчагой – с предметом и словом, его обозначающим.

Итак, это глиняный сосуд с расширенным в верхней и суженным в нижней части туловом, узким горлом и двумя вертикально поставленными ручками на горле или плечиках. В античности такие сосуды называли амфорами – от греческого «амфорей», то есть «несомый с обеих сторон». Из Причерноморья амфоры попадали на территорию Древней Руси, где назывались корчагами. Служили они для транспортировки, хранения и учета (мерой) вина, масла, зерна. Но если этимология слова «амфора» прозрачна, то со словом «корчага» однозначности нет.

В старославянском языке (напомню, это первый славянский литературно-книжный язык, основанный на диалекте восточной группы южнославянских языков; по сути – язык переводов греческих богослужебных текстов, сделанных знаменитыми Кириллом и Мефодием) слово «корчага» было мужского рода – kъръчагъ. В древнерусском же языке (язык восточных славян Древнерусского государства; общий предок русского, белорусского и украинского языков) слово приобрело женский род – кърчага. В памятниках письменности мы впервые встречаем корчагу в Лаврентьевской летописи под 997 годом; есть она и в новгородской берестяной грамоте №379, датированной 1160-1190-ми годами. Высказывались версии о происхождении слова от греческих «керамион»/«керамос» – сосуды из глины, или от тюркских «курчук»/«корчак» – меха, бурдюк. Наиболее вероятной кажется версия образования от праславянского (праславянский язык – предок славянских языков) *kъrkъ, значение которого старший научный сотрудник Отдела славянского языкознания Института славяноведения РАН Михаил Дмитриевич Саенко реконструирует как «шейные позвонки» (vertebra prominens). Потомки *kъrkъ имеют широкий спектр значений – от «горла» и «шеи» до «спины». И еще лингвист и славист Макс Фасмер указывал на следующие славянские слова: болгарское кърчаг («кувшин», «глиняный сосуд для воды»), сербское крчаг («кувшин»), чешское, словацкое krčah («кувшин», «сосуд с узким горлом»), польское korczak («кувшин»). Так что скорее всего отправной точкой для именования «корчага» стало узкое горло античной амфоры. Интересно, что после древнерусской эпохи в русском языке корчага превратилась в крупный глиняный (а еще позже и чугунный) горшок... с очень широким устьем/горлом.

«ПРИВЕЗОША ВОЗЫ, ПЪЛЪНЫ СУЩЕ КЪРЪЧАГЪ СЪ ВИНЪМЬ»

В заголовок этой главы взята цитата из рукописи, датированной концом XII- началом XIII века. Доктор исторических наук, специалист по древнерусской эпиграфике X-XIII веков Альбина Александровна Медынцева на основании данных письменных источников считает: в Древней Руси амфоры-корчаги использовались в основном для транспортировки и хранения вина и масла. И в домонгольских древнерусских письменных памятниках корчаги с вином фигурируют как особо ценные запасы в хозяйстве князей и богачей.

Что же, за первой корчагой с вином отправимся в Тмутаракань. Тмутаракань/ Тмутороконь/Тьмуторокань/ Тмуторотань – славянская версия тюркского Taman-Tarkan, то есть «города таркана Тамана». После разгрома Хазарского каганата в 965 (или в 968-968 году) князем Святославом Игоревичем (согласно летописной традиции – внуком легендарного Рюрика) город стал столицей древнерусского Тмутараканского княжества. Через крупный город с гаванью поддерживались экономические и политические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. После 1094 года Тмутаракань исчезает из древнерусских летописей, но слово остается и бытует потом в русском языке как обозначение весьма далекой местности, а то и большой глуши, потому что находилось княжество за много сотен километров от остальных. Ученые же занимаются Таманским городищем – археологическим комплексом, расположенным в северной части станицы Тамань Краснодарского края. Во время археологических раскопок 1952-1955 годов здесь нашли фрагмент амфоры-корчаги с буквами INO. Медынцева пишет: «Учитывая назначение амфорной тары и стереотипичность надписей, можно легко прочесть слово ВИNО. К сожалению, начало повреждено, но славянизированное окончание позволяет восстановить славянизированную форму вместо греческого oinos. В надписи отсутствуют специфически славянские буквы, но сама форма передает славянское произношение». Фрагмент корчаги датируется XI веком, возможно к этому же времени относится и надпись. Надо сказать, что находки материальной культуры на Таманском городище в основном имеют греческое (византийское) происхождение. Недолгое пребывание в Тмутаракани древнерусских князей, их дружинников, торговцев, монахов оставило немногочисленные следы.

Амфоры с территории памятника-городища Гермонасса-Тмутаракань (в античные времена на территории Тмутаракани был основанный греками город Гермонасса). Фотография с сайта Таманского музейного комплекса
Амфоры с территории памятника-городища Гермонасса-Тмутаракань (в античные времена на территории Тмутаракани был основанный греками город Гермонасса). Фотография с сайта Таманского музейного комплекса
Фрагмент тмутараканской корчаги с надписью INO. Фотография из книги А.А. Медынцевой «Грамотность в Древней Руси», М., 2000
Фрагмент тмутараканской корчаги с надписью INO. Фотография из книги А.А. Медынцевой «Грамотность в Древней Руси», М., 2000

Теперь перенесемся в Старую Рязань – один из крупнейших древнерусских городов XII-XIII веков, столицу Великого Рязанского княжества. Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 1096 годом. Во время нашествия Батыя зимой 1237 года город был полностью уничтожен. По одной версии историков, поселение на этом месте уже больше никогда не восстанавливалось, по другой – частично восстановилось и окончательно прекратилось в XIV веке. В 1778 году расположенный в 50 километрах выше по течению Оки город Переяславль-Рязанский получил название Рязань. Сегодня городище Старая Рязань – археологический памятник, историко-ландшафтный заповедник. В 1948 году археологи нашли фрагмент корчаги с ручкой, на которой полностью сохранилась надпись: «НОВОЕ ВИНО ДОБРИЛО ПОСЛАЛ КНЯЗЮ БОГУНКА». Первоначально ученых смутило два личных имени в надписи: Добрило (славянское и Богунка (возможно, производное от славянских Богуслав, Богухвал, Богуш и пр.). Ни одно из них не могло быть княжеским, поэтому читать надпись как «новое вино некий Добрило послал князю по имени Богунка» нельзя. Явное выделение «Богунки» в тексте более крупными буквами указало: имя принадлежит отправителю вина. Затем предположили, что «добрило» – название сорта вина; позже же решили: это прилагательное, образованное от глагола «добрити». В итоге «расшифровка» такова: «Новое вино добрило (то есть самое лучшее, доброкачественное, доброе) послал князю Богунка». Датируют же надпись XII веком, может быть, рубежом XII-XIII веков. Трудно сказать, какому из князей Старой Рязани предназначалось доброе вино.

Общий вид фрагмента корчаги из Старой Рязани и прорись надписи. Из книги А.А. Медынцевой «Грамотность в Древней Руси», М., 2000
Общий вид фрагмента корчаги из Старой Рязани и прорись надписи. Из книги А.А. Медынцевой «Грамотность в Древней Руси», М., 2000

А вот с находкой в столице в другом древнерусском княжестве определенности больше. Когда-то город Пинск в Брестской области Белоруссии входил в состав Туровского княжества, затем стал центром Пинского княжества. Впервые Пиньск/Пинеск упоминается в «Повести временных лет» под 1097 годом. В 1320 году Пинское княжество было присоединено к Великому княжеству Литовскому. В 1955 году в Пинске впервые производили археологические раскопки. В центре города, на так называемой Замковой горе, обнаружили фрагменты красноглиняных амфор-корчаг. На одном из них значилось: «ЯРОПОЛЧЕ ВИНО». Ученые датируют надпись не ранее второй половины XII века; известно же, что в 1190 году в Пинске справлял свадьбу местный князь Ярополк Георгиевич/Юрьевич (прапраправнук знаменитого Ярослава Мудрого). Скорее всего, корчага с вином принадлежала именно ему. Тем более что находки позволяли предположить: неподалеку от раскопа с фрагментами амфор находился княжеский дворец.

Прорись надписи на корчаге из Пинска. Иллюстрация с сайта epigrafika.ru
Прорись надписи на корчаге из Пинска. Иллюстрация с сайта epigrafika.ru