Найти тему
Приди в Себя!

3.2 Основные умственные операции (продолжение)

Операция 9. Анализ

Если любознательная обезьяна или ребенок, владеющий гаечным ключом и отверткой, разберут на части велосипед, то можем ли мы считать, что они совершили практический анализ объекта, как это написано в некоторых учебниках? Разумеется, нет, даже если они в уме смогут повторить те операции по расчленению целого, которые они выполнили практически. Ясно, что они не смогут снова собрать велосипед. Если это так, то возникает вопрос: отсутствие какой умственной операции лишает анализ и синтез единства?

Ответ: это - акт приписывания частям функций для целого. Шестеренка или колесо, наложение жгута, выделение кислого сока желудком становятся объектами анализа только в результате приписывания им нашим умом функций для целого - для велосипеда, для пункции вены, для поведения язвенной личности.

Теперь можем описать операции анализа и синтеза.

Анализ, как известно, есть операция мысленного или реального расчленения целого на составные части. Это процесс изучения внутренней структуры целого.

В нашем рассмотрении анализ - это умственная операция присваивания каждой части соответствующих ей функций для целого. Наложение жгута имеет разные функции в зависимости от того, частью какого целого является это действие, должно ли оно сделать удобным проникновение в вену или служит прекращению кровотечения при ранении. Отделение сока – это пищеварительная функция желудка в ситуации, в которой предстоит еда, а у язвенной личности выделение сока становится функцией защиты от обиды или неудачи. Анализ в данном случае обнаруживает принятие желудком не свойственной ей функции, что ведет к болезни.

Любая реальная или воображаемая, живая или мертвая вещь может стать предметом анализа и синтеза. Психоанализ, например, занят расчленением на элементы переживаний и эмоций человека. Однако эту задачу психоанализ только поставил, но не довел до конца. Как устроены эмоции, то есть, как функционируют части, порождающие эмоцию, психоанализ часто не знает.

Рассмотрим для иллюстрации элементы эмоции обиды. Примем, что эмоция представляет некоторую целостную психическую функциональную систему, целое, которое состоит из определенных умственных операции, каждая из которых по отдельности не является эмоцией, как водород и кислород не являются водой. Психическая функциональная система, именуемая обидой, зарождается еще в детстве, и ее структура остается неизменной в течение жизни, только способы переживания обиды могут меняться. Поставим вопрос: из каких элементов (умственных операций) возникает обида?

Обида включает в себя привычные и не контролируемые сознанием и волей акты: акт построения ожиданий, акт восприятия реального поведения другого, акт оценки и сличения этого поведения с этими ожиданиями. Каждое из этих умственных действий само по себе не является эмоцией. Можно сказать, это части обиды, которые вместе, организованные в целостность и осуществляясь автоматически, по привычке, бессознательно производят эмоцию, переживающуюся осознанно. Если из этого целого изъять хотя бы один акт - скажем, акт сличения ожиданий и реальности - эмоция не возникнет.

Если нам удастся сознательно провести анализ и синтез программы, производящей эмоцию обиды, и осознать ее, то, естественно, мы овладеем этой эмоцией. Обида перестанет досаждать нам.

Овладение саногенным мышлением предполагает, что мы научились сознательно анализировать свои эмоции, желания, переживания.

Операция 10. Синтез

Синтез состоит не в собирании целого из выделенных и осознанных элементов, а в разложении целого на функции составляющих его частей и присвоении каждой из них функций для целого. После осознания элементов программы «обида» человек может любую свою обиду осознавать как синтез этой программы, в результате чего эта работа перестанет быть бессознательной и автоматической. Он приобретет способность правильно думать о своей обиде и, соответственно, управлять этой эмоцией. Следовательно, анализ и синтез выступают в качестве важных умственных действий по управлению поведением.

Итак, синтез – это совокупность умственных операций присвоения элементам целого функций, которые являются результатом исполнения их частями этого целого. Таким образом, для понимания целого анализ функций целого является синтезом этого целого из его составляющих.

Операция 11. Целеполагание

Поведение невозможно без цели, которая является основанием для всех актов управления поведением. Целеполаганию посвящен отдельный раздел Азбуки (см. Содержание).

Операция 12. Намерение

Установка к действию является важным фактором управления поведением.

В зависимости от обстоятельств и прошлого опыта цель может быть достигнута разными путями. В процессе ориентировки из множества программ выбирается подходящая для данного случая. Намерение возникает с момента акта присваивания установке к действию имени, обозначающей программу поведения. "Я иду в ресторан", или "Я покупаю полуфабрикаты, из которых готовлю обед" или "Я открываю холодильник и делаю бутерброды, наливаю кофе из термоса" и т.п. В данном случае операция присваивания предстоящему еще неопределенному действию конкретного имени превращает неопределенную установку в определенное намерение. Выбор присваиваемой программы зависит от ее уместности, привычности и от экономии усилий на ее реализацию.

Операция 13. Пуск и прекращения поведения

Начало любого действия или большого поведенческого цикла происходит вследствие умственной операции, дающей команду “Пуск!”. Действие всегда начинается под воздействием ключевого стимула. Если его интенсивность достигает некоторого порога, то действие начинается. Намерение состоит в том, что объектом манипуляции становится повышение или понижение порога определенного действия. Умственное управление поведением приводит к тому, что переживание эмоций изменяет порог конкретного действия, в результате чего происходит или запуск, или его прекращение.

Существует взаимосвязь между порогами различных действий,  что приводит к некоторому автоматизму управления поведением. Например, при голоде порог пищевых действии снижается, а пороги сексуального поведения повышаются. В сексуальной ситуации - наоборот. Гнев снижает пороги агрессии, а любовь их повышает. Воля состоит в сознательном усилии повышения или понижения порогов некоторых действий.

Самообладание проявляется, например, в том, что гнев не вызывает агрессии, поскольку порог этого поведения волевым образом повышается, вопреки естественной тенденции к его снижению.

Многие действия однообразны и повторяются. В этом случае их умственный контроль зависит от некоторых внешних стимулов и критериев, восприятие которых поэтапно повышают порог действия. Тот, кто знает хотя бы один язык программирования, может представить схему работы операторов организации цикла, в котором цикл прекращается, когда управляющая переменная достигает некоторого граничного значения. В этом смысле операция пуска действия или прекращение действия сводится к присваиванию определенного критического значения порогу.

Механизмы переработки информации в операциях пуска и прекращения действия одни и те же независимо от того, где это происходит, в пищевой или репродуктивной функциональной системе или в компьютере. Законы поведения одни и те же, будь они в космосе, в уме или физиологической функциональной системе.

Любое действие имеет порог, значение которого может быть разным. Механизм прост: при повышении значения порога действие прекращается, а при понижении - запускается. Можно представлять это так. Имеется набор программ с их порогами. С возникновением намерения какая-то программа становится объектом манипуляции нашего ума, сознающего или не сознающего это. В спящей программе порог высок. Пуск происходит в результате умственной операции присваивания малого значения порога. Прекращение действия - это результат присвоения активному действию порога высокого значения.

Таким образом, начало и прекращение действия - результат весьма простой умственной операции присваивания значения управляющей переменной, порогу.

Операция 14. Сличение программы поведения с ее реализацией

Установлено, что наш мозг чувствителен к рассогласованию программы поведения с результатами поведения. При рассогласовании возникает состояние напряженности, дискомфорта, стресса, который может быть разрешен одним из двух способов: изменением программы или приведением поведения в соответствие программе. Если полученный результат поведения функциональной системы совпадает с параметрами акцептора результатов действия, то поведение прекращается. Если нет, то умственные  операции управления поведением повторяются до тех пор, пока не произойдет соответствие результата с ожидаемым результатом. Если я забиваю гвоздь, то увидев, что шляпка сравнялась с поверхностью доски, перестаю бить молотком. Тот же, кто будет продолжать работать молотком и после этого, вызовет у окружающих озабоченность за состояние его ума.

Более подробное рассмотрение этого вопроса ждет нас в разделе «Системы» (см. Содержание).

Операция 15. Сравнение

Следует отметить, что само понятие сравнения пока было не определено, и мы как бы основывались на интуитивном представлении о том, что сравнение - это нахождение сходства в двух разных объектах и различия в сходных. Однако сами понятия сходства и различия не операциональны. Мы должны установить, какие уже известные нам умственные операции составляют более сложный акт сравнения. Нам известны две операции: акт присваивания значения и акт признания допустимости или недопустимости операции к данному операнду, объекту. Исходя из этого, без труда можно сделать следующий вывод.

Если относительно некоторых двух объектов к каждому из них допустима одна и та же операция присваивания значения, то оба объекта одинаковы с точки зрения этой операции, равны. Сказанное не согласуется с обыденным представлением, так как коробка с пятью карандашами и коробка с пятью спичками оказываются одним и тем же объектом. Все дело в той операции, которую мы применили. Если бы применялась операция взвешивания, то объекты были бы признаны не равными. А если применять операцию счета, то в результате каждому объекту приписывается одно и то же числовое значение. Если же присвоение значение будет происходить по иным параметрам, то те же два объекта окажутся различными. Например, когда критерием сравнения окажется функция зажигания, то пять спичек и пять одноразовых зажигалок будут равны, хотя каждый из элементов этого множества будет не равен другому элементу из другого множества по другим признакам. Математики с удивительной скрупулезностью исследуют операции, составляющие акты сравнения объектов различной природы.

Операция 16. Счет

Когда мы сравнивали коробку спичек и коробку карандашей, нас интересовал результат, полученный путем счета. В данном случае счет происходил сознательно. Каждый акт счета представляет собой совокупность организационных операций: создание образа объекта, поиск и выделение объекта из фона, приписывание ему числа в определенной шкале, постановка отметки о том, что объект сосчитан, чтобы исключить повторное применение операции счета к этому объекту, приписывание числа к результату счета. С этой точки зрения число не может быть ничем иным, как результатом счета.

Мистические представления о сущности числа держатся в умах людей потому, что превратившийся в привычку счет стал бессознательным. Мы очень часто просто не сознаем, что считаем. Наш ум производит эту операцию автоматически. А между тем все живое на Земле построено на основе синхронизированных между собой и упорядоченных ритмических, повторяющихся процессов с конкретными пороговыми мерностями. Привычка к счету заставляет нас обращать внимание на эти мерности, они появляются в сознании как бы «ниоткуда», внезапно и неожиданно, что и вызывает в нас характерное ощущение некой «сверхъестественной магии», хотя речь идет об отражениях вполне рациональных процессов.

Для иллюстрации приведем простой пример. В так называемых традиционных культурах счет производится по принципу «один-два-три-много». Кто-то считает до десятка, кто-то – до двух, но суть от этого не меняется. Любой представитель племени, который по каким-то причинам умеет считать, например, до нескольких сотен, – это уже колдун, шаман. Так как он оказывается в состоянии «мистически предсказывать» такие вещи, как смена времен года, появление и исчезновение Луны или иного значимого для племени небесного тела (яркой звезды) и прочие цикличные явления.

Знание мерностей окружающего мира – это всегда вопрос «счета» той или иной степени сложности. Осознанного счета.

Знание основных умственных операций (один из видов такого «счета») позволяет человеку лучше и быстрее осознать интимные механизмы мышления, управляющего поведением. Этим человек расширяет свое coзнание. Рассмотрим операции, связанные с работой нашего ума по структурированию времени.

Операция 17. Импликация

Эта операция является элементом ориентировки и определения ситуации. Она связывает прошлое и настоящее. Здесь мы имеем определенным образом организованные операции, структурирующие время на прошлое, настоящее и будущее. Такой ход мыслей со времен Аристотеля принято называть силлогизмом.

Импликацией называют сложную  операцию  ума, которую можно иллюстрировать формулой "Если ..., то...":  “Если гриб обладает какой-то ножкой и издаёт этот запах, то он съедобен». В этом суждении операции со временем устранены. Суждение как бы абстрактно существует вне времени и места, однако его применение структурирует время. Данная операция решает вопрос о допустимости некоторой операции присваивания объекту значения при условии допустимости присваивания этому же объекту иного значения. Любое условное высказыва¬ние содержит связь между допустимостью операций присваивания. С этой точки зрения все операции по управлению поведением содержат импликации. Например, если порог достигается данного уровня, то действие прекращается или начинается. Все зависит от того, возрастает или убывает управляющая переменная, и каким образом происходит присваивание ей значения.

Фактором, присваивающим значение порогу, часто является время. Голодание в течение 6 часов или 12 часов отличаются разным снижением порога пищевого поведения. Ломка у наркомана происходит под влиянием времени абстиненции, снижающей количество эндорфинов в крови. Лечение как раз состоит в том, чтобы влиять на эту переменную величину, например путем электрической стимуляции активных точек на коже. У здорового человека уровень эндорфинов поддерживается обычными жизненными актами работы, любви, секса, успеха и иных нормальных удовольствий.

Операция 18. Предвидение

Будущее моделируется в настоящем на основе опыта прошлого. Наиболее важными единицами опыта являются знания закономерностей, которые часто выражаются в форме импликации. Если в прошлом это было верно, то оно верно и сейчас, и будет верно в будущем. Если пятак нагреть, то он расширится. Это кто-то уже проверил, и поэтому будет верно для любых пятаков в любом обозримом для человека будущем. Поэтому тот, кто намерен нагревать металлические тела, должен ожидать их расширения.

То же можно сказать и о поведении живых существ. Если в прошлом при неудаче у Иванова возникало несварение желудка, то и в будущем следует ожидать жалобы на желудок, если предполагается неудача в чем-либо. Однако это только предполагается.

Несварения может и не быть. Вероятность ожидаемой реакции желудка Иванова может быть малой или достаточно большой, чтобы быть достоверной. Если Иванов страдает гастритом, то эта вероятность больше, в противном случае - меньше.

Сказанное позволяет считать, что предвидение состоит не только в построении модели будущего, но и оценке вероятности того, что эти ожидания подкрепятся.

Операция 19. Оценка вероятности предстоящего

Предвидение предполагает существование некоторой шкалы субъективных вероятностей события, которое может произойти. Эта шкала существует не в виде линейки или циферблата, а в виде установившихся лингвистически структур оценивания будущего, преимущественно в виде наречий, выражающих признаки действия, то есть поведения.

Субъективная шкала вероятности действия или события выражается в таких словах, как “очень редко”, “редко”, ”часто”, “очень часто”, “всегда”.

начало статьи

Telegram-канал "Приди в себя!"