Рубрика Советы логопеда
🚨 Когда ко мне на диагностику записываются с предварительным диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра) , я понимаю, какие пособия или материалы мне говорить и, вообще, настраиваюсь психологически очень тщательно!
❓ Почему?
⚡ Из-за глубины и сложности расстройства работа логопеда с детьми с аутизмом на диагностике и на первых уроках начинается либо с изучения анамнеза и наблюдения за ребенком, либо, если документы были изучены ранее или они вовсе отсутствуют, дефектолог устанавливает контакт с ребенком.
► «устанавливает контакт» звучит слегка абсурдно.
Всем известно, что суть структуры дефекта при РАС – отсутствие коммуникации.
🧩 Именно за ее установлением и приходят ко мне на коррекцию.
🔔 Тем не менее, установить с ребенком эмоциональный контакт возможно.
На этом этапе от дефектолога требуются знания, чтобы формировать контакт с аутистичным ребенком, чем его «заякорить».
Когда ребенок начинает идти на контакт, я формирую сам навык - социального взаимодействия с партнером (со мной) и далее – с другими.
⚡ По опыту, на установление контакта со специалистом уходит от 3-5 занятий, в некоторых случаях – до 8-10 занятий, но этот предварительный этап необходим,
► далее следует этап формирования первичных учебных навыков.
Логопед- дефектолог формирует у ребенка навыки взаимодействия со взрослыми в более формальных ситуациях.
🧩 Его учат работать за столом, использовать сенсорные материалы, выполнять задания.
⚡ Важно учитывать только интересы и предпочтения ребенка и каждое действие сопровождать эмоционально-смысловыми комментариями. На этом этапе ребенок учится выполнять просьбы, такие как, «дай» и «покажи».
► на этапе обучения пониманию речи я и другие специалисты используют черно-белые карточки.
Я в первую очередь обучаю ребенка словам повседневного обихода.
⚡ Далее - знакомлю с названиями предметов и простых движений, действий. Для этого также использую картинки, фотографии.
► на этапе обучения экспрессивной речи начинаю работу с подражания звукам и артикуляционным движениям.
⚡ Из отработанных звуков в дальнейшем становится возможным формировать первые слова.
Отмечу, что все выше указанные этапы возможны у детей, у которых сформирован указательный жест.
🔔 Если же его нет, первым делом мы учим жестам, а далее постепенно отказываемся от жестов.
При расстройстве аутистического спектра ребенка также учат вербально выражать согласие или несогласие в самом начале коррекции, чтобы сразу облегчить взаимодействие с ним окружающих близких.