Предпосылками аддиктивного поведения, в т.ч. и РПП, являются дисфункции семей.
По виду дисфункции семьи делятся на конфликтные (присутствуют затяжные конфликты), нравственно неблагополучные (у один или оба родителя алкогольно и/или наркотически зависимы) и криминальные семьи (наличие судимости у родителя(-ей)).
Также выделяют 6 типов негармоничного воспитания:
- Потворствующая гиперпротекция: детям позволяется всё, они не знают границ ("чем бы дитя ни тешилось - лишь бы не плакало").
- Доминирующая гиперпротекция: это вариант из серии «Сынок, иди домой!» - «Зачем, мама? Я замёрз?» - «Нет, ты хочешь кушать».
- Гипопротекция: ребенок никому не нужен, не ухожен, предоставлен сам себе.
- Повышенная моральная ответственность: взрослые в семье свято блюдут высочайшие стандарты во всех областях жизни и заставляют ребёнка им соответствовать.
- Эмоциональное отвержение: ребёнка не любят, он чувствует себя нежеланным и отверженным.
- Жестокое взаимоотношение: физическое насилие, жестокое наказание за малейший проступок.
Кроме того, негативно на детей влияет созависимость как феномен семейных отношений. Дети в таких семьях имеют низкий уровень самооценки и саморегуляции и обладают ригидностью мышления.
Тяготение родителей к перфекционизму, тщеславие и стремление к социальному успеху также негативно влияет на подрастающее поколение: в таких семьях все друг друга оберегают, прилагают титанические усилия для поддержания мира и/или избегания конфликтов, однако отрицают наличие эмоциональных конфликтов. Конфликты не разрешаются – и в семье царит звенящее напряжение.
Исследование предрасположенности девушек 14-15 лет к РПП (Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, «Психологическая оценка предрасположенности девушек-подростков к нарушениям пищевого поведения») выявило определенные проблемы в семьях девочек с отклоняющимся пищевым поведением: авторитарность и доминирование матери, отец же в семье находится «на вторых ролях»; негативная оценка внешности девушки со стороны отца; стремление к социальному успеху всех членов семьи; сосредоточение матери на диетах (девушки-подростки копируют идеалы и поведение матери); отношения в семьях чрезмерно близкие, они препятствуют развитию автономии членов семьи (подростков, в первую очередь); стремление матери опекать подростка (что влечет за собой ограничение его свободы и способности самостоятельно принимать решения); в основном заботу в их семье проявляет мать, а отец любит, чтобы о нем заботились; девушки в таких семьях испытывают генерализованное чувство вины (вина не за конкретный поступок – это чувство у них не имеет конкретного предмета); отрицательное отношение к своему прошлому и тревожно-негативное – к будущему; ощущение себя «некрасивой», «толстой».
И наконец, существуют семьи, где еда является единственным способом выражения заботы и любви. Любая потребность ребёнка «затыкается» едой. К сожалению, это очень распространено в нашей культуре в связи с историей нашей страны (живы еще люди, которые голодали в ВОВ).
Таким образом, воспитание в дисфункциональной семье прямым или косвенным образом формирует у подростка определенные психологические особенности, ведущие к формированию девиантного поведения. Дети, растущие в дисфункциональных семьях с негармоничным стилем воспитания приобретают страхи, тревогу, вину и субъективное чувство одиночества, которое заполняет в итоге РПП.
Сколь дисфункцональна ни была ваша семья, в ваших силах сделать ваше пищевое поведение более здоровым!
Автор: Татьяна Имекина
Психолог, РПП
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru