12,8K подписчиков

Что сейчас интересного в селе Маджа, где когда-то жители скопом убили легендарного богатыря

Ранней весной, исследуя малоизвестные коми деревушки, добралась до деревни Сёйты, известной тем, что там любил проводить свободное время советский драматург Николай Дьяконов. Его имя ассоциируется с пьесой «Свадьба с приданым», по которой был снят одноименный фильм.

Пара улиц в Мадже заасфальтированы, а на остальных все, как сотни лет назад
Пара улиц в Мадже заасфальтированы, а на остальных все, как сотни лет назад

Сегодня это совсем маленькое поселение, отмеченное разве что старинной церковью в исправном состоянии и домом-музеем Дьяконова. Местная жительница охотно рассказала, что ещё помнит истории о писателе: будто тот обожал рыбалку и иногда любил с деревенскими мужиками крепко выпить... А ещё посоветовала: «Поезжайте лучше в Маджу. Там цивилизация, магазины, людей много. Неужели не знаете?»

Ранней весной, исследуя малоизвестные коми деревушки, добралась до деревни Сёйты, известной тем, что там любил проводить свободное время советский драматург Николай Дьяконов.-2

Сытно и богато было когда-то

За свои пробелы в знаниях стало стыдно, и как только выдалась ясная погода, поехала смотреть знаменитую Маджу. Асфальтовая трасса через 70 километров от дома привела к повороту в поля, где ухабистая дорожная ветка уткнулась прямо в старинное село с чудесным названием.

Синее половодье на Вычегде, открывающееся с берега Маджи
Синее половодье на Вычегде, открывающееся с берега Маджи

Вообще-то с коми слово «Маджа» переводится, как «река с порогами» или «пороги». Речка с таким названием протекает неподалеку от села. Но местные жители предпочитают иную, более метафоричную, версию происхождения названия села – «полка с медом».

Очередной могучий дом, куда кажется давно никто не заглядывал
Очередной могучий дом, куда кажется давно никто не заглядывал

Село находится на возвышенности, словно на полке – с берега открывается водная гладь реки Вычегды, леса на тысячи километров. По преданию, в 16 веке сюда пришли три брата, увидели высокий холм, оценили рыбные места и леса, богатые дичью, и решили здесь поселиться. А за щедрость места, стоящего на возвышенности, нарекли его «Полкой с медом» или по-коми Маджа.

Возможно, это когда-то был детский сад или местный житель так живописно обустроил свою территорию. Но сейчас здесь все в запустении
Возможно, это когда-то был детский сад или местный житель так живописно обустроил свою территорию. Но сейчас здесь все в запустении

Куда ни глянь - борщевик

Но сейчас у нас, как случайных путешественников, увиденное место восторга не вызвало. Типичное село, где новые облицованные стандартным сайдингом дома чередуются с брошенными хоромами с покосившимися заборами. Борщевик, как маркер заброшенности, заполонил бесхозные поля и торчал даже посреди села.

Ранней весной, исследуя малоизвестные коми деревушки, добралась до деревни Сёйты, известной тем, что там любил проводить свободное время советский драматург Николай Дьяконов.-6

Заинтересовал разве что еще вполне добротный огромный амбар. Кому он принадлежал, для чего служил, насколько давний – неведомо. Вполне возможно, что и сейчас он мог бы еще пригодиться, пусть даже стать летним музеем для села. Но, судя зарослям сухого борщевика вокруг да заржавевшему замку, для маджинцев он особенной ценности не представляет.

Настоящее очарование сохранилось в Мадже – все там же, что и четыре столетия назад, на высоком берегу над Вычегдой. Именно здесь расположился центр села, где все важное находится рядом - почта, магазины, ФАП, остановка автобуса, связывающая жителей с ближайшим крупным селом Корткеросом.

Без хрестоматийных луж в центре села никак не обойтись
Без хрестоматийных луж в центре села никак не обойтись

Скатываются под горку по пожухлой траве весёлые дети. Над разлившейся рекой стоит обелиск со строчками одинаковых фамилий... Над рекой летят птичьи стаи. Именно здесь хотелось бы поставить скамейки и любоваться просторами. Но кажется, что мои городские запросы и ценности снова не совпали с местными. Видимо, летом на склоне колосится ядовитое растение, закрывая живописные просторы, поэтому скамейки или беседки для задушевных бесед ставить не хочется.

Ранней весной, исследуя малоизвестные коми деревушки, добралась до деревни Сёйты, известной тем, что там любил проводить свободное время советский драматург Николай Дьяконов.-9

Маджинские кашееды

Между тем, у Маджи имеется интересная легенда, о которой можно узнать скорее из интернета, чем познакомиться с ней в самом селе. Жителей села с давних пор называют кашеедами. А связано это прозвище с криминальной легендой о коми богатыре по прозвищу Юрка.

Ранней весной, исследуя малоизвестные коми деревушки, добралась до деревни Сёйты, известной тем, что там любил проводить свободное время советский драматург Николай Дьяконов.-10

По-коми «юр» означает голова. А легендарный маджинец хоть и невысок, но был сильным, выносливым, здоровенным. Видимо из-за этого ему и дали такое прозвище. Как и у любого коми охотника, имелись у Юрки свои угодья, где он охотился на лесного зверя.

По всему селу пахнет свежей древесиной. Как обычно, зимой в деревни привозят дрова и колят их с запасом
По всему селу пахнет свежей древесиной. Как обычно, зимой в деревни привозят дрова и колят их с запасом

Но дичи в лесу становилось меньше, а богатырь отличался непомерным аппетитом. И стал Юрка у односельчан скот воровать. Каждый день ему требовалось по целой туше съедать, все больше стали пропадать у жителей овцы, корова и телята. И, чтобы положить конец издевательствам Юрки, жители решили его убить.

Вот как записал это предание во время одной из фольклорных экспедиций ученый Юрий Рочев: «Однажды они напоили его разными винами, потом усадили на спаренную лодку, взяли у купца Герасима в мельнице пару жерновов, привязали их к нему и утопили Юрку. А долго с ним возились-боролись. На чужом овечьем мясе, ра­зумеется, можно стать силачом, это ведь не то, что грибы есть...»
Юрка, связанный своими односельчанами
Юрка, связанный своими односельчанами

После смерти Юрки маджинцы развели на берегу костер и сварили кашу. И чтобы разделить грех на всех поровну, каждый хлебнул по ложке каши. Тех же, кто не хотел ее есть, кормили насильно. Таким образом, вина за убийство Юрки легла на каждого жителя Маджи.

С тех пор озеро у села, где по преданию утопили связанного сетями богатыря, называют по Юрка-ты («ты» с коми переводится как озеро»). А самих сельчан стали обзывать «маджинский кашеед».

Ранней весной, исследуя малоизвестные коми деревушки, добралась до деревни Сёйты, известной тем, что там любил проводить свободное время советский драматург Николай Дьяконов.-13

Долгое время легенда сохранялась лишь в фольклорных записях и книгах, а пару лет назад в Мадже ее решили пересмотреть и придать ей новый смысл. Тогда летом 2022-го в селе устроили гастрономический фестиваль кашеваров. Вышло любопытно: кашевары представили на турнире с десяток разных каш. По мотивам легенды о прожорливом коми богатыре Юрке создано немало ярких иллюстраций, само предание так и просится стать местным брендом.

Ненасытный Юрка, ворующий телят
Ненасытный Юрка, ворующий телят

Но все эти яркие образы, затеи на селе не хотят или не умеют превращать во что-то привлекательное. И после посещение Маджи осталось двоякое впечатление. С одной стороны, печальный вид села, а с другой любопытство и желание изучить его легенды и историю.

Спасибо за 💙, подписку и не пропустите другие истории: