Предлагаем Вашему вниманию шутливое меню из «Летописи сельца Абрамцево» Саввы Ивановича Мамонтова (1883 год).
«Тщательно продуманное menu для обеда на случай надобности:
1. Суп из лебедя, щуки и рака
2. Poisson d’Avril à la Ignatieff
3. Телячья голова à la patriote [...]
5. Жареное: дичь из Московских Ведомостей
6. Каши из манны небесной
Десерт: дули и фиги.
Вино из погреба Ноя».
Сейчас к этому меню требуются кое-какие пояснения.
- «Poisson d’Avril» — по-французски означает «день смеха», а в буквальном переводе - «апрельская рыбка», которую незаметно прикалывают к спине 1 апреля - такая популярная первоапрельская шутка во Франции.
История "Первоапрельской рыбки" уходит своими корнями в XVI век. Происхождение названия связывают с казусами, связанными с переносом "Нового года" в 1564 году, инициированным королем Карлом IX. Новый год решили отмечать не 1 апреля, а 1 января; все радостно отгуляли праздник зимой, а в апреле решили повторить, как ответ на королевский указ. Близким отправили шуточные подарки. Именно такое "фальшивое" празднование дало начало первоапрельской традиции. Вероятно, в меню Мамонтовых этот пункт означает нечто несвоевременное, устаревшее, особенно учитывая, что рыбка была приготовлена по-игнатьевски.
- «А la Ignatieff» — «по-игнатьевски». Н.П. Игнатьев - дипломат, министр государственных имуществ и внутренних дел. Его крайне консервативные взгляды отличали его от многих других политических деятелей. Он настаивал на проведении активной внешней политики России на Востоке, что часто приводило к конфликтам с другими политическими и общественными деятелями. Кроме того, ему были не чужды и финансовые авантюры, которые, в конечном счете, привели к его разорению.
- «Телячья голова à la patriote» — это, видимо, насмешка над помпезностью торжеств коронации царя Александра III, которая как раз происходила в эти дни 1883 года, когда Савва Иванович писал своё «меню».
- «Московские Ведомости» — газета крайне консервативного направления.
- "Вино из погреба Ноя" производилось винно-коньячным заводу Шустова, который был известен необычными рекламными ходами для продвижения своего напитка.
Предприниматель понимал, что в России не доверяют отечественному производителю. Поэтому начинать рекламную кампанию нужно из-за рубежа. Для этого он нанял около 20-25 молодых людей, которых отправил в Европу.
Их задача заключалась в том, чтобы проводить время с дамами в самых роскошных заведениях и заказывать изысканные блюда. После того как стол был сервирован, молодые люди спрашивали бутылку шустовского «лучшего в мире коньяка».
Разумеется, в меню его не было, поэтому после отказа молодые люди расплачивались по счёту, не притронувшись к блюдам и извинялись перед дамами. Они уходили с обещанием, что больше никогда не вернутся в это место.
Рекламная тактика сработала, и вскоре все престижные рестораны Европы стали заказывать «загадочный российский коньяк». За ними подтянулись и более мелкие кабаки, которые не хотели, чтобы их считали устаревшими.
Интересно, что именно зарубежная слава армянского коньяка привлекла российского потребителя, который стал доверять отечественному производителю. Однако для внутреннего рынка Шустовы тоже приготовили рекламу — все газеты и журналы того времени были наводнены объявлениями. Прямо на обложке самого читаемого журнала «Нива» красовалась реклама бренда.
Вот такое удивительное меню, наполненное намеками и загадками. Какие необычные блюда вы знаете? Поделитесь в комментариях!