Найти в Дзене
С книгой по миру📚

Князь Владимир Одоевский и его "Русские ночи". Краткое содержание.

Многие знают Владимира Одоевского по сказке для детей "Городок в табакерке".

В.Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского. 1844 г.
В.Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского. 1844 г.

Однако он автор и более серьезного произведения - "Русские ночи", которому невозможно дать точного жанрового определения. В общем и целом - это сборник рассказов, публиковавшихся в тридцатых годах девятнадцатого века в разных журналах и альманахах. Окончательный текст книги был готов к 1843 году, когда Одоевский заключил условие с книгопродавцом А.И. Ивановым об издании собрания сочинений в количестве 1200 экземпляров.

Роман в повестях построен как беседа четырех дворян (романтика - шеллингианца, "русского Фауста" и двух прагматически мыслящих людей), собирающихся по ночам для философствования и обсуждения различных сторон бытия.

Авторские права на фотографию принадлежат Михидову К.С.
Авторские права на фотографию принадлежат Михидову К.С.

Вряд ли это произведение может похвастаться захватывающей сюжетной линией, однако, спустя несколько недель после прочтения, меня не отпускают впечатления от некоторых рассказов. Например, история об архитекторе, который не смог воплотить свои творения в жизнь и они преследовали его после смерти. Или повесть о творческом пути всем известного Себастияна Баха. А также Людвига Ван Бетховина. Вообще, Владимир Одоевский - признанный классик музыкальной критики и один из идеологов Московской консерватории. Немудрено, что в его произведениях эта тема широко представлена.

Пройдёмся по всем "ночам" по-порядку.

Введение.

Книга начинается с цитаты Данте Алигьери, девять кругов Ада которого я разбирала весь январь. Вот здесь мои труды, и не напрасные, потому что в очень многих произведениях классиков (и не только) отсылки на итальянского богослова.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Данте. Ад.

Следом В. Одоевский цитирует Гете.

Позвольте же мне сперва говорить притчей. При трудно понимаемых вещах, пожалуй, только таким образом и можно помочь делу.
Гете. Годы странствий Вильгельма Мейстера.

Сам Одоевский пишет во введении, что считает возможным "существование такой драмы, где бы не речь, подчиненная минутным впечатлениям, но целая жизнь одного лица служила бы вопросом или ответом на жизнь другого".

Ночь первая.

Здесь обсуждается эволюция человека со времен изобретения огня до просвещенного общества. О том, насколько мы привыкли к обыденным вещам, и воспринимаем их как должное.

Каких усилий стоило человечеству достигнуть весьма простой вещи, на которую обыкновенно никто не обращает внимания, то есть жить в доме с рамами и печами?

А также тот путь, который проходит гений, изобретая что-то новое, подвергаясь насмешкам, эпиграммам и упрекам. Наконец, к чему мы пришли в итоге, став просвещенными?

Просвещение! Наш XIX век называют просвещенным; но в самом ли деле мы счастливее того рыбака, который некогда, может быть, на этом самом месте, где теперь пестреет газовая толпа, расстилал свои сети?

Ночь вторая.

Основная мысль дискуссии во вторую ночь - чем дольше человечество существует, тем больше встречает скорее вопросов, нежели ответов, в разных науках и искусствах.

Как! Медицина на последней степени совершенства, но причина здравия, причина болезни, образ действия лекарства - все остается загадкою?<...>Химия на высшей степени совершенства. Мы пережгли все произведения природы, но которое из них мы восстановили? Которое объяснили?<...>Вы пытаетесь начертать теорию живописи, а еще не решили вопросов: отчего мы невольно всякую степень красоты приравниваем к красоте человека?

Интересна здесь также мысль о человеческом сумасшествии, которое сравнивается с состоянием поэта, всякого гения - изобретателя.

Разве не почитали сумасшедшим Коломба, когда он говорил о четвертой части света, - Гарвея, когда он утверждал обращение крови, Франклина, когда он брался управлять громом и молниею, - Фультона, когда он каплею горячей воды решался противустать грозным силам природы?
Мы называем человека сумасшедшим, когда видим, что он находит такие соотношения между предметами, которые нам кажутся невозможными.

Ночь третья.

Одна из моих любимых историй была рассказана этой ночью. Здесь наши друзья обсуждают рукопись "Труды кавалера Джамбаттисты Пиранези".

Некий библиоман отправился в молодости за море отыскивать редкие книги. Он оказался в Неаполе, в маленькой книжной лавочке, где встретил чудака,

в старинном французском кафтане, в напудренном парике, под которым болтался пучок, тщательно свитый.

Чудак рассматривал книгу, на которой были изображены архитектурные гравюры. В итоге оказывается, что этот оригинальный субъект - архитектор Пиранези, автор нарисованных проектов. Но интрига в том, что он ... уже умер. Несчастье его души в том, что она не может найти покой, так как при жизни его творения не было воплощены и остались на бумаге. Эти храмы и колонны оживают и требуют, чтобы их построили, мучая своего создателя.

Вообразите полёт фантазии князя Одоевского? Хотя это вопрос, что здесь фантазия, а что реальность.

Ночь четвертая.

Эта ночь богата на рассказы. Здесь их целых семь. Подробнее я остановлюсь на своих любимых - "Бригадир" и "Насмешка мертвеца" (ну нравится Одоевскому взгляд с того света).

Итак, в рассказе "Бригадир" абсолютно чётко описывается семейный уклад, характерный и для нашего времени. Как это обычно говорят, написанный в XIX веке рассказ не потерял актуальность и сейчас.

У гроба покойника никто особо не льёт слезы, потому что он был обычный человек и ничего выдающегося не сделал. Тогда покойник является перед одним из провожающих и возмущается, что он достоин гораздо более чуткого внимания, чем ему было оказано.

А я и мне подобные? Мы в тысячу раз более достойны слез и сожаления!

По той причине, что счастливые гении "бросившие плодоносную мысль на почва человечества" уже не нуждаются ни в похвалах, ни в благодарственных гимнах.

Далее он рассказывает историю своей жизни, удивительно напоминающую жизнь ваших соседей. О том, как его воспитывали в приличной семье, учили для благопристойности говорить не то, что думаешь, быть почтительным к родне и выучивать наизусть слова, смысла которых не понимаешь.

Далее мертвец говорит, что все женятся.

Надобно жениться и мне.

Жена ему под пару.

Ключевой момент:

В голове у меня до сих пор батюшкины мысли; если как-нибудь прийдет мне в голову мысль, не похожая на батюшкину, то я от неё отмаливаюсь, как от бесовского наваждения; боюсь быть дурным сыном.

Дальше любопытное описание супружеских отношений, суть которых в следующем:

Я жены моей никогда не любил, и что такое любовь, я никогда не знал.

Дальше он рассказывает, что точно также, как отец, он воспитывал своих детей и прививал им правила приличия.

В конце мертвец восклицает:

И все минуты моего существования, затоптанные в бессмыслии, приличиях, ничтожестве, слились в один страшный упрёк и жгучим холодом обдавали моё сердце!

... Кровавые слезы покатились по синим щекам мертвеца, и он исчез с грустною улыбкой.

Очень поучительный рассказ, крайне рекомендую.

В "Насмешке мертвеца" сюжет широко известен. Но устами банальностей глаголет истина, как говорится. Молодая девушка отвергает любовь в угоду расчету и положению в обществе. По дороге на бал она встречает похоронную процессию, и в покойнике узнает свою любовь. Дальше рассказывать не буду.

Ночь пятая.

Рассказ "Город без имени", представляет собой собирательный образ места, потерявшего свое былое величие и даже не обозначенного на карте. Повествование о том, что будет со страной, если к власти придут не образованные люди, одаренные любовью к наукам и искусствам, отличающиеся изысканностью вкуса, привычкою к изящным наслаждениям, а сначала купцы (что привело к торжеству банкирского капитализма), затем ремесленники (полностью уничтожившие торговую деятельность) и, наконец, землепашцы, привыкшие к грубой земляной работе.

Некому было указать на могущественные пособия науки, долженствовавшие предупредить общие бедствия. Голод, со всеми его ужасами, бурной рекою разлился по стране нашей. Брат убивал брата остатком плуга и из окровавленных рук вырывал скудную пищу. Великолепные здания в нашем городе давно уже опустели; бесполезные корабли сгнивали в пристани. И странно и страшно было видеть возле мраморных чертогов, говоривших о прежнем величии, необузданную, грубую толпу, в буйном разврате спорившую или о власти, или о дневном пропитании!

Мне кажется Одоевский очень точно предсказал историю XX века, а может, не только XX?

Авторские права на фотографию принадлежат Михидову К.С.
Авторские права на фотографию принадлежат Михидову К.С.

Ночь шестая.

Здесь представлен потрясающий рассказ "Последний квартет Бетховена", о знаменитом композиторе, потерявшем слух и проводившем в острой нужде последние годы своей жизни. Только его верная ученица Луиза содержала гения трудами рук своих.

- Как жаль! - сказал кто-то, - театральный капельмейстер. - Бетховен умер, и, говорят, не на что похоронить его.
Но этот голос потерялся в толпе: все прислушивались к словам двух дипломатов, которые толковали о каком-то споре, случившемся между кем-то во дворце какого-то немецкого князя.

Ночь седьмая.

Одна из любимых ночей. Потому что здесь Владимир Одоевский вволю предался мистицизму и написал рассказ "Импровизатор".

Доктор по имени Сегелиель обладал волшебным даром - мог исцелить любого больного. Так как клятву Гиппократа он не давал, то за свои услуги просил, что заблагорассудится. Например, изъявить ему знаки почтения, доходившие до подлого унижения: сделать какой-нибудь отвратительный поступок, разломать свой дом, оставить родину, уничтожить деньги в море и все в таком духе. Слава о нем распространилась по всему миру, но люди боялись идти к нему, так как в случае отказа выполнять его условия - больные немедленно умирали.

К этому человеку решился идти поэт с просьбой излечить его от "какой-то нравственной натуги", не позволяющей ему следовать своему природному влечению к стихотворству.

...Нет у меня способности мыслить, нет способности выражаться; хочу говорить - слова забываю, хочу писать - еще хуже.

Тогда Сегелиель ему отвечает:

Мы соглашаемся исполнить твою просьбу и дать тебе способность ПРОИЗВОДИТЬ БЕЗ ТРУДА (мое выделение); но первым условием нашим будет то, что эта способность никогда тебя не оставит: согласен ли ты на это?
...Ты будешь ВСЕ ВИДЕТЬ, ВСЕ ЗНАТЬ, ВСЕ ПОНИМАТЬ (выделение Одоевского).

Неудивительно, что Импровизатор согласился, и как вы уже догадываетесь, его жизнь превратилась в сущий ад. Оно и понятно, закон сохранения энергии никто не отменял, если мы что-то берем у мира - придется отдавать.

Сначала он действительно легко сочинял стихи, стал известным и заработал много денег, но потом пророчество Сегелиеля начало сбываться.

Импровизатор не мог уже быть со своей возлюбленной, потому что она превратилась для него в анатомический препарат (он ведь видел все насквозь). В изображении Мадонны, ранее успокаивавшем его страждущую душу, он видел лишь химическое брожение. В высоком художественном произведении он видел все механические подставки сознания: он чувствовал, как бесился поэт, сколько раз переламывал он стихи, которые казались невольно вылившимися из сердца.

Музыка также перестала существовать для Киприяно, в восторженных созвучиях Генделя и Моцарта он видел только воздушное пространство, наполненное бесчисленными шариками.

Вообщем, смысл понятен. Рассказ очень поэтичен и поучителен одновременно. Как говорится, бойся своих желаний (а часто они оказываются вообще не своими).

Ночь восьмая.

Себастьян Бах. Название говорит само за себя. Известно, что В. Одоевский был его горячим поклонником. Он даже пытался с ним встретиться:

В одну из моих заграничных поездок я нарочно остановился в Эйзенахе и, разумеется, прежде всего спросил: где дом Себастияна Баха. Трактирный лакей долго не возвращался, но наконец пришел ко мне с известием, что господина Баха в Эйзенахе уже нет. - Где же он? - спросил я. "Говорят, что г. Бах умер"- отвечал аккуратный лакей. В. Одоевский.

Очень интересная повесть про путь великого композитора: его становление, страсть к музыке, любовь и предательство дорогой женщины. И пусть конец этой истории с нотой грусти, однако, С. Бах познал то, что именуется счастьем найти свое призвание.

Действительно, Бах знал только одно в этом мире - свое искусство; все в природе и жизни - радость, горе - было понятно ему тогда только, когда проходило сквозь музыкальные звуки; ими он мыслил, ими чувствовал, ими дышал Себастиян; все остальное было для него не нужно и мертво.

Рекомендую эту повесть всем поклонникам музыки, да и в целом всегда интересно посмотреть на жизнь гения.

Ночь девятая.

Здесь нет какой-либо повести или отдельного рассказа. Дворяне ведут неторопливые философские споры, обсуждают Шеллинга, Гете.

Мы обсуждали это произведение на нашем литературном кружке и вот к каким основным выводам пришли:

  • мысль Одоевского невыразима (имею ввиду, когда пытаешься донести до людей нечто высокое, то любые слова делают эту мысль плоской и обыкновеной)
  • в "Русских ночах" налицо связь всех видов искусства - живописи, литературы, музыки
  • процесс познания индивидуален, истина непередаваема
  • наконец, В. Одоевский горячо верил в Россию (хотя некоторые исследователи считают некорректным его относить к "чистым" славянофилам).
Велико наше звание и труден подвиг! Все должны оживить мы! Наш дух вписать в историю ума человеческого, как имя наше вписано в скрижалях победы. Другая, высшая победа - победа науки, искусства и веры - ожидает нас на развалинах дряхлой Европы. Увы! Может быть не нашему поколению принадлежит это великое дело!

#одоевский #русскиеночи #классика #скнигойпомиру