Привет всем, неравнодушным к литературе! На январских праздниках я путешествовала вместе с Данте по девяти кругам Ада. Скажу вам честно, читаю это величайшее произведение не по собственному желанию, а готовясь к предстоящей сессии. А так как преподаватель по литературе средних веков - один из моих любимых, не могу себе позволить ударить в грязь лицом.
Пока вы читаете "Божественную комедию", вы действительно пройдете по девяти кругам Ада. Но вот что интересно. Постепенно, вы все более проникнетесь грехами и безрассудством, творящимися под землей. И совершенно точно (обещаю вам!) - найдете и себя в одном из девяти кругов. Так что чтение будет полезно и с практической стороны - вы будете знать, чего ожидать за свои деяния.
Переходим к делу. Я взяла очень хорошее издание 2020 года, переведенное Дмитрием Егоровичем Мином.
Что любопытно, Д.Е. Мин не был профессиональным литератором, всю свою жизнь он отдал врачебной науке - был видным экспертом по судебной медицине. В то же время, критики считали его одним из блестящих переводчиков XIX века. Он переводил с итальянского, английского, немецкого. Но величайшим достижением была работа именно над "Божественной комедией", которой он посвятил себя до конца своих дней.
Также в издании шикарные иллюстрации Франца фон Байроса и Гюстава Боре. Не верите? Убедитесь в этом сами!
Итак, по представлению поэта, родившегося во Флоренции в 1265 году, и согласному с верованиями Средних веков, Ад находится в недрах земли.
Это воронкообразная пропасть, прикрытая сверху шарообразным сводом, или обитаемой земной корой. Воронка эта, опускаясь к центру земли, постепенно суживается и около земного центра оканчивается цилиндрическим колодцем. Внутренняя стена воронки разделена на уступы, или ступени, которые в виде кругов опоясывают бездну.
Каков полет фантазии, не правда ли? С.В.
Таких уступов, или кругов, девять: на них-то и размещены грешники по роду своих грехов. А в конце колодца, а самом дне Ада, погружен Люцифер. Чем ближе к центру, тем более суживаются концентрические круги Ада, тем жестче наказание. Все круги суживаются к центру потому, что чем тяжелее преступление, тем реже оно встречается и , стало быть, тем меньше нужно места для помещения причастных ему грешников.По этой же причине несметная толпа людей ничтожных занимает, как мы видели, самое обширное пространство: весь верхний круг адской воронки.
Данте путешествовал по Аду в 1300 году, соответственно, в возрасте 35 лет. Путешествовал он в компании с поэтом Вергилием (к этому времени уже умершем), который о целях Данте говорил следующее:
Не мертвый он, не грех его привел
Сюда на казнь, — вождь крикнул негодуя, —
Но чтоб вполне он знанье приобрел...
(Ад, песнь XXVIII, тер.46)
Теперь переходим к самому интересному. Данте отвечает на популярный среди смертных вопрос: а что мне за это будет? Потому что Ад есть обиталище душ тех людей, которые постоянно уклонялись от Бога и его заповедей в течение всей своей земной жизни и в этом закоснелом состоянии пребывали до самой минуты своей кончины.
Классификация грехов и наказаний.
ПРЕДДВЕРИЕ АДА.
Здесь помещены печальные души тех, кто жил "без хулы и славы", та пошлая толпа людей обыкновенных, которых хорошо обрисовал Вергилий:
Что говорить о них? Взгляни - и мимо!
Наказание: их мелкие заботы и страдания, ежедневно в них возбуждаемые трусостью, нерешительностью, недеятельностью преследуют и язвят их в образе мух и ос.
ПЕРВЫЙ КРУГ АДА или Лимб католической церкви.
Здесь обитают души тех, кто не совершил греха, но умер без крещения. В том числе души некрещеных младенцев, античные философы и поэты (добродетельные мужи дохристианской древности), в том числе и Вергилий, сопровождающий Данте по Аду.
Наказание: вечно изнывают в томлении о том благе, которое не могли познать в течение своей жизни.
ВТОРОЙ КРУГ АДА.
Сюда помещены сладострастные, те слабые волей люди, предавшиеся чувственной любви и слишком привязавшиеся к земному. Яркие представители - Семирамида, Клеопатра, Дидона.
Наказание: как в жизни вечно стремила их необузданная страсть, лишая их спокойствия, так и здесь беспрестанно кружит их адский вихрь.
Там адский вихрь, бушуя на просторе,
Без отдыха мчит души в царство мглы,
Крутит, бичует, умножая горе.
(Ад, Песнь V, тер.31)
ТРЕТИЙ КРУГ АДА.
Чревоугодие. Интересно, все население нашей страны там после январских праздников окажется?
Представителем обжор служит Цербер, чудовище с тремя зевами, с огромным толстым чревом и грязной бородой.
Наказание: обжоры валяются в грязи. В этом символ их низкой земной жизни. Они не в силах из нее подняться; тщетно пытаясь из нее освободиться, они тотчас же снова падают, и притом вперед головою.
ЧЕТВЕРТЫЙ КРУГ АДА.
В этом круге наказаны скупые и расточители. Земное богатство, к которому они так сильно прилепились или так дурно управляли в жизни, теперь навсегда остается перед их глазами. Они уже не могут отрешиться от него и с воем катают взад и вперед камни, взаимно упрекая друг друга в ничтожестве своих земных стремлений.
Наказание:
Здесь, с двух сторон, всем суждено вращать
Пред грудью тяжести с ужасным криком,
Сшибаться строй о строй, затем опять
Катить назад ...
(Ад, песнь VII, тер.26)
ПЯТЫЙ КРУГ АДА.
Круг гневных и завистливых.
Наказание:
В Стигийское болото помещены души гневных, куда привозит их символ гнева и сварливости, Флегиас: в немощной злобе они бьют и грызут друг друга.
Глубоко под ними увязли в тине горячего болота завистливые. Их печальное существование обнаруживается одним только клокотанием болотных вод, волнуемых их вздохами и прерывистым ропотом.
Здесь сделаем небольшое отступление. Все грехи человеческие, по Аристотелю, можно разделить на три класса: на грехи, происходящие или от невоздержания, или от безумной животности, или от злости.
Грехи, происходящие от НЕВОЗДЕРЖАНИЯ, менее важны, потому что невоздержание предполагает не злую волю, но только потемнение самопознания, потерю воли. Поэтому во втором, третьем, четвертом и пятом кругах ада, еще вне пределов адского города, наказуются менее жестоко сладострастные, обжоры, скупые вместе с расточителями и гневные. Символом этого отдела Ада служит тьма.
За ними, в шестом кругу ада, следуют еретики и открывают собой ряд грешников, наказуемых уже в истинном аде. Но и этих грешников нельзя еще назвать истинно злыми, потому что грехи их произошли собственно не от злой наклонности. Тем не менее они наказуются за раскаленными стенами и связуют собой грешников первого рода с последующими.
ШЕСТОЙ КРУГ АДА.
Еретики и лжеучителя, неверующие, вольнодумцы, атеисты, материалисты, эпикурейцы.
Наказание:
Еретики, особенно учителя ереси, восприемлющие казнь в шестом круге ада, заключены в могилах, раскаляемых пламенем. Крыши с могил, или собственно гробниц, приподняты, т.е. стоят в полунаклоненном положении, так что готовы упасть каждую минуту. Но в день Страшного Суда они упадут и закроют могилы навеки. (Эта душераздирающая картина наглядно представлена в начале статьи).
Медленно, но верно мы подошли к СЕДЬМОМУ КРУГУ АДА. Дальше - больше. Здесь собрались насильники трех видов.
1. Насильники против ближних - убийцы и тираны, разбойники и грабители.
Наказание: те и другие погружены в поток кипящей крови, и притом более или менее глубоко, смотря по степени своей греховности.
2. Насильники против самих себя и своего имущества - самоубийцы, азартные игроки и моты.
Наказание: Самоубийцы лишили сами себя своего тела, поэтому и по смерти лишены своей телесной оболочки. Души их попадают в тернистый лес, тут они пускают безобразные отпрыски и растут колючими кустами терновника. На их ветвях вьют гнезда отвратительные Гарпии, кормятся их листьями и, обрывая их, причиняют боль грешникам, заключенным в растения.
Моты, загоняемые псами, разрывают свое тело об иглы терновников, в которые заключены самоубийцы,и за то в бегстве своем ломают с последних целые ветви, укрываются за ними, прячутся в их кустах и в борьбе с псицами разрывают их на части.
3. Насильники против Бога (богохулители), против природы (содомиты), против искусства (ростовщики).
Наказание: Они наказуются вечно палящим огнем, раскаляющим песчаную степь, которую они населяют. Огонь в пробужденной в них совести указует на божественную силу и ту любовь, которую так упорно отвергали они в течение своей жизни. Богохулителей казнит их же собственная ничем не укрощенная гордыня; содомиты вечно бегут от чистого огня; ростовщики же, непрестанно сбрасывая с себя пламя, судорожно сжимают пустые мешки свои.
Переходим к заключительному отделу Ада, который делится на две части: обманщиков, завлекающих в свои сети тех, кто не доверял им, и обманщиков, против людей, имевших к ним доверие.
Первые истинно злые содержатся в ВОСЬМОМ КРУГУ АДА, который, в свою очередь, делится на 10(!) злых рвов!
Дойдя до 8 круга, мне начало казаться, что великий поэт слишком увлекся. С другой стороны, кто знает, может силы подсознания и правда спустили его при жизни под землю и все увиденное - реальность?
Перечислим всех обманщиков 8 круга:
1. Люди, пользовавшиеся cлабостью обоих полов (ruffiani), и обольстители.
Наказание: двумя строями, из коих каждый занимает одну сторону одного и того же рва, они движутся в противоположном направлении, гонимые бичами демонов.
2. Льстецы.
Наказание: в этом рве льстецы погружены по самый рот в зловонную жидкость, в ту среду, которую они так усердно выхваляли в своей низкой жизни в каждом великом земли; сами унизив себя в мнении людей, они сами бьют кулаками свои пустые головы (тыквы, zucca, как сказано у Данте).
3. Симонисты (Симония - продажа и покупка церковных должностей, духовного сана, церковных таинств и священнодействий).
Наказание: симонисты одного и того же рода уткнуты в одну и ту же дыру, причем каждый новый пришелец заступает место своего предшественника, которого гнетет головой глубже вниз. Из каждого отверстия торчат ноги грешника и, пылая пламенем, сжигающим их подошвы, содрогаются от жестокой боли.
4. Прорицатели и чародеи.
Наказание: вечно ходят вкруг медленными стопами, плачут и хранят глубокое молчание, потому что на земле хотели открыть более, чем сколько дозволено. Видеть вперед они не могут, потому что все их туловище, начиная от груди, повернуто назад.
В этом наказании (согласно комментариям Штрекфусса) заключен глубокий смысл:
Если хочешь проникнуть в будущее, смотри на прошедшее. Прошедшее научает народы из истории, отдельные личности из их личной опытности. Только этим путем Бог позволил человеку с некоторою вероятностию прозревать в будущее. Стремление же проникнуть в будущее всяким другим путем есть стремление неестественное, те, которые увлечены таким стремлением, вместо того, чтоб идти вперед, идут назад и не видят того, что при естественном своем направлении они могли бы видеть под ногами.
5. Продажные чиновники гражданские, взяточники, или светские святокупцы.
Наказание: они погружены в озеро кипящей смолы, из которого от времени до времени выплывают, желая прохладиться. Но демоны, бегающие по берегам и вооруженные крючьями, хватают выплывающих, сдирают с них кожу и опять кидают в озеро.
Как перед совестию убийц кровь насильственно ими убиенных выступает кровавою рекою (Ада XII, 17-48 и примеч.)...
так сознание черных, во мраке совершенных дел опутывает души этих грешников липкою, черною смоляною массою.
6. Лицемеры.
Наказание: ходят медленно, как бы в благочестивой процессии, изнемогая под тяжестью свинцовых, снаружи вызолоченных одежд, которые, подобно злой их совести, пригнетают тело их чуть не до самой земли. Под ногами их, пригвожденный тремя острыми кольями к каменному дну, лежит apxиерей Каиафа, изрекший с фарисеями свой лицемерный суд под предлогом религиозной ревности. За то, что в жизни своей хотел преградить путь праведному, он теперь распростерт поперек дороги и, соделав величайший грех лицемерия, должен испытать на самом себе тяжесть всех лицемеров.
7. Тати (разбойники).
Наказание: одни из них превращены в змей, другие еще носят человеческий образ; от взаимного столкновения они подвергаются бесконечно разнообразным превращениям, переходят из одного вида в другой, сливаются в необыкновенные образы, спутывают, ненавидят и губят один другого.
8. Злые советодатели.
Наказание: облечены в пламя, их пожирающее, а потому незримы, точно так, как и сами действовали на земле невидимо в тех преступных делах, к которым побуждали других злыми советами. Подавая злые советы, они тем самым во зло употребляли высший свой дар — свет духовный, а потому, опозорив его назначение, так сказать, стали его похитителями.
9. Сектанты и сеятели расколов и несогласий.
Наказание: видят грех свой в образе демона, отделяющего мечом члены от их тела, подобно тому, как и они в мире нарушали всякое единство. Раны, наносимые демоном, заживают, как скоро грешники совершат круговидный путь свой; но демон снова наносит раны: таким образом скорбь грешников о своем прегрешении возобновляется вечно.
И все, кого здесь видишь, на земли
При жизни сеяли раскол и смуты, —
За то и казнь достойную нашли.
(Ад, песнь XXVIII, тер.34)
10. Подделыватели всякого рода: алхимики, лгуны и подделыватели личностей.
Наказание: их мучают разного рода болезни, проказа, лишай, водянка.
Кто на груди, кто боком друг близ друга,
Кто на спине валялся там в пыли,
Кто полз ползком под бременем недуга.
(Ад, Песнь XXIX, тер. 67)
ДЕВЯТЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ!) КРУГ АДА.
Как думаете, что может быть еще ужаснее тех мук, которые испытывают грешники этажом повыше?
В девятом кругу Ада погружены гнуснейшие из обманщиков, те именно, кто обманул доверие других, изменники.
Они разделены:
- на изменивших своим родственникам, сидящих в Каине, так названной по Каину;
- на изменивших отечеству, заключенных в Антеноре;
- на изменивших друзьям своим, в Птоломее;
- на изменивших благодетелям, заключенных в Джьюдекке.
Наказание: согласно с этим делением, а также по важности их греха, все они погружены более или менее глубоко в лед: первые погружены только по грудь; у изменников отечеству осталась свободной одна только голова; последние же совершенно затерты льдом, сквозь который мелькают как пузырьки в стекле. Души изменников друзьям своим, по совершении измены, тотчас упадают в Птоломею, а между тем дьявол управляет их телом до тех пор, пока не совершат они определенного на земле им срока.
В самой средине Джьюдекки, а вместе с тем в средоточии земли и вселенной, помещен свергнутый тотчас по своем возмущении Люцифер, или Дис, некогда прекраснейший из ангелов, теперь же своим гнусным исполинским образом олицетворяющий всю отвратительность греха.
Итак, в каком кругу встретимся?
P.s. Если вы дочитали эту статью до конца, то как минимум один грех вам будет прощен! (за волю к победе).
#скнигойпомиру #данте #божественнаякомедия #учебавлите