Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Диагностика/Интервью. Гештальт терапия в клинической практике

Иногда на сессию приходят клиенты, которые сразу начинают говорить без остановки и в мельчайших подробностях описывать свою ситуацию.

Причины для этого могут быть разные: уход от болезненной темы, привычка вести беседу в таком формате, тревога от первой сессии и т.п.

Останавливать клиента в этом порыве или нет, зависит от направления психологии в котором работает психолог. Но обратить внимание на причины такого общения стоит.

Но бывает ситуация совершенно обратная:

у моего клиента грамотная речь, но говорит он очень мало и не торопится рассказывать о себе.

Чтобы облегчить клиенту эту задачу я задаю вопросы. В таком формате он более охотно идёт в диалог.

Сформулировав потребность, для дальнейшей работы я предлагаю интервьюирование, на что клиент охотно соглашается. Рассказываю об основных пунктах такой диагностики и что это будет происходить на протяжении нескольких сессий.

Такой формат общения я выбираю намеренно, чтобы снизить тревогу и для того, чтобы помочь клиенту начать думать о собственной личной истории и ее влиянии на те проблемы, которые беспокоят его в настоящем.

У психиатра может уйти 2 часа на подобную диагностику. Клинический психолог может применять части этой диагностики на протяжении нескольких сессий. Уточняя и возвращая клиента в здесь и сейчас.

По ходу работы психолог отмечает, на каком вопросе у клиента поднимается энергия, к чему он возвращается снова и снова. На основе этого психолог следует за клиентом.

Можно делать галочки (отмечать для себя вопросы на которые клиент реагирует по особенному) и возвращаться к этому в дальнейшей работе с клиентом.

Если клиент принес на сессию симптом, то начинаем с 1-2 пункта. Можно на протяжении всего интервью обращаться к симптому.

  1. Жалобы. Состояние.

Симптомы на момент начала встречи и их характеристики.

  1. Анализ заболевания
  • Когда вы заметили, что у вас появился этот симптом?
  • Как началось?
  • Как влияет на работу?
  • Как влияет на социальное окружение?
  • Как влияет на базовые потребности (сон, аппетит, секс…)?
  • Проводилось ли лечение (препараты, дозы)?
  • Была ли госпитализация?
  • Знаете ли причины обострения?
  • Сведения о тяжести синдрома и длительность каждого из симптомов. Какой 1, 2 … Например, сначала тревога, а потом частое мытьё рук и т.п.
  • Употребление алкоголя или наркотиков
  • Бывает, что глушите симптом? Есть связь симптома с алкоголем?
  1. Анализ жизни клиента
  • Сведения о наследственности (отец, мать, дедушка, бабушка, братья, сестры): возраст, состояние здоровья, род занятости, отношения с клиентом
  • Социальное положение семьи: условия проживания, наличие псих. больных, людей со странностями, наркоманов, алкоголиков, суицид, эндокринные заболевания)
  • Взгляды родителей: на ЗОЖ, политику, религию, питание, разводы, повторные браки.
  • История жизни клиента (насколько информирован): возраст родителей, когда зачали клиента, употребление алкоголя на тот момент. Как протекала беременность мамы.
  • Развитие в раннем возрасте: патология, психические или соматические расстройства, страхи, застенчивость, сонохождение, кошмары, длительные разлуки с мамой, болезни или депрессии родителей.
  • Дошкольный возраст: ходил ли в детский сад, отношения в коллективе, была ли со стороны родителей гиперопека, какие отношения у них были на тот момент между собой?
  • Период обучения (школа, университет): способности, успеваемость, любимые игры и развлечения, как формировалась дружба, был ли буллинг, отношение к спорту, искусство, взаимодействие с учителями?
  • Трудовая деятельность: где работал, как часто и по каким причинам менял место работы, взаимодействие в коллективе, наличие конфликтов, есть ли интерес к работе, устраивает ли зарплата, дружба в армии, участие в боевых действиях, работал или ездил за границу.
  • Половое развитие: влюбленности, первое половое влечение, начало половой жизни, отношение к сексу, опыт гомосексуализма, мужчина - потенция, женщина - фригидность, роды, контрацепция, предменструальный синдром, менопауза.
  • Анализ супружеской жизни: история знакомства, сколько встречались до брака, рождение ребенка (запланированное или нет), данные о супруге (возраст, здоровье, отношения в течении жизни), был ли развод, как распределяются обязанности, дети (пол, возраст, темперамент, психическое и физическое состояние), аборты, мертворождение.
  • Социально - бытовые условия: местность (село, город), материальное обеспечение.
  • Перенесенные заболевания: хронические инфекции, заболевания сердца, припадки, приступы, обмороки, РПП, сахарный диабет, гипертония, язва…
  • Оценка личности больного: каким ты себя видишь (поведение, проявления, реакции на события, как смотришь плаксивые фильмы, преобладающее настроение, как часто меняется, взгляды, устои, проявление эмоций, отношение к здоровью), характеристики близких, какая связь с другими, наличие друзей, интересов.

Спросите пациента, нет ли другой важной информации, которой он обладает и о которой его не спросили. Хочет ли он что-либо сказать.

Автор: Логинова Ирина Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru