Итак, продолжим наше погружение в "игровую "реальность" игры "Мир кораблей". Как вы помните, месяц назад мы начали разговор о некоторых реальных и проектируемых проектах крейсеров британского флота, которые были введены в эту игру как дополнение к основной "ветке развития. Наш интерес к этой теме основывается на то, что некоторые компьютерные модели, используемые в этой игре, в свое время разрабатывались, проектировались, были построены и несли службу в составе флотов той или иной страны, а некоторые проекты возможно были бы построены, но так и остались на "бумаге".
Акцентируем внимание на новинках корабельного состава, то есть на тех группах ("ветках") кораблей, которые были введены в игру уже после "открытия" основной "ветки развития". Это и подтолкнуло нас к тому, чтобы "поднять" из архива новостей" пару тем. Сейчас мы говорим про "Империю, над которой не заходило солнце", то есть о Великобритании, и крейсерах, на мощи которых должна была и строилась эта империя.
Окончание, начало - ЗДЕСЬ
Продолжаем рассматривать корабли из дополнительной "ветки"(линии) развития крейсеров Великобритании. Прошлый раз мы представили три из шести новых боевых единиц - тяжелые крейсера "Хаукинс" (5 уровень), "Девоншир" (6 уровень) и "Сюррей" (7 уровень), теперь подошла очередь еще трех, расположившихся на 8-10 уровнях (вершина ветки развития). Нас в первую очередь интересует основания для появления данных проектов и их судьба, а также оценим насколько то, что предлагалось инженерами-проектировщиками британской короны было учтено и реализовано разработчиками игры от "Лесты", сравним насколько то что мы видим в игре отличалось (хотя бы внешне) от того что было (или было бы... ,).
Тяжелый крейсер "Альбемарль" (8 уровень) - проект британского тяжелого крейсера, к созданию которых вновь вернулись в конце 30-х годов ХХ века. Как известно использовав лимит на постройку тяжелых крейсеров Великобритания в 20-30-е годы переключилась на постройку легких крейсеров, однако затем вновь решила поэкспериментировать, на этот раз с проектов "суперкрейсеров", которые должны были уничтожать тяжелые крейсера противника. Так появился "тяжелый крейсер проекта 1940 года" в двух вариантах: А и В, которые отличались в основном размерами (В -был крупнее). Этот тип корабля задумывался как традиционный для британского флота "тяжелый крейсер" с 203-мм орудиями главного калибра (ГК). Его главными отличиями от предшественников, в том числе которые были построены было наличие трех треорудийных башен ГК, отсутствие торпедного вооружения и усиленное бронирование. Кстати, затем торпедное вооружение все же вернули, )
Это должен был быть высокобортный корабль с гладкопалубным корпусом, двумя трубами (первоначально - одной), двумя мачтами. В центре корпуса должно было размещаться два (три) ангара, размещение торпедных аппаратов можно сказать было вариативным - их то ставили, то убирали (в итоге в корпусе предусмотрели вырезы для их установки). Первоначально крейсер должен был иметь водоизмещение около 10500 т, мощность ГЭУ - 80000 л.с., скорость 32 узла и нести 3х3-203-мм орудий. Однако затем, к 1940 году варианты проекта составляли 12500-15500 т водоизмещения, 96000-112000 л.с., 32,5-33 узла скорость хода при том же количестве орудий главного калибра. В итоге работы над дальнейшим проектирование такого корабля прекратились, так как ресурсы требовала начавшаяся война, к тому же британцы помнили, что после Первой мировой наступил период сокращения вооружений и договоров об ограничении водоизмещений боевых кораблей, и решили не рисковать. К тому же требовалось создавать с "нуля" трехорудийные башни, которые могли появиться не раньше 1944 года - а это довольно большая неопределенность.
Согласно проектным тактико-технических данных крейсер мог иметь бронирование: пояс/борт - 127 мм для проекта А (для проекта В - 152 мм), палуба над погребами- 76 мм, палуба над МКО - 64 мм; траверз для проекта А - -76 мм (для В - 102 мм), башни ГК: лоб - 127 мм (152 мм), бок -51 мм, крыша - 76 мм, тыл - 51 мм. Вооружение: 3х3-203-мм/50 орудий, 4х2-102-мм/45 орудий (для В - 6х2), 2х4-12,7-мм пулеметов Виккерс Mk.III, 2 установки 178-мм ракет UP, 2 гидросамолета, 1 катапульта, 2 ангара.
Тяжелый крейсер "Альбемарль" введенный в игру по внешнему виду больше близок проекту А (меньшему по водоизмещению), но "габаритам" и водоизмещению - ближе к проекту В, ), по количеству 102-мм орудий крейсер также ближе к проект В. Торпедный аппараты также в наличии у "игрового" крейсера.
По версии игры крейсер вооружен - 3х3-203-мм/50 орудиями Mk.IХ в установке Mk.III, 6х2-113-мм/45 орудия QF Mk.V в установке RP41Mk.VI, 16х1-20-мм Oerlikon Mk.I в установке Mk.IIA, 2х4-40/39 Vickers QF Mk.VIII в установке Mk.VII, 4х8-40/39 Vickers QF Mk.VIII в установке Mk.VI, 2х4-533-мм ТА QR Mk.II. Скорость хода - 33 узлов. Бронирование в игре представлено броневым поясом 152 мм, за его пределами - толщина обшивки - 27 мм; траверз (носовой, кормовой) - 19/152 /76 (сверху вниз), палуба цитадели - 102- 70-102 мм, верхняя - 30 мм; боевая рубка - 152 мм; барбеты - 152 мм, башни: лоб/бок/крыша/тыл - 152/102/102/50 мм.
В целом крейсер получился хорошо защищенным, в сравнении с "картонными" "кентами", но его мы можем увидеть только в игре.
Тяжелый крейсер "Дрейк" (9 уровень) - проект британского тяжелого крейсера (в источниках иногда называется "тяжелый крейсер проекта 1939 года" ), работы были начаты после получения информации, что противник приступил к проектированию крейсеров, имеющих вооружение из 305-мм орудий, то есть так называемых "больших крейсеров". Как мы знаем, в итоге в мире были построены только два таких крейсера, да и те в США - "Аляска" и "Гуам". Но слухи о таких кораблях во второй половине 30-х годов ХХ века заставили задуматься английских моряков и инженеров. В итоге были начаты проектные работы над "ответом" - интересно, что британцы решили ограничиться орудиями калибром 234-254-мм. Первые проекты появились в феврале 1939 года, и там примеривались даже к 305-мм орудиям, но затем быстро опустили до 254-мм. До осени 1939 года считалось, что такой крейсер будет иметь водоизмещение 18000 т, скорость 32-34 узла, броневой пояс 229 м и вооружение из 6-234-мм орудий и 12-102-мм зениток. Однако начало Второй мировой позволило снять все ограничения и проекты крейсеров сразу подросли в водоизмещении.
Водоизмещение нового корабля колебалось в пределах 20700-21500 т, длина - 213 м, толщина бронепояса могла составить уже всего 118 мм, палубы - 51 мм. Рассматривалось два вида вооружения - 3х3-234-мм или 4х3-203-мм, но вскоре от 203-мм орудий все же отказались. А затем отказались и от самого крейсера, решив что с "суперкрейсерами" вполне справится быстроходный линкор, который вскоре стал "Вэнгард" с 381-мм орудиями.
По последним данным проект (проект августа 1939 года) предполагали наличие броневого пояса толщиной 178,8 мм, главной палубы - 76,2 мм, броня башен: лобовая проекция - 152,4 мм, боковые стенки - 127 мм, крыша - 78,7 мм. Скорость хода 33-34 узла. Для вооружения корабля решили использовать 3х3-234-мм орудий, где носовые башни располагались по линейно-возвышенной схеме. правда на 1939 год новые модели орудий калибром 234-мм у британцев отсутствовали. Вооружение ПВО должны были составить 6х2-114-мм/45 орудий QF Mk.III, 4х4-40-мм/49 орудий QF Mk.VIII.
По версии игры крейсер вооружен - 3х3-234-мм/50 орудиями Mk.ХII в башенной установке, 6х2-113-мм/45 орудия Mk.IV в установке RP10Mk.IV, 12х1-20-мм Oerlikon Mk.I в установке Mk.IIA, 4х4-40/39 Vickers QF Mk.VIII в установке Mk.VII, 4х8-40/39 Vickers QF Mk.VIII в установке Mk.VI, 2х4-533-мм ТА QR Mk.IV. Скорость хода - 33,3 узла. Бронирование в игре представлено броневым поясом 177 мм, за его пределами - толщина обшивки - 25 мм, днище - 27 мм, бронирование днище в оконечности - 40 мм; траверз (носовой, кормовой) - 177/19 (сверху вниз), палуба цитадели - 64 мм, верхняя - 30 мм; барбеты - 177 мм, башни: лоб/бок/крыша/тыл - 229/127/120/178 мм.
Тяжелый крейсер "Голиаф" (10 уровень) - проект британского тяжелого крейсера (в источниках иногда называется "тяжелый крейсер проекта 1938 года"), работы были начаты, так же как для предыдущего "Дрейка", после получения информации, что противник приступил к проектированию крейсеров, имеющих вооружение из 305-мм орудий, то есть так называемых "больших крейсеров". В первую очередь такие крейсера проектировала Япония, но не исключалось, что и Германия работает над подобными проектами. Основной особенностью данного проекта было размещение орудий главного калибра в четырехорудийных башнях, при этом таких орудий должно было быть двенадцать!
В данном направлении велись работы последовательно, увеличивая водоизмещение с 20000 т, броневым поясом в 203 мм и скорости 33 узла до 23700 т, скорости 33 узла, но с ослабленным бронированием до 178 мм. Интересно, что в феврале 1938 года, когда проект уже был на завершающей стадии, крейсер получил наименование - "броненосный крейсер"! При этом по вооружению рассматривались два варианта: три четырехорудийные башни и три трехорудийные башни.
В итоговом вариант крейсер получил короткий полубак, должен был иметь толщину броневого пояса 203 мм, траверзы - 152 мм, главная палуба бронировалась 102-мм броневыми плитами, при этом должна была еще быть и бронированная внутренняя палуба. при мощности ГЭУ в 132000 л.с. крейсер должен был развить скорость хода в 33 узла, а основное вооружение - 3х4-234-мм орудий (которых на тот момент не существовало).
Надо отметить, что разработчики "Лесты" (по наследству от "Варгейминга", видимо) реализовали иной проект, так как введенный в игру и рассматриваемый здесь и сейчас "Голиаф" имеет не три, а четыре башни, причем трехорудийные, хотя и с 234-мм орудиями. Кроме этого корабль имеет торпедное вооружение, а вооружение ПВО "прокачено" для конца 40-х годов ХХ века. Правда, игре есть подобный проект и с четырехорудийными башнями - это крейсер "Гибралтар", но это уже другая история, ))
По версии игры, в настоящее время крейсер "Голиаф" вооружен - 4х3-234-мм/50 орудиями Mk.ХII в башенной установке, 6х2-113-мм/45 орудия Mk.V в установке RP41Mk.VI, 19х2-20-мм Oerlikon Mk.II в установке Mk.V, 6х2-40/56 орудий OQF Mk.X в установке STAAG Mk.2, 7х6-40/56 орудий OQF Mk.IX в установке Mk.VI, 2х4-533-мм ТА QR Mk.IV. Скорость хода - 33,3 узла. Бронирование в игре представлено броневым поясом 203 мм, ниже к оконечностям (ступенькой)- 165 мм, за его пределами - толщина обшивки - 30 мм, бронирование днище в оконечности - 40 мм; ПТП - центр/оконечности - 25/38 мм; траверз (носовой, кормовой) - 152/102 мм(сверху вниз), палуба цитадели - 102-89-102 мм (ступенчато), верхняя палуба - 40 мм; барбеты - 203/152 мм, башни: лоб/бок/крыша/тыл - 229/127/120/178 мм.
Вот такие британские тяжелые крейсера могли появиться на морях в 1943-1944 годах! Но не появились, и наверное правильно - британские кораблестроители сэкономили материалы, средства и время. К тому же "чудо-оружие" и "суперкрейсера" японцы и немцы также не построили.
Не судите строго эти проекты - если их создавали и рассматривали, значит это было необходимостью. Что касается игры - то это всего лишь игра, пусть и с определенной исторической базой. Но и в этом есть определенный интерес, есть желание изучить почему именно так все получилось. Кстати, в это игре можно попробовать "столкнуть" не построенные британские крейсера и непостроенные японские корабли, против которых они создавались. И разве это не интересно. Кстати, можно и с "Аляской" поспорить, )), было бы желание.
Обзор подготовлен с использованием материалов Вики-Леста, ресурсов Интернет, справочников и других литературных источников.