Найти тему
Navygaming Channel

Крейсеров для империи много не бывает (5-7)/ Крейсера Великобритании, v.0.9.1.Часть 1// Новости из архива "Мира кораблей" (WoWS)

Итак, отойдем от реальности и обратим внимание на ее отражение в "игровой "реальности", в частности в игре "Мир кораблей", тем более, что некоторые компьютерные модели, используемые в этой компьютерной игре, в свое время разрабатывались, проектировались, были построены и несли службу в составе флотов той или иной страны. Некоторые проекты были были построены, некоторые только заложены, а некоторые - рассматривались, но так и остались на уровне "идеи".
В очередной раз, акцентируем внимание на новинках корабельного состава, то есть на тех группах ("ветках") кораблей, которые были введены в игру уже после "открытия" основной "ветки развития". Конечно, не все корабли были построены, но тем интереснее познакомиться с ними, особенно если информации о них крайне мало. Именно это подтолкнуло нас к тому, чтобы "поднять" из архива новостей" пару тем. И это очередная, причем здесь мы говорим про "Империю, над которой не заходило солнце", то есть о Великобритании.

И этот раз речь пойдет о дополнительной "ветке"(линии) развития крейсеров Великобритании. Вообще у Великобритании была на тот момент "ветка крейсеров", причем полная, без пропусков - она была введена в игру в обновлении 0.5.13 в октябре 2016 года, то есть примерно через год после релиза игры. Интересно, что первая (основная) ветка британских крейсеров в общем виде могла рассматриваться как "ветка легких крейсеров" британского флота, и в свете этого выход дополнительной "ветки" вполне закономерен, ибо ее можно было уже позиционировать как "ветку тяжелых крейсеров".

Но как уже понятно из логики военного кораблестроения в в первую четверть ХХ века набрать "полную" ветку тяжелых британских крейсеров невозможно, поэтому не удивительно, что игрокам было предложено только шесть представителей этого класса ( с 5 до 10 уровня) , которые и ввели в игру в ходе обновление 0.9.1 еще в феврале 2020 года. Правда, уже с обновление 0.8.0. в игру включили премиумный тяжелый крейсер "Эксетер", но он был акционнным и доступен не всем. А тут - такой подарок! В целом, выскажу свое мнение, все корабли даже с исторической точки зрения остаются любопытными, знакомя нас как с известными боевыми единицами, так и проектами которым не было суждено реализоваться "в металле".

Итак, предлагаем познакомиться с шестью британскими крейсерами, вспомним насколько их появление было обосновано с исторической точки зрения, постараемся понять истоки той или иной боевой единицы "Мира кораблей" и сравним насколько то что мы видим в игре отличалось (хотя бы внешне) от того что было (или было бы...,).

Тяжелый крейсер "Хаукинс" (5 уровень) - первый британский и первый в мире крейсер, получивший такое обозначение как класс (да, иногда в литературе используется обозначение - "Хокинс"). Считается родоначальником класса тяжёлых крейсеров, которые строили в 20-40-е годы ХХ века. По компоновке и силуэту имел много общего с британскими лёгкими крейсерами периода Первой мировой войны, правда калибром артиллерии и размерами превосходил их. Корабль являлся головным в серии их пяти единиц, предполагалось, что именно корабль с такими характеристиками решит проблему борьбы с вражескими рейдерами на океанских коммуникациях. Одной из главных особенностей кораблей данного типа стали 190-мм орудия главного калибра, как говорится, "самые крупнокалиберные из скорострельных и с дальностью стрельбы более, чем у шестидюймовых".

-2

Это был высокобортным кораблем с полубачной конструкцией корпуса, имел две трубы и две мачты. Есть упоминание, что строение корпуса основывалось на расчетах корпусов для легких линейных крейсеров типа "Корейджес". Корабль был бронирован по стандартной схеме, при этом считался хорошо защищенным. Поверхность надводного борта защищалась броней практически по всей длине корпуса, а ниже ВЛ нижняя кромка броневого пояса достигала уровня конструктивной подводной защиты. Интересно, что к оконечностям верхняя кромка бронирования спускалась уступами до уровня главной палубы. Важно, орудия главного калибра размещались в палубных установках за щитами. Крейсер ввели в строй уже после окончания Первой мировой, так что его служба в основном выпала на мирные годы. Принимал участие в некоторых операциях Второй мировой. В июле 1944 года переоборудован в учебный корабль, в 1947 году - продан на слом.

-3

Согласно тактико-технических данных крейсер имел водоизмещение (стандартное /полное): 9750/13160 т, размерения - 172х17,7х5,9 м, ГЭУ - четыре турбины Парсонс, мощность - 55000 л.с., скорость 31(14) узел; дальность плавания - 6480 миль; экипаж - 690/749 человек. Бронирование: пояс/борт - 76,2 мм /50,8 мм, палуба - 37 мм, траверз (носовой/кормовой) -38/25 мм, боевая рубка - 76 мм, щиты орудий ГК (лоб/бок) - 51/25 мм. Вооружение: 7х1-190-мм/45 орудий BL Mk IV, 6х1-76-мм/45 орудий QF 12 pdr/18cwt QF Mark I, 4х1-76-мм/45 орудий QF 12 pdr/20cwt QF Mark I, 4х1 -47-мм/40 трехфунтовых орудий (3-pdr) Гочкисса, 4-533-мм надводных и 2-533-мм подводных ТА.

-4

По версии игры крейсер вооружен - 7х1-190-мм/45 орудиями Mk.VI в установке СР Mark V, 4х2-102-мм/45 орудия QF Mk.XVI в установке Mk.XIX, 2х2-533 ТА DR Mk.II. Скорость хода - 30 узлов. Бронирование в игре представлено броневым поясом 76 мм (в середине) с уменьшением к носовой оконечности - 64-51-38 мм (до форштевня), с уменьшением к кормовой оконечности - 64/51 - 57 к ахтерштевню; траверз (носовой/кормовой) - 16/13 (верх/низ), палуба - 38 мм и верхняя - 16 мм; бронирование орудийных щитов -25 мм.

Как видим, разработчики здесь мы видим крейсер уже прошедший частичную модернизацию, получивший 102-мм "спарки". В целом крейсер получился интересным - очень близкий к тому оригиналу, который был построен сто лет назад. Разработчики даже сохранили ступенчатое изменение бронирования корпуса к оконечностям.

-5

Тяжелый крейсер "Девоншир" - также как и "Хаукинс", реально существующий и построенный корабль для британского флота, принадлежал к типу "Лондон" ("Каунти" 2 серия), второй по счету. Разработчики по какой то причине решили не вводить в игру корабли первой серии "Каунти", зато со второй серии ввели "Девоншир" и "Лондон" (сделав последний - акционным, премиумным кораблем). Зачем так было сделано - неизвестно. Крейсер незначительно отличался от первой серии типа "Кент", и практически ничем не выделялся от всей четверки второй серии (после постройки по крайне мере). Основными характеристиками для него считались дальность плавания и мореходность, ради чего пришлось пожертвовать скоростью, бронированием и вооруженностью. Отличался (как и вся серия) слабой защищенностью. В тоже время высокая надежность и неплохие условия обитаемости обеспечили им активное применение. По внешнему виду и конструктивно почти во всем повторял крейсера типа "Кент", незначительные отличия только по размещению палубных элементов: изменение обводов корпуса, перенос носовой надстройки в корму, перенос грот-мачты. Был сохранен главный недостаток всей серии британских "кентов" и "лондонов" - слабое бронирование. Крейсер прошел через несколько модернизаций, в том числе накануне Второй мировой, но главное сделано не было - толщина броневого пояса осталась прежней, как и площадь самого бронирования.

-6

Крейсер введен в строй Королевского флота в марте 1929 года. Принял участие во Второй мировой войне: битва за Норвегию, Дакарская операция, принимал участие в проведении конвоев в Атлантике, Индийском океане, на Севере. После войны - учебный корабль, продан на слом в 1954 году.

Согласно проектных тактико-технических данных крейсер имел водоизмещение (стандартное /полное): 10010/13529 т, размерения - 192,8х20,1х6,3 м, ГЭУ - четыре турбины Парсонс, 8 котлов Адмиралтейского типа, мощность - 80000 л.с., скорость 32,25 (12) узел; дальность плавания - 13300 миль; экипаж - 784/852 человека. Бронирование: пояс/борт - 25 мм (в районе МКО), палуба - 35-38 мм, барбеты- 25 мм, башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) - 25/25/25/25 мм. Вооружение: 4х2-203-мм/50 орудий BL Mark VII, 4х1-102-мм/45 орудий QF Mark V, 4х1-40-мм/39 орудий 2-pdr/ QF Mark II, 2х4-533-мм надводных ТА QR MkII.

-7

По версии игры крейсер вооружен - 4х2-203-мм/50 орудиями Mk.VIII в установке Mk.I, 4х2-102-мм/45 орудия QF Mk.XVII в установке Mk.XIX, 2х1-20-мм Oerlicon Mk.I в установке Mk.IIA, 10х2-20-мм Oerlicon Mk.II в установке Mk.V, 4х8-40-мм/39 Виккерс QF Mk.VIII в установке Mk.V, 2х4-533 ТА DR Mk.IV. Скорость хода - 31,3 узла. Бронирование в игре представлено коротким броневым поясом 115 мм (в середине); траверз (носовой/кормовой) - 19/89/16 (верх/середина/низ), палубы - 35 и 27 мм; бронирование башен -25 мм, барбетов - 25 мм.

-8

В данном случае наглядно видно (на схеме бронирования) насколько коротким и узким был броневой пояс на крейсерах данного типа (практически всей серии). Причем, в данном случае разработчики видимо постарались исправить ситуацию, и не оставили тяжелый крейсер с 25-мм броневой защитой, а обеспечили ему (на компьютерной модели) тот вариант который не успели реализовать.

-9

Тяжелый крейсер "Сюррей" - еще один британский "тяжеловес", но чуть-чуть не доживший до спуска на воду,). По сути - представитель четвертой серии "Каунти", которую так и не построили, и должны были в своей конструкции исправить ошибки предыдущих проектов, став "венцом" развития британских тяжелых крейсеров, что то типа "британского "Балтимора" или "Уичиты". Но не сложилось. Предполагалась постройка трех крейсеров, "Сюррей" должен был быть головным в серии. Несмотря на то, что эти крейсера должны стать (формально) четвертой серией "Каунти", за основу в проектировании этих крейсеров взяли (благоразумно) не "Кент", не "Лондон" и не "Норфолк", а "Эксетер"! Ему укоротили бак, но удлинили полубак до башни "Х", поставили четвертую башню ("отобранную" раньше ради экономии), добавили вторую катапульту, а главное планировали почти вдвое увеличить толщину броневого пояса.

-10

Можно представить, если "Эксетер" со своими 76,2-мм плитами броневого пояса смог выдержать огонь немецкого "карманного линкора", то "Сюррей" со своими 140 мм мог бы позволить себе еще больше наглости (помните, что там немцы говорили про "наглые крейсера?"). Правда пришлось расплатиться скоростью и дальностью плавания, но это видимо не особенно тогда заботило.

Если добавить конкретики про историю данного проекта - то было дело дошло только до проведения подготовительных работ по закладке двух из трех предполагаемых к постройке боевых единиц данного типа, однако летом 1929 года работы были остановлены, а в январе 1930 года заказ на тяжелые крейсера данного типа был вообще отменен. Британский флот вместо тиражирования "усиленных Эксетеров" перешел к строительству более дешевых легких шестидюймовых крейсеров. В принципе, как мы сейчас уже знает - наверное это было правильное решение.

-11

Согласно проектных тактико-технических данных крейсер должен был бы иметь водоизмещение (стандартное): 10000 т, размерения - 175х17,7х6,2 м, ГЭУ - четыре ТЗА системы Парсонс, 8 котлов Адмиралтейского типа, мощность - 80000 л.с., скорость 30,5 узла; дальность плавания - 8000(12) миль; экипаж - 630-700 человек. Бронирование: пояс/борт - 140/104 мм, палуба - 50,8 мм, траверз (носовой/кормовой) - 76,2/76,2 мм; барбеты- 25 мм, башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) - 25/25/25/25 мм. Вооружение: 4х2-203-мм/50 орудий BL Mark VIII, 4х1-102-мм/45 орудий QF Mark V, 2х4-12,7-мм пулеметов 0.50``/62 Виккерс MG Mk III, 2х3-533-мм ТА TRIII (6 торпед Mk.VII).

-12

По версии игры крейсер вооружен - 4х2-203-мм/50 орудиями Mk.VIII в установке Mk.I, 6х2-102-мм/45 орудия QF Mk.XVI в установке Mk.XIX, 12х2-20-мм Oerlicon Mk.II в установке Mk.V, 3х4-40-мм/39 Виккерс QF Mk.VIII в установке Mk.VII, 4х8-40-мм/39 Виккерс QF Mk.VIII в установке Mk.VI, 2х4-533 ТА QR Mk.IV. Скорость хода - 31,5 узла. Бронирование в игре представлено также коротким броневым поясом 152 мм (в середине), вокруг -25 мм; траверз (носовой/кормовой) - 140 мм, ближе к оконечностям -19/16 (верх/низ), палубы - 102 и 27 мм; бронирование башен -25 мм, барбетов - 19 мм.

В данном случае наглядно видно (на схеме бронирования) насколько коротким и узким был броневой пояс на крейсерах данного типа (практически всей серии). Причем, в данном случае разработчики видимо постарались исправить ситуацию, и не оставили тяжелый крейсер без защиты.

-13

Вот такими были британские тяжелые крейсера, которые строили 100 лет назад! Сто лет назад, только представьте!!! На этом мы сделаем паузу, чтобы не перегружать данными и не утомлять наших читателей, и дать им высказаться по данному поводу. А также можем представить какие варианты "обменов/продаж" иногда могут быть или были в истории борьбы на море. Следующие три корабля (8-10 уровни) мы представим позже, но как вы понимаете, там уже на 100% придется столкнуться с "тонким британским .... , не юмором, не гением, а взглядом."

И главное, не судите строго, особенно с исторической стороны - это всего лишь игра, пусть и с определенной исторической базой. Но в этом и есть определенный интерес, есть желание изучить почему именно так все получилось.

Окончание следует

Обзор подготовлен с использованием материалов Вики-Леста, ресурсов Интернет, справочников и других литературных источников. Окончание следует.