Это произошло не где-то в Техасе, а в Уфе. В Башкортостане школьник провел в изоляторе полтора года, хотя он не достиг еще возраста привлечения к уголовной ответственности. При этом следует обратить внимание, что содержание в следственном изоляторе приравнивается к содержанию на строгом режиме и засчитывается как день за полтора.
Оставлю открытым вопрос, как могло получиться, что, как минимум, 5 человек с высшим юридическим образованием не увидели очевидного. Это очень печально.
ФАБУЛА дела № 22-7039/2022, ВС РБ: Н. К. (подросток) задержали вместе с матерью Екатериной в феврале 2022 года по подозрению в незаконном сбыте наркотических веществ.
Из приговора можно узнать, что подросток жил отдельно от родительницы — с бабушкой и дедушкой. Мать работала уборщицей на одном из городских предприятий, сын учился в восьмом классе школы, в торговлю наркотиками ребенка втянула мать: они забрали партию наркотиков из тайника, впоследствии товар собирались расфасовать и разложить по городу, но не успели. Полицейские нашли у матери 30 свертков с наркотическим порошком, а у сына - переписку.
В приговоре ясно указано, что в момент суда Косте (подросток) было 15 лет, а на момент совершения деяния — вообще лишь 14. Обращу внимание, что ответственность за статью о распространении наркотиков наступает лишь с 16 лет.
То есть, 16 лет должно исполниться на момент деяния, а не в момент вынесения приговора.
Следствие, прокуратура, суд - никто не принял во внимание очевидный факт неподсудности подростка. На момент совершения противоправного деяния он не достиг 16 лет, возраста привлечения к уголовной ответственности по данному преступлению.
По первоначальному приговору приговору подростку дали реальный срок отбытия наказания, он даже успел посидеть в местах лишения свободы. Лишь 3 апреля этого года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РБ приняла решение о прекращении уголовного преследования в отношении Носырева за отсутствием в его действиях состава преступления.
Повторюсь, как могло получиться, что судьи сразу нескольких инстанций проигнорировали тот факт, что на момент деяния парень не достиг возраста 16-ти лет, то есть не подлежал уголовной ответственности по российским законам.
Школьник провел длительное время в СИЗО, психиатрической больнице и колонии и при этом, на протяжении двух лет никто «не замечал» его возраста.
Отец подростка и сам Костя обратились к Бастрыкину с жалобой на беззаконие. Жалоба была также направлена в адрес генерального прокурора
Игорю Краснову. После обращения, глава СК России потребовал от башкирских коллег разобраться с беззаконием в отношении подростка, которого в 15 лет посадили по взрослой статье.
- В СУ СКР по Республике Башкортостан проводится служебная проверка в отношении сотрудников, которые расследовали уголовное дело, возбужденное в отношении несовершеннолетнего, — сообщила пресс-служба Следственного Комитета России. — Глава СК России поручил и. о. руководителя СУ СК России по Республике Башкортостан Лагацкому доложить о результатах служебной проверки. Исполнение поручения поставлено на контроль в центральном аппарате СК ведомства, сообщила https://mkset.ru/news/2024-04-27/bastrykin-poruchil-provesti-sluzhebnuyu-proverku-po-zhalobe-ufimskogo-shkolnika-5069198.
Все поставлено на контроль и во всем строго разберутся. Конечно, это в корне неправильно: без постановки на строгий учет и контроль ничего делать не будут и никто не станет исправлять закравшуюся ошибку.
Напомню. что за незаконное содержание в СИЗО Верховный суд рекомендовал нижестоящим судам выносить решения о компенсации морального вреда исходя из суммы 2000 рублей в сутки. ССЫЛКА НА СТАТЬЮ.
При расчете компенсации принцип "день за полтора" не действует и за день в СИЗО нельзя получить три тысячи рублей.
Вместе с тем, сохраняется рост доверия граждан к судебной системе, о чем говорит нагрузка на судебную систему. Нагрузка на судебную систему - понятие расплывчатое, считать можно по разному. Да, приходишь в суд, видишь в аншлаге тридцать дел у судьи и печально вздыхаешь. Слушать тридцать дел за день очень тяжело. Но если разобраться, то это является следствием необходимости пересмотра решений и приговоров судов первой инстанции. В гражданском судопроизводстве ответчики вообще могут не являться в суд, затем обжаловать во второй и суд идет на поводу и начинает полный пересмотр дела по правилам первой инстанции. И это всего лишь один частный случай.
«Наблюдается увеличение количества поступающих обращений в суд с каждым годом. И вот это количество и увеличение обращений, оно, конечно, свидетельствует о том,что и граждане, и организации испытывают чувство защищенности и доверия к судебной системе. Повышение этого доверия к судебной системе - это одна из основных задач как всей судебной системы целиком, так и Верховного суда в частности», — сказала председатель Верховного суда Ирина Подносова.
После таких громких случаев доверие к судебной системе не то, что укрепляется, а стремительно исчезает.