Найти в Дзене
PsyNews

Почему грустная музыка приносит удовольствие?

Почему музыка, вызывающая чувство печали и меланхолии, продолжает привлекать слушателей по всему миру? Эта загадка лежит в основе недавнего научного исследования, опубликованного в журнале PLOS ONE, которое предполагает, что сама грусть, вопреки прежним представлениям, может быть источником удовольствия для слушателей. Исследование опровергает давно устоявшееся мнение о том, что удовольствие от грустной музыки обусловлено лишь косвенными эффектами.

Привлекательность грустной музыки уже давно является загадкой как в психологических, так и в музыковедческих исследованиях. «Эта тема интересна тем, что удовольствие от негативных эмоций кажется психологически противоречивым: Почему вам должно нравиться то, что, как вы знаете, заставит вас грустить?» - говорит автор исследования Эмери Шуберт, профессор Сиднейского университета и соучредитель Лаборатории эмпирической музыкологии.

Традиционно считалось, что удовольствие, получаемое от такой музыки, является косвенным - побочным продуктом других, более сложных эмоциональных или когнитивных процессов. Эта точка зрения согласуется с философскими и психологическими теориями, восходящими к концепции катарсиса Аристотеля, согласно которой воздействие эмоций, вызванных искусством, помогает избавиться от негативных чувств и восстановить эмоциональное равновесие.

Однако точная механика того, как грусть, вызванная музыкой, может привести к удовольствию, оставалась недостаточно объясненной. Современные теории предполагали, что, хотя грусть сама по себе не доставляет непосредственного удовольствия, она вызывает другие промежуточные эмоции, такие как чувство трогательности или ностальгии, которые, в свою очередь, доставляют удовольствие. Согласно этим теориям, такие промежуточные состояния опосредуют получение удовольствия от грустной музыки, тем самым разрешая кажущийся парадокс получения удовольствия от негативной эмоции.

«Предыдущие исследования предполагали, что парадокс получения удовольствия от негативных эмоций, которые нравятся (например, прослушивание грустной, но любимой музыки), заключается в том, что существует промежуточный этап, так называемый „посредник“, который связывает негативную эмоцию с удовольствием», - объясняет Шуберт.

Например, известная теория гласит, что грустная музыка нравится не потому, что она грустная, а потому, что грусть - это результат чувства «тронутости». Многие считают, что чувство «тронутости» содержит смесь как положительных, так и отрицательных эмоций. Поэтому парадокс можно объяснить следующим образом. Человек не наслаждается грустью, он наслаждается ощущением того, что он тронут».

Однако значительная часть слушателей постоянно сообщает о непосредственном удовольствии от грусти в музыке, что трудно объяснить существующими теориями. Это наблюдение побудило Шуберта рассмотреть альтернативную перспективу - возможно, грусть в музыке может быть приятной сама по себе, без привлечения каких-либо посредников. Это называется гипотезой прямого эффекта, которая предполагает, что грусть, вызываемая музыкой, сама по себе является источником удовольствия.

В исследовании приняли участие 103 человека (в основном студенты-музыканты), которых случайным образом распределили либо в условия грусти, либо в условия движения (контрольные условия).

В условиях грусти участникам было предложено выбрать и прослушать музыку, которая лично им показалась одновременно приятной и грустной. Затем они должны были описать и оценить свои эмоциональные переживания, уделяя особое внимание грусти, вызванной музыкой, и тому, как она способствовала получению удовольствия.

Ключевая экспериментальная манипуляция заключалась в том, что участники представляли себе музыку без ее грустных элементов и предсказывали, как это повлияет на их удовольствие. Этот процесс был направлен на выявление и измерение прямого влияния грусти на удовольствие.

Условие перемещения по структуре и методу повторяло условие грусти, но с существенным отличием в эмоциональном фокусе. Вместо грусти участники этого условия сосредоточились на эмоции перемещения.

Примерно 83 % участников смогли эффективно справиться с этим гипотетическим сценарием.

«Традиционные подходы к сбору данных в таких исследованиях предполагают фактическую реакцию на выбранную экспериментатором музыку», - сказал Шуберт в интервью PsyPost. Удивительный аспект нового исследования заключается в том, что, изменив метод сбора данных (визуализация любимой музыки с удалением грусти из любимой музыки), участники смогли сделать то, что кажется очень трудным («удалить грусть, и только грусть»). То есть участники смогли успешно выполнить мысленное моделирование, согласно их собственным отчетам».

Когда участники представляли себе выбранные музыкальные произведения без их грустных компонентов, значительное большинство сообщало, что их удовольствие снижается. Этот результат говорит о том, что грусть - не просто терпимый побочный продукт прослушивания музыки, а может быть неотъемлемым источником испытываемого удовольствия.

«В целом, участники, принявшие участие в исследовании, отметили, что устранение грусти снижает удовольствие», - пояснил Шуберт. «Это было воспринято как доказательство того, что именно сама грусть в музыке доставляет людям удовольствие. Никакой посредник не нужен». И действительно, когда контрольную группу попросили выполнить то же задание под движущуюся музыку, они указали, что именно грусть, а не просто движение, была причастна к удовольствию, которое доставляла музыка».

Чтобы изучить потенциальные посредники, которые могут влиять на получение удовольствия от грустной музыки, исследователи также попросили участников оценить различные эмоциональные дескрипторы, которые могут опосредовать связь между грустью и удовольствием. Эти данные были использованы для проверки традиционной гипотезы о косвенном эффекте наряду с гипотезой о прямом эффекте.

Многие участники отметили высокий уровень трогательности и ностальгии, которые также коррелируют с удовольствием. Однако эти эмоции не затмили прямого удовольствия от грусти, что говорит о том, что косвенные эффекты существуют, но они не объясняют феномен полностью.

Несмотря на то, что исследование дает убедительные выводы, оно имеет свои ограничения. Группа участников, состоящая в основном из студентов-музыкантов, может не представлять население в целом. Кроме того, экспериментальная установка - полагаться на способность участников к точному самоанализу своих чувств - может повлиять на достоверность полученных результатов. Будущие исследования могут включать в себя изучение более разнообразных групп населения и использование различных методик, таких как физиологические измерения, для подтверждения и расширения этих выводов.

Говоря о долгосрочных целях этого исследования, Шуберт сказал, что надеется «лучше понять, какие увлекательные, разнообразные и позитивные переживания мы можем испытывать, слушая безобидный сигнал под названием музыка».

Исследование «Любовь к музыке с грустью и без нее: Проверка гипотезы прямого эффекта приятных негативных эмоций».