Здравствуйте, уважаемые читатели!
Периодически в своём блоге я разбираю те или иные мнения читателей моего блога, которые были озвучены в комментариях. В этот раз комментатор "прошёлся" по АВТОВАЗу. Нашему, отечественному. И этот комментарий я не хотел бы оставлять без внимания.
Надо сказать, что интенсивность нападок на отечественное автомобилестроение в последние годы существенно увеличилась. Причём эти нападки абсолютно не аргументированы. И сегодня мы будем разбирать именно такой случай.
Что написал комментатор?
Давайте ознакомимся с мнением читателя [1]:
Сейчас на дворе у нас 2024 год, поэтому нам нужно переместиться в 1994 год и посмотреть, что же творилось в китайском автомобилестроении и сопоставить это с тем, что сейчас происходит с АВТОВАЗом.
Китайское автомобилестроение в 1994 году
Сперва давайте заглянём немного дальше в историю и зафиксируем такой исторический факт - до начала 1980-х годов экспорт автомобилей в Китай осуществлял СССР. А это, в свою очередь, означает, что именно Советский Союз заложил весь тот фундамент, на котором "взошло" собственное китайское автопроизводство. В 1985 году Китай произвёл только 5 тысяч автомобилей. Советую читателям для развития собственного кругозора посмотреть на грузовой автомобиль Jiefang CA30 или премиальный автомобиль Hongqi CA72 - узнаёте прародителя?
Второй факт - до 1992 года Китай активно занимался созданием совместных производств с ведущими европейскими и американскими автопроизводителями. AMC, Volkswagen, PSA и другие концерны. И именно совместные предприятия позволили нарастить выпуск автомобилей в стране до 1 миллиона экземпляров в 1993 году. А спустя два года, в 1994 году, Китай ограничивает инвестиции в автопром со стороны иностранных государств и встаёт на путь производства автомобилей собственными силами. Эта программа называлась "Автомобильная Промышленная Политика".
Чем занимались ныне популярные китайские компании 30 лет назад?
Поэтому большинство автомобильных китайский компаний ведут отсчёт своего существования с 1997-1998 годов. Какие сейчас китайские компании на слуху?
BYD основана в 1995 году, но на автомобили переключилась в начале 2000-х. А её первая модель под названием Flyer была очень сильно похожа на Suzuki Alto.
Geely основали в 1986 году, но автомобилями она стала заниматься только в 1998 году. Советую найти в интернете фотографию автомобиля Geely HQ и угадать, какие европейские автомобили послужили источником вдохновения при его создании.
Ныне обанкротившаяся компания Lifan была основана в 1992 году, автомобили стала производить в 2005 году. Помните, была такая модель Lifan Smily. Какие черты автомобиля просматриваются в её облике?
Одна из самых популярных ныне у нас марок Chery была основана в 1997 году и которая свою историю вообще отсчитывает с производства двигателей. А её первый автомобиль, Fulwin, оказался ничем иным как SEAT Toledo.
Т.е. я веду к тому, что 30 лет назад китайского автомобилестроения как самостоятельной единицы просто не существовало. Максимум, что было - создание аналогов автомобилей зарубежных автопроизводителей.
Так почему же комментатор не прав?
Первый факт - АВТОВАЗ самобытен. В том смысле, что, если мы будем брать более-менее современные модели, они являются плодом собственных разработок. Kalina, Granta, Vesta. Конечно, если мы возьмём последние 30 лет работы АВТОВАЗа, то число новых моделей можно пересчитать по пальцам двух рук.
Но, как я уже часто упоминал, давайте не будем забывать тот факт, что наша страна за эти 30 лет прошла множество кризисов. Дефолт 1998 года, например. Некоторые читатели, вероятно, не застали это время, а я вот его хорошо помню. Тогда точно было не до разработки новых моделей. И всякие аналогии с развитием китайской автопромышленности просто не кондиционны.
На текущий момент АВТОВАЗ в том или ином виде производит автомобили собственной разработки. Уже это не позволяет его сравнивать с китайским автомобилестроением образца 1994 года. Уступает ли он сейчас китайцам по технической проработке новых моделей? Да. Но это очень легко объяснимо с точки зрения экономических аспектов.
Другие мои статьи
Полтора года назад Renault отказался от АВТОВАЗа: что изменилось с тех пор?
Сколько лет уже выпускается модельный ряд АВТОВАЗа?
С уважением, Юрий (kua1102)