В Великом Новгороде прошло закрытое совещание, на котором главные участники проекта строительства ВСМ Москва – Петербург обсуждали, нужно ли заводить магистраль в Великий Новгород и Тверь, выяснил РБК.
Съездов нет – денег нет
Съезды к этим городам или их отсутствие значительно повлияют на план по перевозке пассажиров, пишет издание. Однако строительство съездов потребует дополнительных инвестиций.
Всеобъемлющий доклад на секретном совещании представили РЖД, Сбербанк, УК «Лидер», правительство Москвы и Минтранс — основные участники железнодорожного мегапроекта, выяснило издание «Фонтанка».
По утвержденному плану, ВСМ должна пройти в обход Твери и Великого Новгорода: новые станции спроектированы на удалении 10–20 км от центров городов.
Возможность съездов упоминается в финансовой модели, но их строительство пока не включали в проект, сообщает РБК.
Если съездов к упомянутым городам не будет, пассажиропоток ВСМ, по прогнозу, к 2030 году сократится на 10-11% (с 22,89 млн до 20,54 млн), а это приведет к значительному снижению доходов перевозчика.
Прогноз отправляемых по ВСМ из Тверской области пассажиров к 2030 году составляет 2,07 млн человек, из Новгородской области — 1,14 млн.
Напомним, на трассе ВСМ предусмотрено 16 остановок, из них 7 запланированы в Тверской и Новгородской областях, а две — в самих городах, но не в их центре.
Тверь: развести станцию и вокзал
В случае с Тверью предложено три варианта. Первый – отсутствие съездов. Второй – наиболее затратный – прокладка трассы через центр города. Такой вариант еще не проектировался и может повлиять на сроки реализации проекта. Кроме того, на него нужно дополнительно 60 млрд руб.
Третий – наиболее приоритетный. Он предполагает строительство съездов к станции Тверь Октябрьской железной дороги: ВСМ-поезда будут следовать по новой скоростной ветке, а региональные скоростные поезда в направлении Москва – Тверь будут прибывать на действующий вокзал в Твери.
В таком случае обеспечивается пассажиропоток, заложенный в финансовой модели ВСМ, утверждает источник РБК. Также появится возможность использовать участок ВСМ Москва — Тверь для «Сапсанов» еще до запуска всей новой ветки. В этом случае, однако, проект подорожает на 5,6 млрд руб.
Великий Новгород: съезд из Петербурга?
По трассе вблизи Великого Новгорода также рассматриваются три варианта.
Первый — без съездов: он приведет к снижению пассажиропотока на 580 тыс. человек в год (от общего прогноза 1,14 млн отправленных из Новгородской области пассажиров ВСМ).
Второй вариант предполагает строительство трех съездов. В этом случае по ВСМ можно будет запустить региональные поезда из Москвы в Новгород и Петрозаводск, а также поезд Петербург — Великий Новгород.
Третий вариант — построить один съезд с ВСМ в Новгород по направлению из Санкт-Петербурга. Это обеспечит доступность ВСМ для жителей самого Новгорода, однако потребует изменений в проектной документации (но не перепроектирования всего участка).
Как бы то ни было, решений по съездам еще не принято. Участники совещания в приватных разговорах с журналистами добавляют, что, по их мнению, ничего страшного в отсутствии съездов нет: станции находятся в 10–20 км от центра города, что некритично.
ВСМ не для романтиков
Напомним: ВСМ Москва – Петербург планируют запустить в 2028 году. Стоимость проекта превышает 2 трн рублей. Поезда на скорости 360 км/ч будут преодолевать расстояние между городами за 2 часа 15 минут по выделенной ВСМ-трассе, которая пройдет по территории 6 областей. Всего в зоне влияния ВСМ Москва — Санкт-Петербург проживает не менее 30 млн человек, что составляет 20% населения страны, пишет «Российская газета».
Уже объявлена прогнозная стоимость билета – 8,9 тыс рублей. Такая цена, судя по опросу, представленному на совещании в Великом Новгороде, не отпугнет примерно половину респондентов: 34% устраивает тариф до 10 тысяч, а 15% — и выше.
Надо заметить, что опрос проходил среди москвичей. Предполагается, что из 23 млн пассажиров ВСМ пассажиры из Москвы составят почти половину (44,9%, то есть 10,3 млн), из Петербурга — 40,9% (9,4 млн), из Тверской области — 9% (около 2 млн), из Новгородской — около 5% (чуть более 1 млн).
Высокую скорость и короткое время в пути 87% опрошенных назвали решающим фактором при выборе ВСМ. 47% сомневаются, что воспользуются ВСМ, из-за высокой цены билета. 37%, возможно, выберут другой способ передвижения. 7% — романтики – назвали «минус» ВСМ, который для них принципиален: «Слишком быстро заканчивается поездка».
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.