Найти в Дзене
Географический взгляд

Почему Россия будет строить на Сахалин именно мост, а не тоннель или земляную дамбу?

Оглавление

Одна из недавних громких географических и инфраструктурных новостей — президент России заговорил о масштабном проекте строительства моста на Сахалин, который соединит российский остров с населением в 446 тысяч человек с большой землей. Об этом я уже писал статью, а в этой я хотел бы сделать более детальную карту путей до Сахалина через мост и разобрать два важных вопроса читателей и многих россиян: почему именно мост? Почему бы не построить земляную дамбу или тоннель?

Почему не тоннель?

Сахалин, как и Япония, расположен в зоне сильных землетрясений и подвержен влиянию сезонных стихийных явлений. И как раз тоннель при серьезном землетрясении может пострадать сильнее, чем мост. Точнее, восстановить разорванный от толчков затопленный тоннель гораздо дороже и сложнее. Японцы, строившие тоннель с Хонсю на Хоккайдо, это дело подтвердят. Строительство моста может быть более экономически и технически оправданным, учитывая сложность проектирования и строительства тоннеля в таких условиях. Да и ситуация с Крымским мостом показывает, что его можно быстро восстановить, даже потеряв целый пролет.

Почему не земляная дамба?

Аргументы «против» строительства земляной дамбы обычно ходят вокруг экологических проблем, которые могут затронуть регион. Строительство моста явно окажет меньшее воздействие на природную среду и биоразнообразие местности, чем земляная дамба — из-за неё не только могут пострадать целые классы морских организмов, а может даже измениться климат (по словам некоторых экспертов). Таким образом, мост является более предпочтительным вариантом с точки зрения экологии и сохранения окружающей среды, причем есть два варианта строительства — либо в самом узком месте пролива, либо южнее, между мысами Невельского и Лах.

А все дело во льдах пролива Невельского — самое узкое место здесь является «бутылочным горлышком» для льдов, что создаст опасную ситуацию для моста, тогда как южнее для льдов пространства гораздо больше и они не будут создавать сильного давления на опоры моста и берег:

-2

Но место выберут после предпроектного обследования и всех нужных расчетов, на карте лишь предполагаемые места возведения моста.

Коротко о важном

Дальний Восток России имеет огромный потенциал в энергетических, туристических и транспортных проектах. Россия активно наращивает торговлю со странами Азии, становится своеобразным транспортным хабом, а Сахалин может стать частью этой динамично развивающейся системы. Да и уникальная природа и пейзажи кратно увеличат туристический поток на остров, причем явно увеличится число туристов и путешественников не только из России, но и из Китая. Вопрос только в деньгах — минимум 600 млрд рублей, что в 2,5 раза дороже Крымского моста. А с учетом того, что оценки давались несколько лет назад, стоимость может составить 800-900 млрд.

Читайте также: