В сети вновь заговорили о грандиозном инфраструктурном проекте России, важность которого подчеркнул президент страны на встрече с губернатором дальневосточной Сахалинской области. Речь идет о мосте на остров, который позволит соединить его с материковой частью страны. Давайте рассмотрим выгоды от строительства для региона и России в целом.
Сахалинская область России
Сахалин — крупнейший российский остров, расположенный на востоке азиатской части нашей страны и имеющий площадь в 76 600 км². Омывается остров водами Охотского и Японского морей, от материка отделен проливом Невельского и Татарским проливом. Располагается также недалеко от японского острова Хоккайдо, отделенный от него проливом Лаперуза, а вместе с Курильскими островами России формирует Сахалинскую область с населением 460,5 тысяч человек, 445,8 тысяч из которых непосредственно живут на Сахалине.
Столицей региона является город Южно-Сахалинск (180,4 тысячи жителей). Это довольно крупный город страны, занимает 103-е место в России по населению и 8-е место в Дальневосточной федеральном округе.
Природа
Сахалин имеет уникальную природную и стратегическую ценность для Дальнего Востока. Большая часть острова покрыта лесами со смешанными лесными массивами, включающие лиственницу, ель и березу. На севере острова преобладают горные и таежные просторы, а на юге — удивительные пейзажи побережий, с извилистыми бухтами и песчаными пляжами. Сахалин отличается богатым биоразнообразием и уникальной фауной.
Мост на Сахалин
Еще в середине XX века в РСФСР обговаривали идеи строительства моста или земляной дамбы с материка на остров Сахалин, который сейчас имеет только паромное или воздушное сообщение с основной частью страны. По предпроектному исследованию можно выделить одно из перспективных мест для возведения моста — самая узкая часть пролива Невельского шириной 7,3 км.
По выгодам все более менее становится понятно, пусть они пока и звучат в общем виде:
- Окупаемость прилегающих территорий — так, стоимость самого моста оценивают в 300 млрд рублей, еще столько же будет стоить возведение инфраструктуры и подходов к мосту (это оценка губернатора области, которую он давал в 2021 году). Это даст дополнительный импульс развитию инфраструктуры Дальнего Востока как со стороны Сахалина, так и со стороны Хабаровского края. Здесь понадобится строительство сотен километров дополнительных автомобильных и железнодорожных путей, что позволит усилить освоение регионов. В плюсе будет и Хабаровский край.
- Связь с материком — это выгода непосредственно для сахалинцев с почти полумиллионным населением. Остров просто будет еще сильнее интегрирован в основную транспортную систему России по суше, а живописный Сахалин может усилить в разы свой туристический потенциал, так как для путешествий россиян на остров будет меньше транспортных препятствий. Так было и с Крымом.
- Геостратегическое значение — в условиях напряженности Дальний Восток является одним из главных стратегических регионов России. А Сахалин и Курилы являются неотъемлемой частью этого региона.
- Я также бы хотел отметить важность промышленного и экономического потенциала Сахалина — строительство моста может дать дополнительный импульс производству на острове, так как товары будет проще перевозить на «Большую землю». А там и недалеко до железнодорожной торговли с Китаем.
Есть эксперты, которые хотели бы реализации проекта Сахалинского моста в компании с мостом с Сахалина на Хоккайдо, чтобы связать Японию через наш остров с Россией по суше. Да-да, была и такая идея, но она уже явно неактуальна в силу геополитической обстановки.
А что по минусам? И сделаем выводы
Из минусов сразу можно выделить высокую стоимость и технологическую сложность проекта, а также долгую окупаемость. Но зато это проект для людей, развития экономики и промышленности, эффект от реализации которого растянется на долгие годы.
Но скептики наверняка отметят, что население Сахалина в 5 раз меньше населения Крыма, а на Крымский мост потратили в 2-3 раза меньше денег от планируемых затрат на Сахалинский мост (просто в здешних водах гораздо суровее природные условия, а прибрежная инфраструктура слабо развита). И не будут видеть в этом особой выгоды, так как являются сторонниками развития автомобильной и железнодорожной сети в европейской части России. Я считаю, что это неверно — мост нужен. А что думаете Вы?
Читайте также: