На рубеже XIX-XX веков три государства решительно заявили о себе в высшей лиге тогдашней мировой политики. Это были Россия, Германия и ещё одна новая держава, сумевшая при минимуме участия в военных действиях, оказаться главным политическим и финансовым бенефициаром войны – Северо-Американские Соединённые Штаты. Так эта страна называлась у нас до середины ХХ века.
«Гибель империи. Росийский урок», 2023 г.
Германия – понятно, она только в 1871 году объединилась. Со Штатами тоже ясно – до конца XIX столетия они в большой политике не участвовали и считались глухой провинцией. Только причём тут Россия?
За столетие до начала Первой мировой войны русская армия заняла Париж, и на завершившем Наполеоновские войны Венском конгрессе император Александр I был в числе главнейших вершителей судеб мира. При нём в состав империи вошли основная часть польских и азербайджанских земель, Финляндия, Бессарабия, Грузия, Дагестан и восток Армении. При отце Александра Павле I победоносные русские солдаты вошли в крупнейшие города Италии – Рим, Милан и Неаполь, а флот утвердился в греческой крепости Корфу. Мать Павла – Екатерина II европейских войн избегала, предпочитая возвращать древние русские земли, ранее захваченные поляками и турками с крымскими татарами, а заодно прибрала к рукам Литву с западной Латвией, но её голос в мировой политике был в числе первых. Глава русской дипломатии – канцлер Александр Безбородко, если и преувеличивал, говоря, что «при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела!», то не намного.
Шевкунов этого не знает? Конечно, знает! Но цель его книги максимально возвысить последнего русского императора Николая II. Поскольку с победами у погубившего державу монарха негусто, митрополит лжёт, в высшую лигу мировой политики Российская империя стала именно при нём. А при Екатерине II с Александром I прозябала на её задворках.