Найти в Дзене
Океан Между Нот

Музыка для средних умов

Только куча навоза не имеет иерархии.

Культура вообще и музыка в частности делится на "высокую" и "низкую" ("популярную"). А между ними находится пласт произведений, называемых английским словом "middlebrow" - это нечто "среднее", относительно добротное творчество, ошибочно принимаемое за настоящее искусство.

Также называют людей, которые не могут распознать суррогат и с удовольствием потребляют навязанный обществом или рекламой культурный продукт.

Не из-за собственной глупости, нет ... а в силу того, что они не погружены в тему постоянно, а интересуются ею только время от времени.

В качестве примеров "обывательского искусства" можно привести мюзикл "Призрак Оперы" Эндрю Ллойда Уэббера или вальсо-маршевую составляющую новогоднего концерта Венских филармоников.

Наполнение среднего культурного слоя идёт как сверху, так и снизу.

Ярким образцом движения снизу вверх является наспех сочинённая двадцатипятилетним Джорджем Гершвиным "Рапсодия в стиле блюз".

По легенде заказчик поставил перед композитором задачу создать произведение сочетающее "чёрный" джаз и "белую" классику. Однако, Гершвин благополучно забыл о нём, а когда вспомнил, то за десять дней скомпилировал пьесу из слышанных ранее импровизаций джазменов Нового Орлеана и пианистов Гарлема.

В концертной программке на премьере "Рапсодии" было заявлено о стремлении:

указать на огромные успехи, достигнутые в популярной музыке со времен диссонирующего джаза, возникшего из ниоткуда около десяти лет назад, до по-настоящему мелодичного джаза наших дней ...

По сути Гершвин попытался возвысить "низкую" музыку чёрного сообщества, позаимствовав её гармонии и ритмы. И без его помощи джаз никогда бы не пробился наверх, а так - попал хотя бы в середину.

Противоположное движение - сверху вниз - протекает путём вычленения из "высокой" музыки некоторых сочинений. Далее их фрагментируют, подвергают обработке (аранжировке), обильно цитируют в эстрадных песнях, рекламных роликах и кинофильмах, а также используют в спорте и быту в качестве фона.

Из "высокого" наследия академического композитора выбирается какая-то её часть и в процессе многократного воспроизведения спускается в "середину".

Так появляются композиторы "одного хита": Антонио Вивальди ("Времена года"), Рихард Штраус ("Рассвет"), Арам Хачатурян ("Танец с саблями"), Карл Орф ("О, Фортуна"), Морис Равель ("Болеро") и так далее.

Британская радиостанция Classic FM ежегодно проводит голосование за лучшую классическую музыку.

Итоговый ТОП-300 за 2024 год наглядно демонстрирует диапазон "золотой середины вкусов" широкой общественности.

В эту кучу собрано всё: от киномузыки Джона Уильмса ("Звёздные войны", "Гарри Поттер"), Говарда Шора ("Властелин колец"), Ханса Циммера ("Гладиатор", "Король Лев") и саундтреков Ёко Симомуры к видеоиграм до сочинений Людовико Эйнауди и Сергея Рахманинова.

Фортепианный концерт № 2 Рахманинова второй год подряд занимает первое место в Зале славы Classic FM 2024. Изображение: Getty / Classic FM
Фортепианный концерт № 2 Рахманинова второй год подряд занимает первое место в Зале славы Classic FM 2024. Изображение: Getty / Classic FM

И в этой Вселенной Девятая симфония Дворжака, Реквием Моцарта и Шестая симфония Бетховена проигрывают какой-то киношной мелодии Морриконе.

Настоящий Middlebrow!

Ссылка на пост будет помещена в КАТАЛОГ публикаций канала. Ещё по теме:

В завершении по традиции несмешная байка:

Однажды Энрико Карузо пел "Богему" Пуччини в Национальном театре Мюнхена.
Во время спектакля, неожиданно обрушившиеся декорации, задели голову певца. Театральный врач, осмотрев тенора, не нашёл никаких повреждений, и он смог продолжить представление.
Когда директор театра оправился от ужаса и с облегчением собрался домой, пожилой швейцар сказал ему на выходе:
- Если бы Карузо стал инвалидом, Вы, господин директор, должны были бы его убить.
- ???
- Потому как платить ему пожизненную пенсию Вы бы точно не смогли.