Переосмысливаю Бельтайн. Оскомину набили публикации про майские шесты, спаривающихся богов и костры, сжигающие все плохое. Столько сожгли за последнее время, а мир все не лучше. Может не то жгем?
Включила голову, подняла источники (не из интернета), вот что открылось.
Бельтайн символизировал начало лето и начало по-настоящему большой работы. Посевная у кельтов, также как и у большинства, живущих на относительном юге, народов, к тому времени уже почти заканчивалась. Зато начиналось время выгона скота на дальние пастбища.
Здоровый скот был основой всего. От него и молоко, и мясо, и шерсть, и кожа. Важно было, чтобы скот хорошо питался и плодился. К маю вся ближайшая к поселениям людей трава была уже съедена, плюс позже ее заготавливали на зиму, а стада угоняли далеко. Иногда за несколько дней пути от дома. Там они находилидись до осени. (Такой же уклад до сих пор существует на нашем Кавказе).
Стада были огромные, пастухов много, на значительное время часть женщин оставалась обделенной мужском вниманием. Это тоже добавляло празднику огня и смысла. Вы же когда мужа в командировку провожаете, тоже, поди, стол накрываете?
Кстати, майский посох - символ не мужского того самого, а скотьего. Да, девоньки. То самое, пишут, у предков нормально работало - экология хорошая была. А вот от резвости племенного бычка зависело ох как многое. Все благополучие семьи! И даже уважение людей!
Скот прогоняли через огонь (коридор костров) не только ради магической защиты (хотя и это тоже), но и ради дезинфекции. Мошка к тому времени уже вовсю буйствовала в тех краях. Скотина мучилась, вела себя неспокойно. Вот как-то и пытались решить проблему, окуриванием. Делали это многократно, не только на празднике, просто там это носило символический характер.
В это же время скот покупали и продавали, обменивали, сдавали в аренду. А как потом отличить где чье? Поэтому скотину клеймили и для этого был тоже нужен огонь. Или метили. Для того ленты.
Майское дерево, кружение вокруг шестов, ночные гулянки - все это, само собой, было и имело свои смыслы, но в целом люди есть люди. Праздник для них был прежде всего поводом показать себя, подразнить соседей, от пуза наесться, вдоволь повеселиться и отдохнуть от работы. Также как и для нас сейчас, о чем бы не был праздник, начнем с тоста за него, а дальше как пойдет.
Если искать сакральное зерно в Бельтайне, то оно, прежде всего в том, что женщина должна радоваться и гордиться трудом своего мужчины. И чем тяжелее труд, тем больше радости и гордости. Сейчас многие хотят, чтобы мужчина сидел дома (возле ее юбки), мало работал (при этом, каким то образом был «реализован») и много зарабатывал. А предки доступ друг к другу получали на короткое время, остальное время каждый был занят своим делом, может потому особенности встреч мужского с женским дошли до нас, как праздники. Праздником было уже просто быть рядом. Обнимать Своего. Смотреть на Своего. А вообще, «делу время, потехе час».
Я вот сейчас за городом живу, у нас в поселке уже который день в каждом дворе стучат, жужжат, пилят, красят, жгут мусор. Женщины на участки столы выносят. Заборчики красят. Мужики друг к другу за инструментом в гости заходят. Музыка повсюду, детский смех. Посёлок простой, поэтому люди все делают сами. То ли еще завтра будет!
Вот и вы попробуйте просто порадоваться труду и сделать что-то вместе. И будет вам Бельтайн. А потом и ночь. Лучше не Вальпургиева, конечно. Лучше просто ночь. Хорошая! Для любви!!!
Елена Шубина
💠 Добро пожаловать в канал ПСИХОЛОГ ЕЛЕНА ШУБИНА в Телеграмме! Там гораздо больше постов, теплая и дружественная атмосфера. Можно задавать вопросы, общаться и получать поддержку!