Найти тему

Дзен-буддистский сад антиутопий

Кадзуо Исигуро, «Не отпускай меня» / Never Let Me Go, 2005, номинация на Букера-2005 и Премию Артура Кларка-2006, лучший роман года по версии Time,  2006, включён в список 100 лучших англоязычных романов 1923-2005 (Time), 4 место в списке лучших книг XXI века (The Guardian)

«Я видела стремительно возникающий новый мир. Да, более технологичный, более эффективный. Но мир при этом жесткий, безжалостный. И я видела девочку, прижимавшую к груди старый мир, и она держала его и просила не отпускать её».

Мастер Исигуро не перестает удивлять. После истории патриархального дворецкого («На исходе дня»), кафкианской фантасмагории («Безутешные») и фэнтези («Погребенный великан») - антиутопия, да еще какая!

Вообще при слове «антиутопия» как-то сразу возникают ассоциации с Оруэллом, Бёрджессом, Хаксли, Замятиным, всплывает в памяти коварная улыбка Алекса из бессмертного фильма Кубрика: what is going to be then, eh? А вот Исигуро сделал не менее леденящую душу историю в стилистике, как писали обозреватели The Globe And Mail, дзен-буддистского сада.

Начинается все вроде весьма канонически в стиле многочисленных историй о частных школах Англии. Есть некая школа Хейлшем, где учится главная героиня романа - Кэт. Она неторопливо ведет рассказ о вполне себе будничных перипетиях школьников и школьниц - игры, дружба и вражда, первая любовь и первый секс, и так далее. С самого начала мы следим за похождениями троицы, которая (маленький спойлер) впоследствии станет любовным треугольником. Это Томми, мальчик, который чурается всех и страдает приступами немотивированный агрессии, от которой его избавляет как раз Кэт. И Рут, заводила и лидер компании, которая способна ужиться со всеми (но не всегда с Кэт и Томми). Вообще отношения внутри этого триумвирата на протяжении долгих лет - просто выдающееся достижение автора, настолько тонко он проникает в самые глубины не только детской, но и подростковой и взрослой психологии.

Но школа какая-то особенная, если не сказать странная. Детей явно готовят к чему-то, появляются эпизоды взрослой жизни Кэт, непонятные слова «доноры», «выемки», «он/она завершился». Регулярно в школу наведывается загадочная Мадам, француженка или бельгийка, которая забирает у учеников их творческие работы, обменивая их на жетоны. Эти жетоны детишки потом могут использовать на Распродажах, где им продают всякие безделушки. И вдруг Мадам, увидев танцующую под Джуди Бриджуотер «Не отпускай меня» Кэт, начинает истерично рыдать. Почему? Ответа мы не узнаем до самого конца книги. А кассета с этой песней еще сыграет свою роль.

Постепенно через намеки автора и рассказы Кэт мы понимаем, что донорами как раз и являются воспитанники Хейлшема, которых потом переводят в странное место под названием «Коттеджи». И уже после этого наступает время становиться либо донором, либо, для начала, помощником донора. И будут те самые выемки, четвертая из которых будет последней, и бывший хейлшемец «завершится». И Кэт, и ее друзья и наперсники с самого начала об этом говорят абсолютно спокойно, как о само собой разумеющемся. И именно это, а не описание чего-то зловещего или страшного, как раз ужаснее всего. Я уже говорил о «Бусидо дворецкого», которое исповедует герой  «Остатка дня», дворецкий Стивенс. Здесь же герои книги с истинно самурайским фатализмом переживают и говорят об их грядущей судьбе, и такие описания будут посильнее пыток Алекса Деларджа.

Нет, наши герои - вовсе не безмолвные агнцы на заклание. Вопросы они задают, из разряда тех, что не касаются главного. А откуда мы взялись? С кого нас скопировали (читай - клонировали)? А влюбленным парочкам отсрочка от донорства полагается. Но при этом ни одному их них не приходит в голову задаться вопросом: а почему мы столько покорны ожидающей нас судьбе? Никто, и даже воспитатели учеников Хейлшема, ответа на этот вопрос не дают.

Как и в «Остатке дня», решающая (но не финальная) сцена книги происходит у моря, наверное, в этом тоже есть своего рода символизм. И, само собой, книга полна причудливых метафор и символов, которые могут доставить истинное наслаждение книжным гурманам: «Мне всё чудится река, течение быстрое-быстрое. И двое в воде, ухватились друг за друга, держатся изо всех сил, не хотят отпускать - но в конце приходится, такое там течение.»

В конце концов, книга эта - о судьбе, об истинной любви и дружбе, о времени и онас в нем: «Я думала про мусор, про хлопающие пакеты на ветках, про "береговую линию" из всякой всячины, застрявшей в колючей проволоке, и, прикрыв глаза, представила себе, что сюда выброшено все потерянное мной, начиная с детства и теперь я стою как раз там, где нужно, и если терпеливо подождать, то на горизонте над полем появится фигурка, начнет постепенно расти, пока не окажется, что это Томми, и тогда он помашет мне, может быть, даже прокричит что-нибудь».

Поэтому в очередной раз настоятельно вам рекомендую шедевр мэтра Исигуро, уверяю, не пожалеете.

P.S. По мотивам книги есть фильм с Кирой Найтли, надо посмотреть.

#казуоисигуро

#неотпускайменя

#английскийроман

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц