Этот особняк в Гранатном переулке, недалеко от Никитских ворот, похож на готический замок. Стены из красного кирпича нарядно украшены резными белокаменными деталями - жаль, что сейчас всю эту красоту уже скрывает распускающаяся зелень деревьев:
Здание построил в 1896 замечательный московский архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон. О владельцах мы знаем совсем немного. Дом построен для Анны-Луизы Леман. Её муж, Роберт-Нильс Карл Леман, был директором Товарищества мануфактур "Эмиль Циндель", потомственным почётным гражданином города Москвы.
Особняк двухэтажный, в стиле французского ренессанса с готическими элементами - стрельчатыми окнами, острыми башенками, гаргульями на капителях колонн и высокими кровлями, - подобно готическому собору, он устремлён ввысь.
А также с элементами модерна, только набирающего тогда в Москве силу: в массивных скруглённых оконных рамах, в асимметричной композиции фасада.
Мебель и предметы интерьера особняка были полностью утрачены. Но сами интерьеры, выполненные по моде того времени в разных стилях - от барокко до модерна, - сохранились почти в первозданном виде. Интерьеры - это внутренняя отделка помещений: стены, потолки, паркет, двери, окна - всё, что прорабатывает архитектор, проектируя здание.
Конечно, хотелось бы войти сюда через парадный вход, но он сегодня закрыт:
Сразу от главного входа открывается пространство совершенно волшебное:
Это высокий двухэтажный холл с невероятной парадной лестницей и арочной галереей вокруг неё на втором этаже:
Лестница дубовая, трёхмаршевая. Потолок холла выполнен в виде светового фонаря. Но это световой фонарь ложный: он перекрыт крышей. Помещение освещается не дневным светом, а люстрой. А дневного света добавляет наше воображение)
Холл и лестница - это "стержень" всего особняка: вокруг лестницы на обоих этажах разместились парадные гостиные для званых вечеров - Белая, Красная и Синяя, а также жилые покои, кабинеты, библиотека, бильярдная.
Мебельный гарнитур работы Павла Александровича Шмидта - это была лучшая мебель в Москве того времени:
Но мебель не "родная", здесь всё собиралось "с миру по нитке", к сожалению...
Белая гостиная
Это помещение отделано в барочном стиле и украшено лепниной с цветами и младенцами-путти на стенах и потолке:
Сохранился мраморный камин с зеркалом, украшенным цветочным декором в виде подснежников, - единственный сохранившийся камин в доме:
Просторная Белая гостиная соединена с более камерной Розовой.
Розовая гостиная
По-видимому, здесь была бильярдная. Но сейчас здесь нет ничего, кроме люстры и шкафа. Зато какой люстры и какого шкафа!
Огромный шкаф из дерева груши, изготовлен в Европе, в 16 веке. Ему 500 лет! Шкаф-секретер с хитрыми замками и потайными отделениями. Его любезно открыли, чтобы мы смогли в него заглянуть. Просили не фотографировать содержимое. Но как тут удержаться?
Библиотека
Здесь антикварные шкафы совершенно разных стилей наполнены старинным книгами по архитектуре и истории - это библиотека ЦДА, есть очень редкие издания:
Самое замечательное в библиотеке - это потолок:
Потолок - обманка: кажется, что он деревянный инкрустированный, но на самом деле, это роспись по штукатурке, имитирующая дерево.
Поднимаемся на второй этаж. Античные торшеры освещают нам дорогу:
На втором этаже находились гостиные, а также жилые комнаты, анфиладой расположенные вокруг холла:
Если на первом этаже царит сумрак, то второй поражает ярким светом, белизной стен, колонн и лепнины. Комнаты соединены между собой - это анфилада - и каждая комната выходит ещё и в арочную галерею.
Которую по вечерам освещают ампирные светильники в виде крылатых женских фигур:
Синяя гостиная
В маленькую Синюю гостиную приводит парадная лестница. Готической её называют из-за трёх стрельчатых окон, вот они на фасаде:
В Синей гостиной нет входных дверей, фактически это продолжение арочной галереи:
Арочный вход в Синюю гостиную украшают две вазы:
Это совсем небольшое помещение, где нет ничего, кроме шкафа и люстры:
По винтовой потайной лестнице отсюда можно спуститься на первый этаж в библиотеку. Рядом с Синей гостиной -
Буфетная
Совсем небольшое помещение, которое интересно тем, что расположено как раз над парадным входом:
Здесь можно изнутри (и поближе) рассмотреть готическое окно, которое выходит на балкон - мы видели его фасаде:
Красная гостиная
Она, как и библиотека, наполнена антикварной мебелью различных стилей.
Посмотрите, какой прекрасный секретер на гнутых ножках, сколько у него разных полочек и ящичков. Полистайте фото, посмотрите, каков он внутри:
Леманы прожили в своём роскошном особняке всего два года: содержать его оказалось им не под силу. В 1900 они продали его со всей обстановкой Петру Александровичу Базилевскому, действительному статскому советнику, камергеру, будущему московскому губернскому предводителю дворянства. Который проживал в особняке до самой революции - со своим очень многочисленным семейством и прислугой.
В 1917 дом был национализирован и здесь размещался Главный штаб Реввоенсовета. Затем - центральное бюро по обслуживанию иностранцев. Позднее - посольство Франции.
В 1937 особняк передали Союзу архитекторов и в нём был открыт Центральный Дом архитектора (ЦДА). Французы вывезли из особняка всё, что смогли, не только всю мебель, но и почти все люстры - остались голые стены. Поэтому ничего из принадлежавшего Леманам и Базилевским в особняке сегодня нет. Всё, что есть сейчас - кропотливо собрано работниками этого дома по антикварным магазинам.
В 1938-1941 вплотную к старому зданию архитекторы пристроили новый современный корпус с рестораном и зрительным залом на 450 мест (архитекторы М.И Мержанов, А. Власов и А.К Буров):
На фасаде три арочных портала из светлого камня. Архитекторов вдохновило здание, изображённое на фреске итальянского художника 15 века Пьеро далла Франческа в церкви сан Франческо города Ареццо:
Над входной аркой - майоликовый картуш художника В.А. Фаворского со схематическим изображением Генерального плана Москвы (эмблемы Союза советских архитекторов):
Именно через этот вход мы заходили в особняк - в старинную часть здания сегодня можно попасть только по этой широкой светлой мраморной лестнице:
Фойе на первом этаже нового здания представляет собой огромный торжественный зал с белоснежными стенами и колоннами:
Раньше по периметру этого зала, за колоннами, был зимний сад:
Мраморные лестницы ведут на второй этаж в Большой зал:
С веранды открывается вид на внутренний дворик, украшенный цветами и скульптурами:
На нижнем уровне расположен ресторан «Архитектор»:
Но помещений снова оказалось недостаточно. И в 1970-х к ЦДА было присоединено соседнее здание, примыкавшее к нему справа. Оно было расселено и реконструировано, его строгий фасад отделан белым камнем:
На фасаде - часы со знаками зодиака вместо цифр:
В этой - новейшей - части ЦДА располагаются просторный вестибюль с гардеробом и буфетом, административные помещения, конференц-зал и выставочный зал.
Ну вот, мы посмотрели всё и теперь покидаем этот красивый дом, похожий на волшебный замок. Мне кажется, что за то время, что мы провели в особняке, он окончательно скрылся от нас в распускающейся на тёплом солнышке зелени деревьев:
Как сюда попасть? - Очень просто. В этих стенах кипит культурная жизнь: проходят выставки, семинары, лекции, презентации книг и другие мероприятия, посещать которые могут не только архитекторы. Дом открыт для всех, кто интересуется архитектурой и художественной жизнью Москвы.
Вход свободный.
Адрес: Гранатный пер., д.7, стр.1.