Центральный дом учёных РАН - место удивительное. Великолепный особняк на Пречистенке, охраняемый двумя львами и утопающий в зелени парка:
Вид у львов не грозный и зайти в особняк может любой желающий:
История этого усадебного владения началась в 1731, когда первый его владелец возводит здесь каменные палаты и разбивает сад.
В 1792 владение было пожаловано московскому генерал-губернатору, командующему московским гарнизоном Ивану Петровичу Архарову.
Слово "архаровец" стало нарицательным, а в то время так называлась беспощадная полицейская команда, которую сформировал в Петербурге старший брат Ивана Петровича - Николай Петрович Архаров, назначенный при Павле I генерал-губернатором Петербурга. "Легенда сыска", он знал обо всём, что происходит в городе, все преступления раскрывались в кратчайшие сроки.
Павел захотел, чтобы и в Москве был наведён порядок. Николай Петрович предложил кандидатуру своего брата - Ивана Петровича. Младший Архаров в 1796 был произведён в генералы, стал губернатором Москвы и поселился в этом доме.
Дом Архаровых считался одним из самых гостеприимных в Москве: сюда съезжалось всё светское общество. Второй том романа Толстого "Война и мир" начинается с того, что в начале 1806 Николай Ростов приехал домой в отпуск:
Он дирижировал мазурку на бале у Архаровых, разговаривал о войне с фельдмаршалом Каменским, бывал в Английском клубе...
Усадьба Архаровых сгорела в московском пожаре 1812 года: огнём были уничтожены все деревянные постройки, а от дома остались только стены. В том пожаре выгорела почти вся Пречистенка.
Пепелище в 1818 приобрёл Иван Александрович Нарышкин. Он приходился дядей (по своей жене) Наталии Николаевне Гончаровой. И был её посажёным отцом на свадьбе 18 февраля 1831. Поэтому Пушкины наверняка наносили визиты в этот дом.
Затем дом ещё несколько раз менял своих владельцев, пока, наконец, в 1865 его не приобретает фабрикант Иван Николаевич Коншин, миллионер и крупный промышленник, производивший полотно и парусину.
В 1899 Иван Николаевич скончался.
Его вдова, Александра Ивановна Коншина, унаследовала всё его огромное состояние. Она продала фабрику мужа его братьям и жила затворницей в окружении небольшого количества слуг и огромного количества кошек. Она была необщительна, детей не имела. И жертвовала огромные суммы на больницы, храмы, лазареты, приюты, помощь увечным воинам и их семьям.
А когда ей было уже за 70, она решила обновить свою усадьбу.
Для этого она пригласила архитектора Анатолия Оттовича Гунста. Старый дом был полностью разрушен и на его месте был возведён новый особняк в стиле неоклассицизма. Средств для строительства Александра Ивановна не жалела, в результате её новый дом стал одним из самых шикарных особняков Москвы в начале 20 века.
Своим главным фасадом, украшенным фронтоном и пилястрами ионического ордера, дом выходит в сад с беседкой и фонтаном, огороженный высокой каменной оградой.
Фасад, выходящиий в Пречистенский переулок, строже и скромнее:
А.О. Гунст украсил его барельефом в стиле модерн:
Что касается интерьеров, то дом просто утопал в роскоши: мебель и бронзу выписали из Франции, сантехнику, естественно, из Англии, а мрамор и стекло – из Италии. Дом был оснащён по последнему слову техники - водопроводом, канализацией, электричеством, системой подогрева простыней после приёма ванны и даже встроенными в стены вытяжными пылесосами.
Для перевозки гигантского оконного стекла для зимнего сада (венецианского, мы его увидим) потребовался специально оборудованный вагон - это было чуть ли не самое большое стекло в Европе.
В результате усадьба обрела свой современный вид:
Александра Ивановна недолго пожила в своём новом доме. В 1914 она умерла, завещав крупные суммы на достойное содержание всех своих благотворительных проектов. Дом перешёл к жене её племянника, потом к её дочерям и их сыновьям.
В 1916 здание в очередной (и последний) раз сменило владельца - им стал действительный А.И. Путилов, статский советник, председатель правления Русско-Азиатского банка.
Ну, а затем настал 1917 год, усадьба была конфискована, и в 1922 здесь разместился Центральный дом учёных, идею создания которого предложил Максим Горький и директором которого стала его бывшая жена, актриса Мария Фёдоровна Андреева.
В советское время здесь показывали фильмы, не выходившие на широкий экран, организовались встречи с писателями, известные учёные читали здесь лекции.
Когда возникла необходимость в новых помещениях, то к старому зданию было пристроено новое, в стиле конструктивизма, по проекту братьев Весниных. Его строительство было закончено в 1932:
На первом его этаже разместился холл и гардероб (на месте портика Коншиных), на втором - зал и фойе, а на третьем - технические помещения.
Самое замечательное в этом доме - его потрясающие интерьеры. Их тоже проектировал Гунст. Предметов интерьера, принадлежащих Коншиным, увы, не сохранилось, все предметы и мебель в залах - приобретены на аукционах в более поздние годы. Но зато сохранились в своём первозданном виде расписные потолки, лепнина, позолота, зеркала, камины, некоторые люстры... И великолепная мраморная лестница с ажурными перилами.
Давайте переступим порог этого гостеприимного дома, куда может свободно зайти любой желающий. Вход - в новой пристройке Весниных. Входная группа сохранила простой стиль конструктивизма 1932 года:
Дальше начинается безвкусное фойе, украшенное зеркальными колоннами - неудачная, на мой взгляд, попытка рестовраторов воссоздать стилистику дома А.И. Коншиной. Избыток зеркал и позолоты вызывает противоречивые чувства:
Помещения первого этажа - служебные, технические:
Холл первого этажа:
Мы же поднимемся на второй этаж и пройдём по анфиладе парадных залов.
Люблю красивые лестницы! Посмотрите, как хороша эта - мраморная, с великолепной ажурной решёткой:
В орнаменте решётки - растения и музыкальные инструменты:
С парадной лестницы мы попадаем в холл второго этажа, а оттуда - в анфиладу залов, выходящих окнами на Пречистенку. Параллельно парадным залам вдоль всего особняка тянется длинный узкий коридор:
Открывает анфиладу бальный зал. Здесь интерьер хорошо сохранился, даже паркет:
Бальный зал примыкает к музыкальному салону, отделён от него колоннами. В музыкальном салоне сохранился мраморный камин с зеркалом и даже постаменты по бокам от камина:
Следующая гостиная анфилады раньше была зелёной: обивочный штоф здесь был зелёного цвета, но почему-то реставраторы сделали его жёлтым:
Из этого зала открывается вид на сад, где вместо клумбы раньше бил фонтан:
А посмотрите, какие здесь красивые потолки, украшенные лепниной, тоже прекрасно сохранившиеся (люстра - не родная):
И сохранились изумительные вентиляционные решётки с аистами:
Из жёлтой гостиной мы попадаем в дамский кабинет - с мраморным камином с зеркалом и великолепным потолком, украшенным цветным лепным декором. Оригинальная деревянная дверь ведёт в коридор:
Здесь тоже сохранились очень красивые вентиляционные решётки на стенах:
Голубая гостиная сильно изменена и мало напоминает историческую. Вся живопись на стенах - приобретения более позднего времени:
Люстра и потолки:
Напротив этих окон - дверь в спальню хозяйки, интерьеры которой не сохранились, посетителей туда не водят. О том, как выглядела спальня, можно судить по старому фото:
Из дамского кабинета через причудливую деревянную дверь - помните её? - мы проходим в странный узкий коридор со встроенными шкафами и расписными потолками:
А оттуда - в столовую (теперь это ресторан Дома учёных), где реставраторы переборщили с позолотой так, что рябит в глазах:
Но потолки роскошны:
Александра Ивановна очень любила тропические растения, поэтому особняк буквально утопал в зелени, а ещё в нём был устроен зимний сад со световым куполом и застекленным эркером:
Огромное пространство было поделено венецианским стеклом на две неравные части - столовую и зимний сад. Для транспортировки стекла из Италии был заказан специальный вагон. Вид из столовой на зимний сад через то самое венецианское стекло:
А это вид из зимнего сада в столовую через это же стекло:
Среди растений были расставлены мраморные статуи, привезённые тоже из Италии. В эркере сохранился мраморный фонтан, статуя мальчик с гусем:
Среди искусствоведов ведутся споры о художественной ценности проведённой здесь реставрации.
Пусть спорят.
Согласна, некоторые вещи вызывают оторопь. Но мне здесь всё равно очень нравится: в этом уютном и гостеприимном особняке сохраняется сам дух старой Москвы. Сюда можно запросто зайти с улицы пообедать - еда самая простая и незамысловатая - или выпить чашку кофе. А заодно пройтись по всему зданию и полюбоваться его сказочными интерьерами. У входа надо сказать, что вы - в столовую, оставить верхнюю одежду в гардеробе и подняться по этой прекрасной лестнице на второй этаж:
Столовая работает с 12:00 до 15:30.
Можно прийти сюда на лекцию, творческую встречу или концерт, которые Дом учёных устраивает постоянно:
Афишу можно посмотреть на их официальном сайте. По выходным после концерта - танцы:
На этом мы прощаемся с дружелюбными львами и покидаем этот красивый особняк. Можно ещё добавить, что где-то здесь, у этих ворот, сидел голодный и продрогший Шарик из "Собачьего сердца" и наблюдал за профессором Ф.Ф. Преображенским, вышедшим из дома Центрохоза (Пречистенка, д. 9/9), дом этот как раз виден на фото:
Филипп Филиппович жил совсем рядом (Пречистенка, д. 24/1) и направлялся домой. Он пожалел пса и повёл его с собой покормить.
Адрес усадьбы А.И. Коншиной: ул. Пречистенка, д. 16/2.