Найти в Дзене

Что такое «НЕДОделегирование» и как оно мешает вам эффективно управлять?

Руководители часто говорят: «Если хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам». И не догадываются, что это одно из фундаментальных управленческих заблуждений. 

Я назвала подход «всё сам(а)» словом «НЕДОделегирование». На мой взгляд, оно очень точно описывает данную ошибку.

Представьте, что вы поставили сотруднику задачу. Он вроде бы всё понял,но через какое-то время вернулся к вам с вопросами. Вы отвлекаетесь от своих дел и начинаете отвечать на эти вопросы, погружаясь в задачу с головой.

А бывает, что у вас нет времени отвечать на вопросы и тогда вы говорите: «Оставь это мне, я разберусь позже». И тем самым взваливаете проблемы сотрудника на себя. Он уходит с лёгкой головой, ведь вы пообещали всё решить.

Ещё руководители часто грешат исправлением ошибок за сотрудников. Например, вы увидели неточность в отчёте и сразу же поправили её, не объясняя ничего сотруднику. Проще ведь сделать это самому.

Знакомые ситуации?

В этом и кроется вся суть НЕДОделегирования: когда вы решаете задачи, которые перед этим поставили сотрудникам. Вы думаете, что таким образом помогаете своей команде, но на самом деле оказываете медвежью услугу. Подчинённые быстро привыкают к помощи с вашей стороны. А вы потом жалуетесь, что сотрудники безынициативные и ничего сами не хотят делать.

Делегирование – это своего рода игра в пинг-понг.

-2

Вы кидаете мячик (ставите задачу). Он возвращается к вам (когда у сотрудника что-то не получается). Здесь ваша задача – максимально быстро перекинуть мячик обратно. Только не отфутболить сотрудника, а грамотно вернуть ему ответственность за решение задачи. 

Как сделать это максимально эффективно?

Вот вам мои рекомендации:

1️⃣ Чётко поймите, чья это проблема.

Бывает, что сотрудник приходит с вопросом, который не может решить на своём уровне, потому что ему не хватает полномочий. Тогда вы берёте этот вопрос на себя. 

Но если задача входит в зону ответственности сотрудника, то вы можете подсказать направление решения, но ни в коем случае не делайте всю работу за него.

2️⃣ Спросите сотрудника, какие варианты решения проблемы он видит.

Один мой знакомый руководитель, когда сталкивается с вопросами сотрудников, говорит так: «О, это серьёзная проблема... И какой у вас план? Что думаете делать?»

Подчинённым приходится включать голову и излагать свои идеи.

3️⃣ Используйте промежуточный контроль. 

Лучше пораньше проверьте, верной ли дорогой идёт сотрудник. Так у вас будет возможность перенаправить его в нужное русло и дать время на самостоятельное исправление ошибок. 

Если же сроки горят, то важно принять взвешенное решение: либо быстро сделать всё за подчинённого, чтобы предоставить результат вовремя; либо дать возможность сотруднику самому всё исправить и быть готовым подождать. 

Главное, не превращайте переделку работы за сотрудника в закономерность, оправдывая себя горящими сроками. И внедрите в свою практику полезную привычку – делегировать до конца.