Руководители часто говорят: «Если хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам». И не догадываются, что это одно из фундаментальных управленческих заблуждений.
Я назвала подход «всё сам(а)» словом «НЕДОделегирование». На мой взгляд, оно очень точно описывает данную ошибку.
Представьте, что вы поставили сотруднику задачу. Он вроде бы всё понял,но через какое-то время вернулся к вам с вопросами. Вы отвлекаетесь от своих дел и начинаете отвечать на эти вопросы, погружаясь в задачу с головой.
А бывает, что у вас нет времени отвечать на вопросы и тогда вы говорите: «Оставь это мне, я разберусь позже». И тем самым взваливаете проблемы сотрудника на себя. Он уходит с лёгкой головой, ведь вы пообещали всё решить.
Ещё руководители часто грешат исправлением ошибок за сотрудников. Например, вы увидели неточность в отчёте и сразу же поправили её, не объясняя ничего сотруднику. Проще ведь сделать это самому.
Знакомые ситуации?
В этом и кроется вся суть НЕДОделегирования: когда вы решаете задачи, которые перед этим поставили сотрудникам. Вы думаете, что таким образом помогаете своей команде, но на самом деле оказываете медвежью услугу. Подчинённые быстро привыкают к помощи с вашей стороны. А вы потом жалуетесь, что сотрудники безынициативные и ничего сами не хотят делать.
Делегирование – это своего рода игра в пинг-понг.
Вы кидаете мячик (ставите задачу). Он возвращается к вам (когда у сотрудника что-то не получается). Здесь ваша задача – максимально быстро перекинуть мячик обратно. Только не отфутболить сотрудника, а грамотно вернуть ему ответственность за решение задачи.
Как сделать это максимально эффективно?
Вот вам мои рекомендации:
1️⃣ Чётко поймите, чья это проблема.
Бывает, что сотрудник приходит с вопросом, который не может решить на своём уровне, потому что ему не хватает полномочий. Тогда вы берёте этот вопрос на себя.
Но если задача входит в зону ответственности сотрудника, то вы можете подсказать направление решения, но ни в коем случае не делайте всю работу за него.
2️⃣ Спросите сотрудника, какие варианты решения проблемы он видит.
Один мой знакомый руководитель, когда сталкивается с вопросами сотрудников, говорит так: «О, это серьёзная проблема... И какой у вас план? Что думаете делать?»
Подчинённым приходится включать голову и излагать свои идеи.
3️⃣ Используйте промежуточный контроль.
Лучше пораньше проверьте, верной ли дорогой идёт сотрудник. Так у вас будет возможность перенаправить его в нужное русло и дать время на самостоятельное исправление ошибок.
Если же сроки горят, то важно принять взвешенное решение: либо быстро сделать всё за подчинённого, чтобы предоставить результат вовремя; либо дать возможность сотруднику самому всё исправить и быть готовым подождать.
Главное, не превращайте переделку работы за сотрудника в закономерность, оправдывая себя горящими сроками. И внедрите в свою практику полезную привычку – делегировать до конца.