Найти в Дзене
Мой XIX век

Богач посватался к чужой невесте и отправил к праотцам жениха красавицы

«Скареды, которые довели меня…», - упомянул в своем завещании 30-летний полковник лейб-гвардии Преображенского полка Дмитрий Арсеньев о причинах поединка. Уход из жизни Арсеньева потряс Санкт-Петербург в декабре 1807 года.

Сын московского предводителя дворянства Дмитрий Васильевич Арсеньев - близкий друг графа Михаила Воронцова. В их окружении понятия чести дворянской и офицерской оставались незыблемыми.

Дмитрий Васильевич Арсеньев
Дмитрий Васильевич Арсеньев

На свою беду Дмитрий Арсеньев идеализировал прекрасных дам, в которых постоянно влюблялся. В аристократе причудливо смешались храбрость и сентиментальность его времени. Дамам своего сердца аристократ приписывал душевные и духовные качества, которыми красавицы не обладали. Более тесное общение приводило к разочарованию в придуманном образе.

Сентиментальный Арсеньев переживал несовершенство мира, а его друзья переживали за него.

Из-за разочарования Арсеньев по собственной воле покинул Санкт-Петербург в 1804 году: попросил императора Александра I отправить его за границу по службе, чтобы забыть ветреную кокетку.

Красавицу Елену Александровну Суворову, жену их общего друга (сына Суворова), любили все три друга: граф Михаил Воронцов (он приходился красавице кузеном), Дмитрий Арсеньев и острослов Сергей Марин.

Елена Александровна Суворова, в которую были влюблены многие друзья ее мужа,
Елена Александровна Суворова, в которую были влюблены многие друзья ее мужа,
«Ужасно обмануться в том, что боготворишь, а с ним это случилось», - описал Марин в письме к Воронцову причину отъезда из столицы их друга.

Затем была военная компания 1807 года, в которой полковник отличился. И на свою беду снова влюбился в красавицу, что и отправило к праотцам 30-летнего офицера на глазах у его ближайших друзей.

Влюбился наш герой во фрейлину Великой княгини Анны Федоровны. В 1807 году красавице Марии-Каролине Рённе уже 27 лет. По меркам тех лет - явно старая дева, несмотря на то, что она - дочь генерала и гофмейстерины Двора Великой княгини Анны Федоровны.

Каролина-Мария Рённе
Каролина-Мария Рённе

Для сравнения. Фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны Наталья Ивановна Загряжская выйдет замуж в том же году в 21 год. Одна из дочерей Павла I - Екатерина Павловна - выйдет замуж весной 1809 года почти в 21 год, а в 27 лет обвенчается еще раз. Т.е. девица Рённе уже «пересидела».

Храбрый Арсеньев стал добиваться руки красавицы и получил согласие на брак. О помолвке объявили, и о предстоящем браке все знали. Император Александр I понимал, что у Арсеньева небольшие средства для содержания семьи. Царь планировал дать жениху денег или иным способом обеспечить будущее семейное счастье.

Через несколько дней после объявления помолвки спохватился другой аристократ, влюбленный в красавицу-фрейлину. Ириней Хребтович - завидный жених: граф и богатый польский помещик.

Чтобы читатели понимали масштабы состояния Иринея, перечислю владения его сына через несколько десятков лет. Михаил Хребтович владел 150 тысячами десятин пахотной земли, многочисленными хуторами, сыроварнями, мельницами, винокуренным заводом.

Люди с состоянием современного миллиардера живут по собственным правилам. Иринея Хребтовича не смутило, что у Каролины-Марии Рённе уже есть жених. Он посватался. Неизвестно, любила ли фрейлина Арсеньева или старая дева согласилась на брак с небогатым полковником от безысходности (знаменитое современное «Часики-то тикают!»).

Князь Сергей Волконский считал, что в случившемся виновата мать, потому что прельстилась на несметные богатства Хребтовича: объявленному жениху отказали, а объявившемуся богатому сказали «да!».

Дмитрий Арсеньев вновь разочаровался: идеализированная им красавица оказалась не только ветреной, но и не сдержала своего слова, согласившись стать женой другого. Это противоречило дворянской и офицерской чести.

Обманутый жених Арсеньев вызывал на д у э л ь счастливого соперника. Секунданты - личности известные: граф Михаил Семенович Воронцов.

Граф Михаил Воронцов, друг Дмитрия Арсеньева
Граф Михаил Воронцов, друг Дмитрия Арсеньева

Граф Гавриил Карлович Моден.

Граф Моден в более зрелые годы. Он секундант Хребтовича.
Граф Моден в более зрелые годы. Он секундант Хребтовича.

***

Проводить в последний путь Дмитрия Арсеньева пришла молодежь Санкт-Петербурга. Виноватыми в случившемся высший свет Российской империи посчитал не Хребтовича, не мать и дочь Рённе, а людей, которые «своими советами участвовали в своем склонении матери и девицы Рённе к неблагородному отказу Арсеньеву».

Как осудили участников д у э л и? Никак. Следствия не было, хотя все всё знали. Официально друзья озвучили версию: 3 декабря отправились на охоту. Воронцов и Моден пошли в одну сторону, а Арсеньев - в другую, где перед ним оказался ров. Когда полковник переходил через ров, он оперся на ружьё… ну, и... Случайность.

Накануне охоты Дмитрий Арсеньев составил завещание: перечислил свои долги и кому он одалживал рубли и червонцы, попросил дать вольную двум слугам и т.д. И только одной фразой обмолвился о причине составления документа:

«Скареды, которые довели меня…».

Как сложилась судьба Хребтовича и его меркантильной возлюбленной? Высший свет осуждал Хребтовича за его сватовство к чужой невесте, под гнётом неприятного мнения о себе польский магнат уехал в свое имение. Туда же через некоторое время тихо выехали мать и дочь Рённе. Красавица и богач обвенчались вдали от осуждающих их глаз.

Портрет госпожи Хребтович в зрелые годы. Заметно, что в молодости действительно была хороша.
Портрет госпожи Хребтович в зрелые годы. Заметно, что в молодости действительно была хороша.

Стали родителями троих детей, которые, выражаясь языком тех лет, «сделали удачные партии». Так, единственный сын четы женился на дочери всем известного Карла Нессельроде и сделал блестящую политическую карьеру. Обе дочери вышли замуж за видных дипломатов Российской империи.

А о Дмитрии Арсеньеве все бы и забыли в наши дни, если бы историю его любви к ветреной фрейлине не описал в мемуарах декабрист Сергей Волконский, очевидец тех событий.

***

Лайки и подписки не прошу. Данная площадка вас может отписать от канала «Мой XIX век» без вашего ведома. В разделе «Подписки» закрепите любимый канал, тогда вы точно не пропустите новые статьи и заметите "пропажу".

***

У аристократов не принято свататься к чужим невестам, о чем я и писала:

Сегодняшняя статья - пример из 1807 года, чем заканчивается «дубль-сватовство» к чужой невесте.

Историю Дмитрия Арсеньева часто называют предтечей еще одной истории:

Истории «Как выходили замуж дворянки»:

Как выходили замуж дворянки | Мой XIX век | Дзен