Малосерийные образцы советской бронетехники, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны

3,4K прочитали

Когда заходит речь о боевой технике, на которой наши отцы, деды и прадеды сражались на полях Великой Отечественной войны, сразу вспоминаются наиболее известные и массовые машины: Т-34 различных модификаций, КВ-1, ИС-2, СУ-76М и так далее. При этом в боях участвовали и менее известные танки и САУ, которые по разным причинам не стали такими же массовыми.

ХТЗ-16

Оставленный экипажем ХТЗ-16
Оставленный экипажем ХТЗ-16

При взгляде на ХТЗ-16 можно подумать, что перед нами очередной эрзац-танк, сделанный путем установки бронелистов и вооружения на серийный трактор. Но это не совсем так.

Под ХТЗ-16 было разработано модифицированное шасси на базе трактора СХТЗ-НАТИ: был форсирован двигатель и доработана коробка передач, удлинена рама, внесен ряд других изменений.

Трактор СХТЗ-НАТИ в Восточной Германии, 1950 год. Источник фото: Bundesarchiv, Bild 183-R0210-340 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 DE <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en>, via Wikimedia Commons
Трактор СХТЗ-НАТИ в Восточной Германии, 1950 год. Источник фото: Bundesarchiv, Bild 183-R0210-340 / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 DE <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0/de/deed.en>, via Wikimedia Commons

Лобовой бронелист толщиной в 30 мм имел угол наклона в 20 градусов и защищал экипаж от пулеметов и автоматических 20-мм пушек. Вооружение состояло из 45-мм пушки 20К и 7,62-мм пулемета ДП, установленных в рубке.

Опытный ХТЗ-16 в августе 1941 года
Опытный ХТЗ-16 в августе 1941 года

Для производства танка создавалась вся необходимая документация. ХТЗ-16 проходил полноценные испытания по всем правилам под контролем ГАБТУ, что несколько затягивало процесс. С августа до конца октября планировалось произвести 2000 бронетракторов. К середине сентября на ХТЗ были в разной степени готовности около полутора тысяч корпусов, которым не хватало различного оборудования. В октябре завод был эвакуирован в Сталинград, до этого момента успели произвести 142 ХТЗ-16. Из них 33 машины из-за задержки с поставкой корпусов были сделаны из неброневой стали.

ХТЗ-16, вид сбоку
ХТЗ-16, вид сбоку

Выполнению программы производства помешал не только приближающийся фронт: заводу поручили освоение производства легкого танка Т-60, к чему он был не готов. В результате распыления сил ХТЗ и смежников не удалось ни наладить выпуск Т-60, ни выполнить программу производства ХТЗ-16.

Большая часть бронетракторов была потеряна осенью 1941 года в боях за Харьков. Небольшое число ХТЗ-16 дожило до следующего сражения за Харьков в мае 1942-го, после чего в качестве боевых единиц они уже не применялись.

Покинутый ХТЗ-16 весной 1942 года
Покинутый ХТЗ-16 весной 1942 года

Кстати, порядка 800 недостроенных ХТЗ-16 в различной степени готовности досталось немцам. Часть из них они доделали, но использовали в качестве обычных тракторов.

Т-50

Танк сопровождения пехоты Т-50 был принят на вооружение в апреле 1941 года. В войсках он должен был заменить уже серьезно устаревшие Т-26. Теоретически Т-50 по совокупности качеств мог считаться одним из лучших легких танков в мире: бронелисты с рациональными углами наклона и толщиной до 45 мм (нижняя лобовая деталь корпуса), хорошая подвижность (двигатель мощностью в 300 л.с. при массе порядка 14 тонн), торсионная подвеска, трехместная башня с командиром, освобожденным от обязанностей наводчика (на Т-34 «отдельный» командир появится только в 1944 году).

Опытный Т-50 на Ржевском полигоне в 1941 году. https://war-book.ru/t-50-legkij-tank-sssr/
Опытный Т-50 на Ржевском полигоне в 1941 году. https://war-book.ru/t-50-legkij-tank-sssr/

Однако реальность не совпала с ожиданиями. До войны завод №174 в Ленинграде затянул с освоением производства и не смог запустить выпуск двигателей В-4. После 22 июня ко всем проблемам добавилась нехватка компонентов от смежников и авианалеты.

Опытный Т-50 на Ржевском полигоне в 1941 году. https://war-book.ru/t-50-legkij-tank-sssr/
Опытный Т-50 на Ржевском полигоне в 1941 году. https://war-book.ru/t-50-legkij-tank-sssr/

В августе предприятие решено было эвакуировать в Чкалов (ныне Оренбург). До этого момента успели построить 37 танков, еще 13 были в процессе сборки. Их доделают уже на новом месте. Еще 15 танков после ряда упрощений конструкции собрали уже в Чкалове с января по март, после чего выпуск был прекращен.

Т-50, изготовленный в Чкалове в 1942 году. Источник фото: https://war-book.ru/t-50-legkij-tank-sssr/
Т-50, изготовленный в Чкалове в 1942 году. Источник фото: https://war-book.ru/t-50-legkij-tank-sssr/

Танк оказался сложным и дорогим в производстве. Окончательно шансы на большую серию Т-50 похоронил появившийся весной 1942-го Т-70, который был гораздо проще и дешевле в производстве, имел такое же орудие (45-мм пушка 20К) и сопоставимое бронирование лобовой части. При этом впоследствии, на пике производства, ГАЗ выпускал по 500 Т-70 в месяц. Конечно, у Т-70 хватало недостатков, но они компенсировались простотой изготовления, дешевизной и возможностью ежемесячно собирать сотни танков.

Т-70 вместе с пехотой на учениях в 1942 году
Т-70 вместе с пехотой на учениях в 1942 году

Ну а завод №174 без работы, конечно, не остался. После еще одного переезда в Омск на нем начали производить Т-34, которые, вне всяких сомнений, обладали более высокой боевой эффективностью.

Всего выпущено порядка 70 Т-50. Большая часть (примерно 40 танков) участвовала в боях под Ленинградом, последняя машина была потеряна в сентябре 1943 года. Один Т-50 был захвачен финнами и оставался на вооружении до середины 1950-х, а сейчас находится в музее в Пароле.

Захваченный финнами экранированный Т-50 в музее в Пароле
Захваченный финнами экранированный Т-50 в музее в Пароле

Также несколько танков участвовали в Битве за Москву в 1941 году и в Битве за Кавказ в октябре 1942 — январе 1943 года. В России оригинальный Т-50 можно увидеть в парке Патриот в Подмосковье.

ЗиС-30

Идею самоходной версии 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2

великий конструктор артиллерийских систем Василий Грабин предложил еще в декабре 1940 года. После 22 июня процесс ее создания значительно ускорился. В середине июля 1941 года на испытания были представлены два варианта: на шасси легкого гусеничного тягача Т-20 «Комсомолец» и трехосного грузовика ГАЗ-ААА с забронированной кабиной.

Автомобильное шасси отличалось лучшей устойчивостью при стрельбе, но уступало в проходимости. Гусеничный вариант лучше вел себя на бездорожье, но шасси было перетяжелено, что негативно сказывалось на подвижности и надежности.

ЗиС-30, вид спереди. Источник фото: foto-transporta.ru
ЗиС-30, вид спереди. Источник фото: foto-transporta.ru

Самоходка имела склонность к опрокидыванию при движении по косогорам, а также при стрельбе с большим отклонением орудия от оси шасси. Да и при стрельбе прямо из-за недостаточного веса шасси постоянно сбивалась наводка, не помогали даже откидные грунтовые упоры. Боекомплект состоял всего из 20 выстрелов, что также не особо устраивало военных.

ЗиС-30, вид сбоку. Видно откинутые сошники (грунтовые упоры)
ЗиС-30, вид сбоку. Видно откинутые сошники (грунтовые упоры)

Однако в ситуации лета 1941 года выбирать особо не приходилось: самоходные противотанковые орудия очень требовались фронту, поэтому ЗиС-30 решено было запускать в серию. Всего за сентябрь и октябрь 1941 года было выпущено порядка 100 единиц. При этом из-за переориентации единственного производителя тягачей (завода № 37) на выпуск танков Т-60 шасси для ЗиС-30 приходилось забирать из артиллерийских частей, проходивших переформирование, и ремзаводов.

ЗиС-30 на огневой позиции. Грунтовые упоры (сошники) подняты, из-за чего самоходка рискует опрокинуться при выстреле. Поэтому фото, скорее всего, постановочное. Источник: waralbum.ru
ЗиС-30 на огневой позиции. Грунтовые упоры (сошники) подняты, из-за чего самоходка рискует опрокинуться при выстреле. Поэтому фото, скорее всего, постановочное. Источник: waralbum.ru

Большая часть выпущенных самоходок (порядка 70 машин) приняла участие в Битве за Москву. Несмотря на свои недостатки, ЗиС-30 при правильном использовании представляла серьезную силу, поскольку орудие ЗиС-2 в 1941 году пробивало в лоб с реальных дистанций боя вообще все, что было у немцев. Порой даже навылет. Из-за этого вскоре орудие снимут с производства, посчитав его мощь избыточной.

САУ ЗиС-30 на странице «Красной Звезды»
САУ ЗиС-30 на странице «Красной Звезды»

К лету 1942 года почти все ЗиС-30 выйдут из строя в результате потери в боях или износа. До настоящего времени ни одного образца не сохранилось. В музее УГМК в Верхней Пышме можно увидеть макет, созданный с применением оригинальных узлов.

Су-26-6

Самоходное артиллерийское орудие, созданное на базе легкого танка Т-26 и 76-мм полковой пушки образца 1927 года, производилось в Ленинграде с 1941-го по 1943-й год, то есть в тяжелейшие годы блокады. До войны планировалось переоборудовать в САУ более 1000 Т-26, но планам не суждено было сбыться по целому ряду причин, в том числе из-за потери в первые месяцы войны большей части устаревших двухбашенных танков.

Что представляла собой СУ-26-6? С Т-26 снималась башня (или башни) и подбашенная коробка. Для мехвода варилась небольшая отдельная рубка, а остальную часть корпуса закрывала плита, на которую на подвижной тумбе устанавливалась бронированная рубка с пушкой. Орудие вращалось на 360 градусов.

Су-26-6 из состава 1-й Краснознаменной танковой бригады. Ленинград, осень 1942 года. Источник фото: https://warspot.ru/8658-blokadnyy-dolgozhitel
Су-26-6 из состава 1-й Краснознаменной танковой бригады. Ленинград, осень 1942 года. Источник фото: https://warspot.ru/8658-blokadnyy-dolgozhitel

Самоходки собирались на мощностях завода подъемно-транспортного оборудования имени Кирова, который также занимался ремонтом танков. Всего было выпущено от 29 до 32 машин.

Сборка Су-26-6 на заводе имени Кирова. Источник фото: https://warspot.ru/8658-blokadnyy-dolgozhitel
Сборка Су-26-6 на заводе имени Кирова. Источник фото: https://warspot.ru/8658-blokadnyy-dolgozhitel

Несмотря на малочисленность, СУ-26-6 успешно применялись в боях под Ленинградом в качестве средств поддержки, уничтожая вражескую пехоту и легкие укрепления.

СУ-26-6 в составе 220-й танковой бригады во время операции «Искра» в 1943 году. В ходе нее была прорвана блокада Ленинграда
СУ-26-6 в составе 220-й танковой бригады во время операции «Искра» в 1943 году. В ходе нее была прорвана блокада Ленинграда

Дольше всего они продержались в составе 1-й Краснознаменной танковой бригады: в июне 1944 года после боев за Выборг оставшиеся СУ-26-6 вышли из строя по техническим причинам. Вместо требуемого заводского ремонта их заменили на СУ-76М. До настоящего времени ни одной СУ-26-6 не сохранилось. Но в 2021 году в Музее отечественной военной истории в Падиково (Подмосковье) представили машину, восстановленную с использованием найденных на месте боев оригинальных деталей.

Восстановленная Су-26-6 в экспозиции Музея отечественной военной истории. Источник фото: https://www.kskdivniy.ru/museum/eksponaty/su-26/
Восстановленная Су-26-6 в экспозиции Музея отечественной военной истории. Источник фото: https://www.kskdivniy.ru/museum/eksponaty/su-26/

Т-80

Да, все правильно. В истории отечественного танкостроения помимо ОБТ Т-80, появившегося в 1970-х, еще был Т-80, разработанный в конце 1942 года и ставший последним советским легким танком.

Легкий танк Т-80. Источник фото: https://war-book.ru/t-80-legkij-tank/
Легкий танк Т-80. Источник фото: https://war-book.ru/t-80-legkij-tank/

Машина стала результатом совершенствования Т-70. Главными отличиями стала новая двухместная башня и форсированный силовой агрегат М-80, состоявший из двух четырехцилиндровых двигателей мощностью 85 л.с.

Интересной особенностью была возможность вести заградительный из пушки огонь по воздушным целям благодаря максимальному углу возвышения в 60 градусов и дополнительному колиматорному прицелу.

Т-80 с орудием, поднятым на максимальный угол возвышения. Источник фото: https://war-book.ru/t-80-legkij-tank/
Т-80 с орудием, поднятым на максимальный угол возвышения. Источник фото: https://war-book.ru/t-80-legkij-tank/

Всего было выпущено 76 машин, из которых 10, включая прототип, собрали на ГАЗе в конце 1942 года, а остальные 66 — с апреля до 1 сентября 1943-го на заводе № 40 в Мытищах. Такие низкие темпы были обусловлены тем, что до этого предприятие новые танки не делало, и пришлось фактически строить новый завод с нуля.

После Курской битвы было решено прекратить производство легких танков и развернуть на мощностях завода №40 выпуск очень нужной фронту САУ СУ-76М.

Дивизион СУ-76М перед маршем, 1945 год. Источник фото: https://war-book.ru/su-76-samohodnaya-artillerijskaya-ustano
Дивизион СУ-76М перед маршем, 1945 год. Источник фото: https://war-book.ru/su-76-samohodnaya-artillerijskaya-ustano

Выпущенные Т-80 были распределены в два танковых полка, в которых воевали вплоть до лета 1944 года. После Львовско-Сандомирской операции, завершившейся 29 августа 1944-го, оставшиеся Т-80 использовались в качестве учебных.

К сожалению, до нашего времени сохранился только один экземпляр, который можно увидеть в Кубинке. В музее УГМК в Верхней Пышме также представлен макет, созданный с применением оригинальных узлов.

КВ-85

И вот последний танк в этом списке. КВ-85 явился переходной машиной между КВ-1с и ИС-1. Дело в том, что в определенный момент уже была готова новая башня с 85-мм орудием Д-5Т, а вот над шасси продолжались работы. Чтобы фронт как можно быстрее получил танки с новыми мощными орудиями, способными бороться с «Тиграми» и «Пантерами», было решено установить новую башню на модифицированное шасси КВ-1с. Поскольку новый погон был намного шире, пришлось делать новую подбашенную коробку.

В этих условиях места для стрелка-радиста в корпусе уже не оставалось. Поэтому его люк заваривался, а пулемет оставался, но управлялся дистанционно мехводом. Позже и от этого отказались из-за низкой эффективности.

Всего с августа по октябрь 1943 года на Челябинском Кировском заводе было выпущено 148 КВ-85. Производство прекратили сразу после начала выпуска ИС-1.

КВ-85 в освобожденном городе в Крыму. Апрель 1944 года.
КВ-85 в освобожденном городе в Крыму. Апрель 1944 года.

Почти все КВ-85 были потеряны в боях 1944—1945 годов. До нашего времени сохранился один танк, он установлен в качестве памятника в Санкт-Петербурге.

На этом все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. А пока рекомендую почитать другие мои статьи, ссылки на которые найдете ниже.

При написании статьи использовались следующие источники: