"Духовная проза" перевернула моё восприятие Николая Васильевича, этот сборник показал обычного человека своего времени, а не великого автора. Книга насквозь пронизана саморефлексией. В ней много личного. Речь не про личную жизнь, а личные переживания, которые автор не прячет за слоями образов, комедии и сатиры. Они обнажены. Порой они кажутся пошлыми, страшными, наивными и даже глупыми. Порой не знаешь, где его действительные мысли, а где провокации, направленные на то, чтобы вызвать несогласие (сам автор говорит, об их наличии и о том, что не надо каждое слово принимать за чистую монету. Хотя возможно это лишь попытка переобуться, после обрушившейся критики). Помимо Гоголя монархиста и глубоко религиозного Гоголя, я открыл Гоголя литературоведа, узнал, как строился его рабочий процесс, как хотел, чтобы его воспринимало общество и как понимал, для чего он жил. Но вопросов без ответа оказалось гораздо больше
Можно ли рассматривать творчество, отдельно от его автора?
Исходя из чего мы складываем своё мнение о человеке, жившем несколько веков назад?
Если мы формируем отношение к личности исходя из его взглядов, должны ли мы менять мнение, когда узнаем о другой стороне взглядов?
Какое влияние оказывает религия на человека?
Как человек становится религиозным?
Как идея могла бы развиться, если бы не была отдана другому человеку?
Можно ли быть в контексте внутренних событий, находясь вне?
Одинаково ли чувствует себя человек в ожидании смерти несколько веков назад и сейчас?
Как критика влияет на творчество?
Это лишь малая часть вопросов, что возникли в моей голове, пока я озвучивал сборник "Духовная Проза"