Шедевры Эрмитажа. Часть №2

402 прочитали

В Эрмитаже представлены различные предметы изобразительного искусства. Коллекция одного из крупнейших музеев мира создавалась в течение нескольких веков. Собрание предметов искусства Эрмитажа включает с себя богатейшую коллекции живописи, скульптуры, драгоценностей, предметов быта, археологических памятников Египта, Греции, Рима и древнего Востока. Не меньший интерес представляют и дворцовые интерьеры, аутентичные и воссозданные.

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.
Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.

Друзья! Сегодня мы продолжим знакомство с шедеврами Эрмитажа. Кто пропустил первую часть цикла публикаций "Шедевры Эрмитажа" могут пройти по этой ссылке - https://dzen.ru. Итак, начнем! И первым на очереди будет вот этот экспонат - мраморная скульптура старика в кресле. Это один из шедевров знаменитого французского скульптора XVIII столетия, известного масона, кавалера ордена Почётного легиона Жана-Антуана Гудона. Конечно, многие узнали в скульптуре французского писателя и философа Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778) или более известного под псевдонимом Вольтер.

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.
Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.

Великий французский мыслитель эпохи Просвещения, борец против идеализма и религии Вольтер изображен сидящим в кресле в античной тоге с широкими складками. Гудон выполнил множество портретов философа как в виде бюстов, так и статуй. И это одна из лучших его работ. Примечателен тот факт, что Вольтер позировал Гудону в 1778 году, незадолго до своей смерти. Екатерина II, увлекавшаяся идеями лучших европейских мыслителей 18-го века, состояла в переписке с Вольтерем, причем продолжалось это общение многие годы, с 1763 года до самой кончины философа-писателя.

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.
Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.

После смерти Вольтера российская императрица за огромные деньги приобрела у его племянницы мадам Дени, урожденной Марии-Луизы Миньо, личную библиотеку философа. Помимо покупки библиотеки, Екатерина II заказала у Гудона мраморную копию сидящего в кресле Вольтера. Императрица установила скульптуру на видном месте в павильоне "Грот" в "Царском селе". В 1887 году Вольтер "переехал" в Эрмитаж, где и был до самой Октябрьской революции. С 1917 года, в течение трех лет место пребывания - Москва. Еще одно путешествие мраморное изваяние пережило во время Великой Отечественной войны: во время эвакуации скульптура находилась в Свердловске (ныне Екатеринбург), после войны вернулась обратно в Эрмитаж, где и находится поныне в Зале искусства Франции XVIII века (зал №287).

Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.
Статуя "Вольтер, сидящий в кресле". Скульптор Жан-Антуан Гудон, 1781 год. Фото автора.

На первом этаже Нового Эрмитажа, выполненном в античном стиле, экспонируется шедевр камнерезного искусства - Большая Колыванская ваза, или, как еще ее называют, "Царица ваз". Это уникальное произведение ручного труда, уникальное по многим показателям. Во-первых, это самая крупнейшая в мире монолитная гранитная ваза. Ее вес составляет 19 тонн. Высота с пьедесталом составляет 2,57 метра, максимальный диаметр - 5,04 метра. Во-вторых, это история ее создания. От времени обнаружения (1815г.) в Ревневской каменоломне крупного монолита зелёно-волнистой яшмы до момента готовности (1843г.) прошло 28 лет! После шестимесячной транспортировки в Петербург, еще четыре года ушло на сооружение фундамента по вазу. Ваза названа так в честь фабрики, на которой ее изготавливали - Колыванская, что находится в Алтайском крае.

Большая Колыванская ваза. Фото автора.
Большая Колыванская ваза. Фото автора.

В качестве автора проекта и руководителя работ по изготовлению вазы император Александр I утвердил русского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854). Возможно, имя этого архитектора не на слуху и многим, в том числе и мне, незнакомо. Оказывается, за его плечами немало проектов и построек не только в Петербурге, а и по всей имперской России. Например, всем известная бульварная лестница в Одессе - Потемкинская лестница. Выполнена по проекту Авраама Ивановича. О даровании и мастерстве архитектора говорит еще один факт: в конкурсе по составлению проекта храма Христа Спасителя в Москве его проект был лучшим и получил первую премию, как и в конкурсе на перестройку Исаакиевского собора. Однако там и там для строительства были выбраны другие архитекторы.

Большая Колыванская ваза. Фото автора.
Большая Колыванская ваза. Фото автора.

И немного о самой фабрике, изготовившей сей знаковый экспонат Эрмитажа. В 1802 году на северо-западе предгорного Алтая, на месте закрывшегося медеплавильного завода династии Демидовых открылась шлифовально-гранильная фабрика. Это было третье после Петергофской и Екатеринбургской фабрик шлифовальное предприятие в России. В отличии от первых двух, новая фабрика была механизированной, что ускоряло обработку камня и позволяло работать с крупными объемами пород и создавать большие по размерам камнерезные произведения. Во многих музеях и частных коллекциях хранятся произведения Колыванской камнерезной фабрики, в том числе знаменитая "Царица ваз".

Большая Колыванская ваза. Фото автора.
Большая Колыванская ваза. Фото автора.

На очереди следующая известная достопримечательность Эрмитажа - Малахитовая ротонда. Это произведение искусства имеет очень интересную историю. В Эрмитаже сие великолепие появилось в 1958 году, после шести лет реставрации. Установлено в одном из красивых залов Зимнего дворца - Аванзале. Этот зал, наравне с Николаевским и Концертными залами, составляет северную (Невскую) анфиладу залов дворца, выходящих окнами на Дворцовую набережную. Аванзал создан архитектором Кваренги в конце XVIII века. После страшного пожара 1837 года восстановлен Стасовым.

Аванзал. Малахитовая ротонда. Фото автора.
Аванзал. Малахитовая ротонда. Фото автора.

Малахитовая сень являлась подарком Николаю l от членов династии российских промышленников Демидовых. Автор идеи создания такого подарка был Николай Никитич Демидов (1773-1828). По его заказу на французской фабрике "Томир и компания" в 20-30-х годах XIX столетия была изготовлен храм в виде ротонды. Владельцем предприятия был известный в Европе французский скульптор, бронзовщик-литейщик Пьер-Филипп Томир. Непосредственно колонны ротонды в количестве восьми штук выточены из уральского малахита в Италии римскими камнерезами. На фабрике Томира были изготовлены капители и базы.

Малахитовая ротонда. Фото автора.
Малахитовая ротонда. Фото автора.

Да, основным материалом послужил малахит. Помимо этого природного минерала, в отделке основания ротонды нашли применение и другие российские самоцветы: яшма, порфир, амазонит, а также гранит и мрамор. Верхняя часть ротонды украшена золоченой бронзой. Купол, увенчанный орлом со знаменами, изнутри отделан лазуритом. Николай затратил огромнейшие по тем временам деньги на этот шедевр творения рук человеческих - около 2 миллионов рублей. Однако, он не дожил до вручения подарка. Окончательно Малахитовая сень была изготовлена после его кончины.

Аванзал. Малахитовая ротонда. Фото автора.
Аванзал. Малахитовая ротонда. Фото автора.

Продолжатель рода Демидовых, сын Николая Никитича Анатолий отправил в Россию дорогой подарок, надеясь получить расположение императора. Николай I презент принял, но распорядился установить ротонду не в Исаакиевском строящемся соборе, как задумывал отпрыск Демидовых, а в Таврическом дворце. По прошествии времени Александр II велел перенести ее в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, используя как царское место. Так царский подарок и остался на года в лавре. Пока, наконец, в 1952 году не было принято решение о передаче Малахитовой ротонды в качестве экспоната в музей Государственный Эрмитаж.

Зал Древнего Египта. Зал №100. Фото автора.
Зал Древнего Египта. Зал №100. Фото автора.

А теперь мы спустимся на первый этаж Зимнего дворца в зал №100, именуемый, залом Древнего Египта. Коллекция экспонатов охватывает период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры и посвящена культуре и искусству Древнего Египта. Здесь представлено более 7000 экспонатов, в том числе саркофаги, скульптура, предметы художественного ремесла и быта и так далее.

 Мумия египетского жреца Па-ди-иста X в. до н. э. Фото автора.
Мумия египетского жреца Па-ди-иста X в. до н. э. Фото автора.

В зале Древнего Египта можно увидеть немало шедевров. По мнению музейных специалистов и египтологов, к таковым относятся статуя Аменемхета III, правившего в XIX веке до нашей эры, погребальная стела Ипи, созданная в годы правления Тутанхамона в первой половине XIV в. до н.э., статуя царицы династии Птолемеев Клеопатры VII, мумия египетского жреца Па-ди-иста (X в. до н. э.) и другие. Мумия последнего, чтобы лучше сохранилась, замурована в вакууме в герметичном коробе.

Мумия египетского жреца Па-ди-истаX в. до н. э. Фото автора.
Мумия египетского жреца Па-ди-истаX в. до н. э. Фото автора.
Мумия египетского жреца Па-ди-иста X в. до н. э. Фото автора.
Мумия египетского жреца Па-ди-иста X в. до н. э. Фото автора.

Да, эти останки человека также являются уникальным экспонатом Эрмитажа. Возраст мумии - около 3000 лет! В коллекцию музея попала в XIX веке. Это был подарок петербургского купца, торговца древностями Анастаса Аверова. В Древнем Египте, как вы знаете, мумификация трупов людей и священных животных имела широкое применение. Это было связано с представлениями египтян о загробной жизни и бессмертии души - благополучной жизни в загробной жизни. О самом служите храма Па-ди-исте известно немногое. Он, как и его отец по имени Хор, были служителями храма Амона, имели титул гуч. Известный исторический факт: в 1929 году мумию жреца освободили от льняных обертываний. Сегодня "распеленутый" Па-ди-ист является одним из самых известных экспонатов музея.

Мумия египетского жреца Па-ди-иста X в. до н. э. Фото автора.
Мумия египетского жреца Па-ди-иста X в. до н. э. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!