В Эрмитаже представлены различные предметы изобразительного искусства. Коллекция одного из крупнейших музеев мира создавалась в течение нескольких веков. Собрание предметов искусства Эрмитажа включает с себя богатейшую коллекции живописи, скульптуры, драгоценностей, предметов быта, археологических памятников Египта, Греции, Рима и древнего Востока. Не меньший интерес представляют и дворцовые интерьеры, аутентичные и воссозданные.
Друзья! Сегодня мы продолжим знакомство с шедеврами Эрмитажа. Кто пропустил первую часть цикла публикаций "Шедевры Эрмитажа" могут пройти по этой ссылке - https://dzen.ru. Итак, начнем! И первым на очереди будет вот этот экспонат - мраморная скульптура старика в кресле. Это один из шедевров знаменитого французского скульптора XVIII столетия, известного масона, кавалера ордена Почётного легиона Жана-Антуана Гудона. Конечно, многие узнали в скульптуре французского писателя и философа Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778) или более известного под псевдонимом Вольтер.
Великий французский мыслитель эпохи Просвещения, борец против идеализма и религии Вольтер изображен сидящим в кресле в античной тоге с широкими складками. Гудон выполнил множество портретов философа как в виде бюстов, так и статуй. И это одна из лучших его работ. Примечателен тот факт, что Вольтер позировал Гудону в 1778 году, незадолго до своей смерти. Екатерина II, увлекавшаяся идеями лучших европейских мыслителей 18-го века, состояла в переписке с Вольтерем, причем продолжалось это общение многие годы, с 1763 года до самой кончины философа-писателя.
После смерти Вольтера российская императрица за огромные деньги приобрела у его племянницы мадам Дени, урожденной Марии-Луизы Миньо, личную библиотеку философа. Помимо покупки библиотеки, Екатерина II заказала у Гудона мраморную копию сидящего в кресле Вольтера. Императрица установила скульптуру на видном месте в павильоне "Грот" в "Царском селе". В 1887 году Вольтер "переехал" в Эрмитаж, где и был до самой Октябрьской революции. С 1917 года, в течение трех лет место пребывания - Москва. Еще одно путешествие мраморное изваяние пережило во время Великой Отечественной войны: во время эвакуации скульптура находилась в Свердловске (ныне Екатеринбург), после войны вернулась обратно в Эрмитаж, где и находится поныне в Зале искусства Франции XVIII века (зал №287).
На первом этаже Нового Эрмитажа, выполненном в античном стиле, экспонируется шедевр камнерезного искусства - Большая Колыванская ваза, или, как еще ее называют, "Царица ваз". Это уникальное произведение ручного труда, уникальное по многим показателям. Во-первых, это самая крупнейшая в мире монолитная гранитная ваза. Ее вес составляет 19 тонн. Высота с пьедесталом составляет 2,57 метра, максимальный диаметр - 5,04 метра. Во-вторых, это история ее создания. От времени обнаружения (1815г.) в Ревневской каменоломне крупного монолита зелёно-волнистой яшмы до момента готовности (1843г.) прошло 28 лет! После шестимесячной транспортировки в Петербург, еще четыре года ушло на сооружение фундамента по вазу. Ваза названа так в честь фабрики, на которой ее изготавливали - Колыванская, что находится в Алтайском крае.
В качестве автора проекта и руководителя работ по изготовлению вазы император Александр I утвердил русского архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784-1854). Возможно, имя этого архитектора не на слуху и многим, в том числе и мне, незнакомо. Оказывается, за его плечами немало проектов и построек не только в Петербурге, а и по всей имперской России. Например, всем известная бульварная лестница в Одессе - Потемкинская лестница. Выполнена по проекту Авраама Ивановича. О даровании и мастерстве архитектора говорит еще один факт: в конкурсе по составлению проекта храма Христа Спасителя в Москве его проект был лучшим и получил первую премию, как и в конкурсе на перестройку Исаакиевского собора. Однако там и там для строительства были выбраны другие архитекторы.
И немного о самой фабрике, изготовившей сей знаковый экспонат Эрмитажа. В 1802 году на северо-западе предгорного Алтая, на месте закрывшегося медеплавильного завода династии Демидовых открылась шлифовально-гранильная фабрика. Это было третье после Петергофской и Екатеринбургской фабрик шлифовальное предприятие в России. В отличии от первых двух, новая фабрика была механизированной, что ускоряло обработку камня и позволяло работать с крупными объемами пород и создавать большие по размерам камнерезные произведения. Во многих музеях и частных коллекциях хранятся произведения Колыванской камнерезной фабрики, в том числе знаменитая "Царица ваз".
На очереди следующая известная достопримечательность Эрмитажа - Малахитовая ротонда. Это произведение искусства имеет очень интересную историю. В Эрмитаже сие великолепие появилось в 1958 году, после шести лет реставрации. Установлено в одном из красивых залов Зимнего дворца - Аванзале. Этот зал, наравне с Николаевским и Концертными залами, составляет северную (Невскую) анфиладу залов дворца, выходящих окнами на Дворцовую набережную. Аванзал создан архитектором Кваренги в конце XVIII века. После страшного пожара 1837 года восстановлен Стасовым.
Малахитовая сень являлась подарком Николаю l от членов династии российских промышленников Демидовых. Автор идеи создания такого подарка был Николай Никитич Демидов (1773-1828). По его заказу на французской фабрике "Томир и компания" в 20-30-х годах XIX столетия была изготовлен храм в виде ротонды. Владельцем предприятия был известный в Европе французский скульптор, бронзовщик-литейщик Пьер-Филипп Томир. Непосредственно колонны ротонды в количестве восьми штук выточены из уральского малахита в Италии римскими камнерезами. На фабрике Томира были изготовлены капители и базы.
Да, основным материалом послужил малахит. Помимо этого природного минерала, в отделке основания ротонды нашли применение и другие российские самоцветы: яшма, порфир, амазонит, а также гранит и мрамор. Верхняя часть ротонды украшена золоченой бронзой. Купол, увенчанный орлом со знаменами, изнутри отделан лазуритом. Николай затратил огромнейшие по тем временам деньги на этот шедевр творения рук человеческих - около 2 миллионов рублей. Однако, он не дожил до вручения подарка. Окончательно Малахитовая сень была изготовлена после его кончины.
Продолжатель рода Демидовых, сын Николая Никитича Анатолий отправил в Россию дорогой подарок, надеясь получить расположение императора. Николай I презент принял, но распорядился установить ротонду не в Исаакиевском строящемся соборе, как задумывал отпрыск Демидовых, а в Таврическом дворце. По прошествии времени Александр II велел перенести ее в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, используя как царское место. Так царский подарок и остался на года в лавре. Пока, наконец, в 1952 году не было принято решение о передаче Малахитовой ротонды в качестве экспоната в музей Государственный Эрмитаж.
А теперь мы спустимся на первый этаж Зимнего дворца в зал №100, именуемый, залом Древнего Египта. Коллекция экспонатов охватывает период с IV тыс. до нашей эры до рубежа нашей эры и посвящена культуре и искусству Древнего Египта. Здесь представлено более 7000 экспонатов, в том числе саркофаги, скульптура, предметы художественного ремесла и быта и так далее.
В зале Древнего Египта можно увидеть немало шедевров. По мнению музейных специалистов и египтологов, к таковым относятся статуя Аменемхета III, правившего в XIX веке до нашей эры, погребальная стела Ипи, созданная в годы правления Тутанхамона в первой половине XIV в. до н.э., статуя царицы династии Птолемеев Клеопатры VII, мумия египетского жреца Па-ди-иста (X в. до н. э.) и другие. Мумия последнего, чтобы лучше сохранилась, замурована в вакууме в герметичном коробе.
Да, эти останки человека также являются уникальным экспонатом Эрмитажа. Возраст мумии - около 3000 лет! В коллекцию музея попала в XIX веке. Это был подарок петербургского купца, торговца древностями Анастаса Аверова. В Древнем Египте, как вы знаете, мумификация трупов людей и священных животных имела широкое применение. Это было связано с представлениями египтян о загробной жизни и бессмертии души - благополучной жизни в загробной жизни. О самом служите храма Па-ди-исте известно немногое. Он, как и его отец по имени Хор, были служителями храма Амона, имели титул гуч. Известный исторический факт: в 1929 году мумию жреца освободили от льняных обертываний. Сегодня "распеленутый" Па-ди-ист является одним из самых известных экспонатов музея.
На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!