Шедевры Эрмитажа. Часть №1

386 прочитали

Государственный Эрмитаж - огромнейший художественный и культурно-исторический музей России, собрание коллекции которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Осмотреть и узнать историю каждого экспоната практически невозможно. Но это не значит, что не надо этого делать, нет, по мере сил и возможностей это нужно делать, ведь в залах собраны уникальные произведения искусства, которых нет в других музеях мира. Нет второй Данаи Рембранта, неповторима Колыванская ваза- царица ваз, в единственном экземпляре уникальные часы "Павлин" и так далее! Сегодня, друзья, мы начнем знакомиться с его великолепной коллекцией.

Этьен Морис Фальконе, "Медный всадник". Фото автора.
Этьен Морис Фальконе, "Медный всадник". Фото автора.
"Кто бы ты ни был, вот твой господин, Он есть, он был и будет им"

Это двустишие французского писателя и философа Франсуа-Мари Аруэ, более известного как Вольтер, размещено на пьедестале статуи, автор которой, француз, сын простого столяра смог благодаря своему таланту оставить на века свой творческий след в истории государства Российского.

Зал искусства Франции XVIII века, зал №285. Фото автора.
Зал искусства Франции XVIII века, зал №285. Фото автора.

Уверен, каждый творческий человек, будь это мастер кисти или слова, композитор или скульптор желает создать произведение, которое займет достойное место в истории, о котором будут помнить через века. В России для французского скульптора, рисовальщика и теоретика искусства Этьена Мориса Фальконе таковым явилось монументальное произведение памятник российскому императору Петру I в Санкт-Петербурге, более распространенное название - "Медный всадник". Это не единственная его работа в России. В Эрмитаже, в зале №285 "Искусство Франции XVIII века" представлена его скульптура "Грозящий амур".

Этьен Морис Фальконе "Грозящий амур", авторская копия 1757г. Зал №285. Фото автора.
Этьен Морис Фальконе "Грозящий амур", авторская копия 1757г. Зал №285. Фото автора.

Данная работа это очередная копия, а своего первого ангела, ставшего известным и имевшим большой успех, он изваял для будуара парижского особняка маркизы де Помпадур. Ангел же, представленный в Государственном Эрмитаже, украшал в свое время картинную галерею дворца Строгановых, именно граф Александр Строганов заказал эту копию у мастера.

Этьен Морис Фальконе "Грозящий амур", авторская копия 1757г. Фото автора.
Этьен Морис Фальконе "Грозящий амур", авторская копия 1757г. Фото автора.

Коллекция живописных картин музея Государственный Эрмитажа одна из самых значимых среди всего фонда произведений искусства и включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. На нижнем снимке запечатлен момент знакомства семейной пары с искусством итальянской живописи. Это зал №237 в здании Нового Эрмитажа, именуемый Малым Итальянским просветом.

Малый Итальянский просвет, зал №237. Фото автора.
Малый Итальянский просвет, зал №237. Фото автора.

Наша чета внимательно изучает произведение итальянского живописца Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Вознесение Марии". Художник на холсте выполнил иллюстрацию христианской легенды "Сказании об успении святой Богородицы". Датируется картина 1623 годом. Выполненная на заказ для итальянского священнослужителя и кардинала Римской церкви Алессандро Танари. "Вознесение Марии" стала семейной реликвией - хранилась в семье Танари около 200 лет. По указанию императора Николая I в 1841 году картина была выкуплена и через год доставлена в Россию, с тех пор постоянно хранится в Эрмитаже... Кстати, патология художника, не мешала создавать настоящие произведения искусства. За свой недуг мастер кисти получил прозвище - Guercino, что с итальянского переводится как "косоглазый".

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Вознесение Марии", около 1623г.
Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Вознесение Марии", около 1623г.

Большой и Малый Итальянские просветы, наряду с Испанским Малым просветом самые большие залы Нового Эрмитажа. Конечно, главными экспонатами залов являются живописные шедевры, однако, не обратить внимание на эти изящные изделия камнерезных мастеров никак нельзя. Речь идет о столах и торшерах, размещенных в центральной части перечисленных залов. Их столешницы покрыты тонким слоем лазурита и малахита, а их ножки представляют собой настоящее искусство резьбы из дерева, только посмотрите на это великолепие - глаз не оторвать!

Малый Итальянский просвет. Столы с лазуритовыми столешницами. Фото автора.
Малый Итальянский просвет. Столы с лазуритовыми столешницами. Фото автора.
Малый Испанский просвет. Бронзовые крылатые химеры - опоры  большой круглой чаши. Фото автора.
Малый Испанский просвет. Бронзовые крылатые химеры - опоры большой круглой чаши. Фото автора.

Знакомясь с живописными произведениями этих залов, можно легко пропустить эти изящные элементы оформления столешниц и торшеров. Изумительная красота! Мифические позолоченные грифоны украшают пьедесталы торшеров. Вазы и столешницы изготовлены в XIX столетии на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках

Большой Итальянский просвет. Грифоны на постаменте торшера. Фото автора.
Большой Итальянский просвет. Грифоны на постаменте торшера. Фото автора.
Малый Итальянский просвет. Столы с лазуритовыми столешницами. Фото автора.
Малый Итальянский просвет. Столы с лазуритовыми столешницами. Фото автора.

Следующий объект нашего интереса императорский трон, находящийся в Большом Тронном (Георгиевском) зале Эрмитажа. В этом огромном , монументальном зале, площадь которого превышает 800 м², отмечались важнейшие события политической истории Российской империи, проводились официальные церемонии, принимались послы иностранных государств. Его отделка соответствует назначению: использование белого каррарского мрамора, позолота деталей, оттеняющая великолепие натурального камня; уникальный, составленный из 16 пород дерева паркет; позолоченные детали интерьера и, конечно, пурпурно-красное тронное место. Интерьер зала, после пожара 1837 года, разрабатывал архитектор Стасов. Величественное архитектурное воплощение зала для официальных торжеств!

Государственный Эрмитаж - огромнейший художественный и культурно-исторический музей России, собрание коллекции которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой...-11

Так вот о троне, напротив главного входа, на возвышении установлен символ власти - императорский трон. Чтобы непосредственно приблизиться к нему необходимо подняться по семи ступеням. Над символом власти закреплен пышный балдахин, над ним находится большой рельеф на сюжет христианской мифологии, он же является старинным символом могущества России - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

Государственный Эрмитаж - огромнейший художественный и культурно-исторический музей России, собрание коллекции которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой...-12

Большой императорский трон был изготовлен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне в 1731 году. Над изготовлением и дизайном кресла работал английский мастер Николас Клаузен. Это был трон из массива дерева, оправленный в серебро, с позолотой. Ныне он установлен в Петровском (Малом тронном) зале Зимнего дворца. Наш же трон его копия, изготовленная мастером  Христианом Мейером. Таких тронов было изготовлено несколько, заказчиком выступил император Павел I. До наших дней дошли только три экземпляра.

Государственный Эрмитаж - огромнейший художественный и культурно-исторический музей России, собрание коллекции которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой...-13

После реставрационных работ, начавшихся в 1980-е годы, 9 декабря 2000 года после реконструкции Тронного места состоялось торжественное открытие Георгиевского зала . Зал принял тот исторический облик, который создал в свое время один из основоположников русского ампира незабвенный Василий Петрович Стасов. Конечно, были утрачено многие детали, но главные элементы, как: трон, государственный символ герб -двуглавый орел, позументные ленты, плетеные кисти, детали золотошвейного орнамента материала - были сохранены и восстановлены. Благодаря мастерам-реставраторам мы имеем возможность увидеть красоту и великолепие Георгиевского (Большой Тронный) зал Зимнего Дворца, соприкоснуться с историей и культурой нашей страны.

Государственный Эрмитаж - огромнейший художественный и культурно-исторический музей России, собрание коллекции которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой...-14

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!