Этот британо-французский фильм какой-то особенный. Хотя перед нами очередной пример картины, которая с треском провалилась в прокате. Вроде бы ничего в нём и нет, да и идёт он более двух часов, а смотрится легче лёгкого и оставляет приятное впечатление в целом, несмотря на тягостную картину в целом.
Он основан на одноименном романе Доминика Лапьера, в котором рассказывается о бедности в тогдашней современной Индии (а разве там что-то изменилось?), в частности о жизни в трущобах.
Хазари Пал (Ом Пури) - сельский фермер, который переезжает в Калькутту со своей женой Камлой (Шабана Азми) и тремя детьми в поисках лучшей жизни. Дескать, вот уедем в большой город, дорогая, и заживём наконец. Ага, так вас тут и ждали.
Начало у них хуже некуда: их обманом лишают денег и вышвыривают на улицу, а Хазари трудно найти работу, чтобы прокормить семью. И чего тебе в деревне не сиделось? Однако он решительно отказывается сдаваться и в конце концов находит своё место в бедном городе. Место о котором, наверное, можно только мечтать - работать рикшей на старости лет.
Тем временем, на другой конец Калькутты приезжает Макс Лоу (Патрик Суэйзи), хирург из Хьюстона, который после смерти девочки на операционном столе, решает покончить со всей прошлой жизнью и работой, а в Индию прибыл в поисках духовного просветления. Однако, как только он прибывает просветляться, то его обманывает молодая проститутка, а местные бандюганы избивают и оставляют истекать кровью на улице без документов и ценных вещей. Вот тут и происходит их знакомство.
Хазари приходит на помощь Максу и отвозит раненого доктора в "Город удовольствий" - так называют район трущоб в Калькутте, населённый прокажёнными и бедняками, который становится новым домом для семьи Хазари. Макс тоже проводит здесь много времени и находит новых друзей, но он не хочет слишком сближаться с местными жителями, потому что боится эмоционально привязаться к ним. Однако вскоре волевая ирландка Джоан Бетел (Полин Коллинз), которая руководит местной клиникой (хотя там даже касторки нет), уговаривает его помочь своим новообретённым друзьям.
В конце концов Макс начинает приспосабливаться к своим новым знакомым по трущобам и условиям жизни, становясь более оптимистичным. Вокруг него много людей, чья жизнь намного хуже, но они смотрят на каждый день с надеждой, которая придаёт новые силы доктору, погрязшему в депрессии. В конце концов, он всегда может отсюда уехать и вернуться домой, а им так и жить в нищете и безысходности этого "Города удовольствий"...
Хотя "удовольствие" то ещё. Индия давно и прочно входит в число самых антисанитарийных стран и густонаселённых к тому же. Известно ведь, что чем ниже уровень жизни в стране - тем больше численность её населения. Этот парадокс можно объяснить хотя бы на примере насекомых или животных: слаборазвитые берут количеством, а не качеством и являются скорее паразитами.
Так и в этом фильме мы увидим, что даже уродец и прокажённый, который самостоятельно не может сходить в туалет, процесс деторождения осваивает с лёгкостью, обрекая ещё одно живое существо на жалкое и жуткое существование. Даже здоровый и благополучный человек думает, прежде чем заводить хотя бы одного ребёнка. Что он сможет ему дать? В какой мир он его приводит? А дурак "плодится и размножается", как будто кому-то станет легче от обилия его копий.
Нищета, безработица, грязь, абсолютная антисанитария - все типичные индийские достопримечательности тут царят во всю силу. Судьбы героев переплетутся в этом ещё одном богом забытом месте (а такое ощущение, что он забыл уже все места в настоящее время) и только взаимовыручка и взаимопомощь помогут им заново обрести себя в этой жизни.
Это действительно очень интересная история, которую хорошо характеризует фраза одного из персонажей - отца индийского семейства: "Всё, что не отдано - потеряно".