Найти тему
Новый человек

Процесс компенсации и внутренняя пустота. Как мы обманываем себя. Что у ребёнка в голове

Каким образом образуется внутренняя пустота, та самая чёрная дыра у нарциссов и пограничных? Так ли страшны детские травмы? Почему защита от травмы ребёнка может стать его проклятием? Продолжаем тему внутренней пустоты у пограничных и нарциссов.

Итак, самая первая травма, которую получает ребёнок, — это когда осознаёт, что он только часть какого-то большего объекта, который находится вне его самого, — внешнего мира. Внешний мир был изначально мамой, но внезапно он начинает менять свои габариты и отдаляться от малыша. И чтобы компенсировать эту травму, как-то справиться с ней, ребёнок интроецирует образ матери и усваивает его.

Проще говоря, ребёнок делает стоп-кадр матери, а затем обрабатывает этот образ у себя в сознании, придавая ему комфортные очертания, и превращает его во внутренний объект, с которым можно безопасно взаимодействовать, и, что самое важное, он всегда рядом, внутри и никуда не может уйти. Отныне мама всегда с ребёнком.

✅ Даже если мать ушла, вышла из комнаты или холодно относится к ребёнку, в сознании ребёнка всегда есть комфортный образ матери, который заменяет настоящую мать. И это создаёт постоянство объекта. Ребёнок несёт мать с собой, куда бы он ни пошёл.

Ребёнок несёт мать с собой, куда бы он ни пошёл
Ребёнок несёт мать с собой, куда бы он ни пошёл

Когда мы говорим «объект», в психологии это слово обозначает людей. Самый первый и самый важный объект — это мать. Соответственно, постоянство объекта — это постоянство образа матери, она всегда с ребёнком. Мать не может уйти и бросить, она не может сделать ничего плохого, потому что она только образ в сознании ребёнка.

Как легко может сформироваться такой внутренний образ у ребёнка, достаточно посмотреть процесс его игры с предметами или куклами, когда он назначает определённые роли каким-нибудь листикам или наряженным палочкам.

✅ И это процесс интроекции, процесс поглощения, который участвует в компенсаторном механизме ребёнка для того, чтобы справиться со зловещим, угрожающим присутствием внутренней незаполненности, пустоты, перерастающей в бездну. И стоит иметь в виду, что всё это ментальные процессы. Именно поэтому они являются компенсаторными — они нереальны, они придуманы, смоделированы.

Например, в первичной симбиотической фазе, когда ребёнок един с матерью и для него это единый мир, внешний и внутренний, — всё это неправда, этого нет в объективной реальности, потому что мы как внешние наблюдатели видим два раздельных объекта: мать и ребёнок. Но ребёнок видит и ощущает это как единый мир и один объект, в котором есть неотделимая часть — его мама.

Ребёнок видит и ощущает это как единый мир и один объект, в котором есть неотделимая часть — его мама
Ребёнок видит и ощущает это как единый мир и один объект, в котором есть неотделимая часть — его мама

На второй фазе ребёнок делает следующий шаг, когда замечает, что мама —самостоятельный объект и не зависит от него, никак не подчиняется ему, может покидать его, когда он этого не хочет, и не приходит к нему, когда он хочет, — он создаёт удобный и комфортный внутренний образ мамы, который будет полностью им контролироваться, — постоянство объекта. И это тоже форма самообмана.

✅ Таким образом, эти компенсаторные механизмы являются ложными и во многих отношениях бредовыми, но они абсолютно необходимы в первые тридцать шесть месяцев, потому что они позволяют ребёнку развивать отношения с другими людьми, которые воспринимаются ребёнком как безопасные.

Тему продолжаем, следите за выпусками

Берегите себя

Всеволод Парфёнов