Найти в Дзене
Психолог_че

Эффект "зловещей долины”. Или почему нам может стать жутко в компании робота?

Представьте себе робота или куклу с глазами, как у живого человека, но неестественной мимикой и движениями. Что вы испытываете глядя на нее? Необычный дискомфорт и отвращение?
Если так, то вы имеете дело с эффектом “Зловещей долины”.
✅ Что это такое?
Эффект "зловещей долины" - это психологический феномен, при котором искусственные существа, внешне почти неотличимые от людей, вызывают у наблюдателей чувства отторжения, беспокойства и даже страха.
Это явление было впервые описано японским робототехником Масахиро Мори в 1970 году. Он как-то обнаружил, что его немного пугают восковые фигуры, манекены, роботизированные протезы. Так как есть в этом что-то неестественное. Поэтому, он решил изучить этот вопрос немного подробней.
В итоге возник график, на котором четко видно, где проходит эта тонкая грань между тем, что человеку нравится, и тем что его начинает настораживать и казаться жутким.
Например, вверху графика находились такие понятия как: здоровый человек, мягкие игрушки, куклы,

Представьте себе робота или куклу с глазами, как у живого человека, но неестественной мимикой и движениями. Что вы испытываете глядя на нее? Необычный дискомфорт и отвращение?

Если так, то вы имеете дело с эффектом “Зловещей долины”.

✅ Что это такое?

Эффект "зловещей долины" - это психологический феномен, при котором искусственные существа, внешне почти неотличимые от людей, вызывают у наблюдателей чувства отторжения, беспокойства и даже страха.

Это явление было впервые описано японским робототехником Масахиро Мори в 1970 году. Он как-то обнаружил, что его немного пугают восковые фигуры, манекены, роботизированные протезы. Так как есть в этом что-то неестественное. Поэтому, он решил изучить этот вопрос немного подробней.

В итоге возник график, на котором четко видно, где проходит эта тонкая грань между тем, что человеку нравится, и тем что его начинает настораживать и казаться жутким.

Например, вверху графика находились такие понятия как: здоровый человек, мягкие игрушки, куклы, и милые роботы из фильмов типа Валли и Си-Трипио. Внизу располагались: труп, рука-протез, зомби.

Так вот, явление “зловещей долины” появляется на грани этих представлений. А именно тогда, когда слишком человекоподобные объекты начинают двигаться и даже общаться с вами.

Чаще всего этот эффект наблюдается в таких областях как: робототехника, компьютерная графика, восковые фигуры.

Ведь согласитесь, что роботы со слишком реалистичной внешностью, но ограниченной подвижностью и выражением лица, могут казаться зловещими. Такой же эффект вызывают несовершенные компьютерные персонажи в фильмах и видеоиграх.

✅ Почему так происходит?

Точная причина эффекта "зловещей долины" до сих пор изучается. Одна из теорий заключается в том, что человеческий мозг распознает тонкие различия между человеческим и нечеловеческим. Когда эти различия становятся заметными, это вызывает когнитивный диссонанс, который приводит к отторжению.

Ведь, по сути, мы видим перед собой неодушевленного человека - робота, который может у нас вызывать ассоциации с чем-то неестественным. А также с умиранием и смертью. А нас всегда пугает и отталкивает все, что с этим связано.

✅ Заключение.

Эффект "зловещей долины" - это сложный и увлекательный феномен, который демонстрирует нашу сложную реакцию на искусственных существ.

Понимание этого явления помогает нам осознать, как наше восприятие окружающего мира формируется на бессознательном уровне.

Что же касается разработчиков таких роботов и компьютерных игр, то им придется еще долго балансировать на грани и искать способы создавать таких персонажей, которые будут нравиться людям, а не отталкивать их вызывая дискомфорт и неприязнь.

📌 Задать вопросы и записаться ко мне на консультацию можно здесь ⟶ https://vk.com/write209037786