Найти тему

"Синдром разрушения пчелиных семей" в романе Майи Лунде "История пчел"

В первую очередь хочу обратить ваше внимание на то, что я сама поняла только к середине книги. Это заставило меня улыбнуться. Вот с улыбки и начнем. Кто-то помнит мультфильм про пчелку Майю? А теперь обратите внимание на имя автора) Каким-то удивительным образом это имя прекрасно сочетается с пчелиной темой. Майя: май, мак, мама, магия... Что-то сияющее и солнечное есть в этом имени.

Давайте завершим месяц, начавшийся с антиутопии, еще одной антиутопией. Речь пойдет о книге, написанной в 2015 и вышедшей в России в 2018, о романе Майи Лунде (норвежская писательница) "История пчел".

Роман имеет очень интересную структуру. Повествование ведется от первого лица. Но не от одного, а от трех разных лиц, живших в разных странах, в разные эпохи. Пространство литературы делает невозможное возможным, и три голоса, разделенные километрами и десятилетиями, образуют единое мощное трио, сообщающее нам об опасности.

Первая по хронологии линия - 1852, Меривиль, Херфордшир, Англия - история жизни Уильяма, незадачливого ученого-заолога, периодически впадающего в апатию и меланхолию.

Вторая по хронологии линия - 2007, Отим-Хилл, Огайо, США - история жизни Джорджа, пасечника в n-ом поколении.

И, наконец, третья линия - 2098, Широнг, провинция Сычуань - история жизни Тао, женщины, которая состоит в бригаде опылителей.

Истории эти рассказаны не последовательно, друг за другом, они развиваются параллельно. И о том, как связаны эти линии между собой, мы узнаем в самом конце романа.

-2

Я думаю, многие слышали о словах Эйнштейна: «Если с лица Земли исчезнут пчелы, человечество просуществует четыре года», поэтому понимание того, что пчелы играют важную роль в экосистеме нашей планеты, есть.

И все-таки я не сразу и не совсем поняла, почему без пчел человечество оказалось на грани вымирания. В книге это поясняется, но не очень подробно.

Так, я не поняла, зачем выращивать груши, самостоятельно опыляя каждый цветочек на дереве, вместо того, чтобы выращивать свеклу, морковь, картофель. Вероятно, их тоже надо опылять, чтобы образовались семена, но мне, человеку от биологии очень далекому, кажется, что это легче и продуктивнее.

Я не поняла, что случилось с морепродуктами. Почему рис оказался в дефиците? Загуглила, это самоопыляющееся растение. И наверняка другие самоопыляющиеся растения тоже есть. Я точно помню, что у моей бабушки на подоконнике росли миниатюрные помидоры, а пчел, которые бы их опыляли, я не помню.

Словом, с точки зрения описания экологической катастрофы роман, наверное, не очень удачный.

-3

Но мне очень понравился психологизм романа. Главное бедствие, которое привело ко всем описанным последствиям, это разрушение пчелиных семей. Вновь пришлось загуглить, оказалось, что это не выдуманный автором феномен, а реально существующая проблема. Рабочие пчелы, по непонятными причинам, оставляют свою королеву (матку) и ее личинок, обрекая их тем самым на гибель.

И в романе тема разрушения пчелиных семей перекликается с темой разрушения человеческих семей. Во всех трех историях мы видим семейный конфликт, который толкает людей не друг К другу, а друг ОТ друга.

История Уильяма мне была особенно непонятна. И я так и не смогла проникнуться к нему симпатией. Уильям с ранних лет интересовался насекомыми. Когда после института уважаемый профессор взял его к себе в ассистенты, Уильям был окрылен и вдохновлен. Но вскоре он знакомиться с девушкой, в которую даже не влюбляется, она просто пробуждает в нем чувственные желания. Уильям женится на ней. И один за другим у них рождается восемь детей: старший обожаемый отцом сын и семь совершенно ненужных ему дочерей. В какой-то момент профессор прогоняет своего ассистента, сказав, что научную работу тот променял на размножение. И это событие повергает героя в депрессию.

В большинстве эпизодов мне хотелось стукнуть этого Уильяма книгой по голове: и в те моменты, когда он раскисал, встретив малейшее неодобрение, столкнувшись с малейшим разочарованием; и в те моменты, когда он игнорировал своих дочерей, особенно старшую Шарлотту, которая была ангелом-хранителем своего отца; и в те моменты, когда он размышлял о сыне... В общем счастливой эту семью назвать нельзя. И разрушительным в этой семье было то, что глава семьи так и не смог взять на себя ответственность ни за свою жизнь и ни за жизни своих детей и жены.

-4

История Джорджа вызвала неоднозначные чувства. Сначала меня также раздражала его грубость и узколобость. Всю свою жизнь он был фермером, женился уже в зрелом возрасте, когда ему и его супруге было за 30. У них родился сын Том. И Джозеф сразу решил, что Том станет продолжателем их семейного дела. Но у Тома были свои планы на свою жизнь.

Это сложный вопрос для каждого родителя. Очень понятным выглядит желание в своих детях увидеть продолжение себя самого. Но в какой-то момент надо остановиться и понять, что ребенок - не продолжение, ребенок - это будущий самостоятельный взрослый. Этой семье все-таки удалось сохранить равновесие, не скатиться к полному отрицанию позиции другого человека.

История Тао самая тяжелая и трагичная. Ее голос в романе - это вопль отчаяния. Случайно ли, что в этот раз повествование ведется от лица женщины? В этот раз перед нами не мужские вопросы о продолжении рода или продолжении дела, а очень личные и очень эмоциональные размышления о себе и о мире.

Ребенок Тао и Куаня, трехлетний Вей-Вень неожиданно заболел. Его увезли в центральную больницу, оставив родителей в полной неизвестности, что произошло и как жить дальше. Состояние родителей в этот момент мне напомнило состояние супругов Воганов из романа "Пока течет река".

Это описание горя, как чего-то огромного, что больше отдельного человека, что больше всего, связывающего этого человека с другими людьми:

Куань находился в другом конце комнаты. Где бы я ни стояла, до него всегда было далеко. Он делал так не только по своему желанию - мне тоже этого хотелось. Между нами созрело что-то огромное, что невозможно обойти. И, готовясь столкнуться с этим, мы словно превратились в фигурки, вырезанные из тонкого льда. Таким затягивает осенью лужи, и при малейшем прикосновении он ломается.

Тао с Куанем смогут преодолеть это что-то. И спасет их то же самое, что спасло Воганов - правда.

-5

В целом этот роман оставляет лучик надежды, что вообще-то не характерно для жанра антиутопии. Этим он выделяется и запоминается. Закончить хочу отзывом, который приведен на обложке:

Тот, кто решит, что роман Майи Лунде - очередная антиутопия о нашем скором будущем, ошибается. Эта книга сродни симфонии, в которой жужжание нескольких голосов сливается в мощный хор. Три неотразимые частные истории, три нити, сплетающиеся в эпический рассказ о человечестве. Роман Лунде вращается вовсе не вокруг каких-то фантастических гипотез, а вокруг человеческих чувств.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц