1,8K подписчиков

Учились ли крестьяне? От плуга до перрона

159 прочитали

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.9% крестьян были грамотными, но, конечно, мужчины преобладали в этой категории, среди женщин всего 5.7%.

Не все отдавали детей учиться, потому что не понимали, зачем это им надо, предпочитали использовать их как помощников по хозяйству. Но ситуации могли складываться очень по-разному.

На сайте архива ЦГИА вводила разные семейные фамилии в надежде, что кого-нибудь найду. И опять повезло Андрею Блюм, брату моей прапрабабушки Ольги - нашлось дело "Блюм Андрей Михайлович. Управление Северо-западных железных дорог. Личные дела рабочих и служащих".

На самом деле, ничего удивительного нет - как я уже рассказывала, Андрей Блюм был начальником нескольких железнодорожных станций, а люди, которые когда-то продвинулись по служебной лестнице, просто оставили больше документальных следов.

Но как же удалось деревенскому мальчишке добиться таких успехов?

Казалось бы, после изучения уже 2 железнодорожных дел по Андрею, я уже всю его биографию знаю, но именно эти новые документы и показали, и рассказали как раз о том, как и в какие сроки это получилось!

Мало работы

"Я с 8 лет пас коров, а зимою с 1905 по 1908 год посещал земскую сельскую школу. С 1908 по 1910 летом пас коров, а зимой работал кое-что по крестьянству, но так как у отца была большая семья 13 человек, всем не хватало работы и я стал просить отца отдать меня в какое-либо учение. В 1910 году я был отдан учиться в город Новоржев в 4-классное высшее начальное училище и окончил таковое в 1914 году.

И с этого момента прекратилась моя связь с деревней. По 1916 работал в Духновском волостном правлении писарем".

В другой биографии Андрей рисует картину деревенской жизни чуть подробнее, и, заодно, и состав семьи проявился:

"Я детские года пас отцовских коров. В 1910 году отец имел уже зажиточное хозяйство 6-7 коров 2 лошади 10-15 овец. Землю обрабатывал исключительно своим трудом, так как семья у отца в это время была большая, то есть отец, мать два брата (кроме меня), старший брат был женат и имел 4 детей, три сестры.

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.

После окончания земской школы меня родители и братья думали отдать учиться портняжному ремеслу, ввиду того, что всем на крестьянстве было мало работы. Но я был склонен продолжать учиться, но родители были против этого, так как требовались средства, а потому после сельской школы я опять 2 года пас коров.

В 1910 году меня решили отдать в городское училище в г. Новоржев, расположенный в 40 км от родины. Но поставили мне условие, что после окончания училища я лишаюсь имущества и земли, которые приходились бы на мою долю, ибо средства, которые затратят на мое обучение, будут составлять мою долю. На что я радостно согласился лишь бы выбраться учиться."

Аттестат

Я была поражена предметами, которые изучал будущий начальник станции в высшем начальном училище: кроме необходимых предметов, таких как арифметика, алгебра, геометрия, физика, черчение, география - пение, французский язык, немецкий язык! И это всего 4 класса!

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.-2

После окончания школы проработал 2 года писарем, работал почти круглые сутки и получал за это 10 рублей. Для сравнения нашла цены почему-то на водку - бутылка стоила от 40 до 60 копеек.

А потом подал прошение стать учеником телеграфиста, где причиной смены работы указал низкую оплату труда.

Прошение

Оказывается, в то время можно было ходатайствовать за кого-то!

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.-3

"Господину контролер-механику телеграфа 2 участка

Прошение

Имею честь покорнейше просить Вашего ходатайства о принятии в ученики телеграфа моего двоюродного брата, который имеет честь представить нижеуказанные документы:

  • прошение о принятии его в ученики
  • аттестат об окончании Высшего начального училища
  • и паспорт.

Телеграфист станции Невель Александр Степанов."

Так, еще и двоюродный брат нашелся, я пока такого в дереве не встретила. Может, и не брат вовсе.

И не поверите, на эту записку обратили внимание и так на службе появился новый ученик!

Учеба продолжается

Как только стал помощником телеграфиста, так сразу отправили дальше учиться - на курсы в Петроград в на 5 месяцев сразу на должность помощника начальника станции.

Предметы такие интересные:

  • техническая эксплуатация,
  • коммерческая эксплуатация,
  • сигнализации, тарифы,
  • телеграфия,
  • вагонное хозяйство,
  • работа на телеграфном аппарате.
Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.-4

Затем работал долгие годы дежурным по станции в разных населенных пунктах, иногда стрелочником, а затем и начальником станции. Пока не попал под репрессии в 1938 году.

Бонус

А еще в деле оказалась фотография! Правда, очень блеклая, пришлось ее отдать нейронной сети на раскрашивание, получилось не совсем естественно, но зато теперь можно хоть что-то разглядеть и я в восторге!

Часто можно встретить мнение, что крестьяне были поголовно неграмотными, но это не так! По переписи 1897 года в среднем 22.-5

Это семнадцатая статья из серии про Поиск истоков семьи с забытой фамилией Блюм. Начало можно прочитать здесь.
Предыдущая статья Используем названия деревень для восстановления истории семьи