(В этом блоге я рассказываю о нашей жизни в одном из самых прекрасных регионов Африки - сенегальской провинции Казаманс, расположенной на побережье Атлантического океана, почти на самом экваторе)
Наш переезд в Африку - это была та самая судьба, о которой в книжках пишут.
Мы приехали в Казаманс впервые в 2018 году. Мы с мужем оба были фрилансеры и долго думали о том, чтобы провести зиму где-нибудь в теплом климате. Сенегал мы даже не рассматривали. Но со временем все остальные варианты отпали как слишком стремные: или чересчур дорого, или неподходящий климат, или уж очень далеко от дома.
И тут я в своих блужданиях по сайтам путешественников набрела на объявление. Сдается на зиму дом с удобствами. Хороший такой дом с садом, и недорого. До Атлантического океана 400 метров. А где? Абене? А что это такое и на каком это континенте?
Если бы я тогда знала, что в ту минуту решилась вся наша жизнь, я бы перемотала на начало и еще раз насладилась бы моментом.
- А, Казаманс, - небрежно сказал муж, который за свою жизнь уже объездил весь земной шар. - Ну что ж, это вариант. Лететь не так уж далеко. Климат отличный, почти экватор. Сенегал - одна из самых благополучных и безопасных стран Африки. Поедешь в Африку?
Вопрос был с подколом, потому что я в те времена любила вставать в позу диванного аналитика и вещать о том, что будущее человечества за Африкой и что она очень скоро станет новым "экономическим чудом". Так что мне предлагалось поверить свои убеждения практикой.
Где находится Казаманс, я уже знала, т.к. мы незадолго до этого перевели на английский язык роман нашей замечательной российской писательницы Ники Муратовой "Эсса". Ника Муратова в качестве врача объездила всю Западную Африку и в своих романах описала многие перипетии местной жизни. Но там действие происходит в столице региона городе Зиганшор. Так что мне простительно было не знать, где находится Абене - поселок на самом берегу Атлантического океана за полтораста километров от Зиганшора.
Но оставался еще один большой вопрос...
- Мам, - сказала я, входя в комнату к моей любимой 86-летней маме. - Хочешь поехать в Африку?
К тому времени мама уже неважно ходила. За пару лет до этого она - здоровая, энергичная пожилая женщина - переболела обыкновенным гриппом, который дал тяжелое осложнение на сердце. Ей поставили диагноз "сердечная недостаточность". Даже перейти через комнату ей было трудно. Одна мысль об аэропортах и бесконечных пересадках приводила нас в ужас. Мама же не перенесет дороги - не говоря уж об африканском климате...
- Хочу! - сказала мама, бывшая драматическая актриса, всю жизнь проведшая в гастрольных поездках. - В Африке я еще не была. Хочу с вами в Африку!
Дальше все пошло как по писаному. Связались с хозяйкой (которая потом стала нашим добрым другом) и стали готовиться к путешествию. Получили туристические сенегальские визы. Решили, что муж поедет первым на неделю раньше, чтобы всё подготовить и встретить нас с мамой.
Напоминаю, что это последний допандемийный 2018 год. Авиабилеты доступны на все мыслимые и немыслимые направления, и стоят они копейки. Всем казалось, что так теперь будет всегда. Эх, такую планету профукали...
Но даже тогда в Казаманс можно было добраться только с двумя пересадками. Мы заказали в аэропорту инвалидное кресло для мамы, и это оказалось идеальным решением. Это была самая комфортабельная поездка в ее жизни. На каждой пересадке маму встречали прямо в салоне самолета и на специальном подъемнике переправляли в аэропорт, где - приятный сюрприз - все паспортные и таможенные досмотры мы проходили вне очереди. За всю почти суточную поездку ей приходилось вставать только для того, чтобы пересесть из кресла в кресло. В результате она прибыла на место совершенно не уставшая и даже освеженная благодаря вездесущим кондиционерам.
В аэропорту Касабланки нас ожидало первое прикосновение к африканской жизни: в Африке пассажирские самолеты летают по ночам. Совсем как ночные междугородние автобусы и поезда. Посадка в самолет поздно вечером, приземление рано утром. Но, несмотря на это, кормили на борту сытно и очень вкусно ("Нéхна, бáрина!" - "вкусно и до отвала", принцип сенегальского гостеприимства), хотя стюардессам для этого пришлось разбудить весь самолет в 2 часа ночи.
Так мы и прибыли в аэропорт столицы Гамбии города Банжул, который был ближе всего к нашей точке назначения: приморскому поселку Абене.
Отсюда первое правило: если хотите приехать на атлантическое побережье Казаманса, нет смысла лететь в аэропорт Дакара - столицы Сенегала. От него до Казаманса еще чесать почти пятьсот километров: либо на машине по трассе, либо теплоходом вдоль побережья, либо еще одним самолетом в далекий аэропорт, от которого еще два часа на машине. Неудобно. То ли дело столица Гамбии Банжул - он всего в 30 км от Абене, недлинная поездка на такси. Придется пересечь границу, но здесь это обычное дело. И вишенкой на торте - гражданам РФ виза в Гамбию не нужна. Вот просто не нужна*. В самолет сажают просто так, без визы, по загранпаспорту. И по прибытии на паспортном контроле просто смотрят загран без визы, кивают, ставят штамп и пропускают. Правда, по прибытии нужно заплатить аэропортовский сбор в размере примерно 15 евро, но красивый новый аэропорт Банжула того стоит. Он какие-то международные архитектурные премии выиграл. Очень красивое здание и красиво привязано к местности.
* (Поскольку на сайтах турагентств много ошибочной информации о том, что россиянам якобы нужна виза в Гамбию, вот самая надежная из ссылок, на сайт посольства Гамбии, со списком всех стран и указаниями, кому нужна какая виза. Гражданам РФ виза не нужна.)
Вот так мы и добрались до места, еще не подозревая, что Казаманс станет нашим новым домом.
Приехали мы сюда в начале ноября 2018, а обратные билеты были на апрель. Маме моей здесь очень полюбилось - температура здесь оказалась самая приятная, 24-28 градусов, и она сидела целыми днями с книгой в саду в тени манговых деревьев, обдуваемая прохладным океанским ветерком. Муж - профессиональный рок- и блюзовый гитарист - сходу влился в местную музыкальную тусовку и принял участие в организации довольно известного местного музыкального фестиваля. А мне здесь просто было хорошо и спокойно, как будто я вернулась домой после долгих передряг.
Очень скоро мы уже знали почти всех жителей поселка. Мы увидели их жизнь изнутри: трудолюбивые, добродушные люди, которые изо все сил старались обеспечить своим семьям хорошую жизнь. Перспектив для малого и среднего бизнеса здесь море, возможности буквально валяются под ногами, во что ни ткни - можно замутить свое дело, но у африканцев просто нет средств, чтобы что-то начать. Мы исписали целую школьную тетрадку идеями для бизнеса, надеясь когда-нибудь помочь местным работягам воплотить их в жизнь.
И чем быстрее приближался апрель, тем грустнее нам было при мысли, что наша жизнь здесь заканчивается и мы, возможно, никогда больше сюда не вернемся...
И однажды приходит ко мне муж весь взлохмаченный от волнения и просит меня присесть. И говорит:
- Слушай... тут ТАКОЙ УЧАСТОК продается. Шесть гектаров. В трехстах метрах от пляжа. И цена смешная.
И молчит.
Я говорю:
- Цена, может, и смешная, но ты прекрасно знаешь, что у нас в наличии таких денег нет. За этот домик мы еще можем заплатить, но шесть гектаров возле пляжа?
Муж вздохнул, кивнул, встал и ушел.
А я стала ходить и думать. От одной мысли, что можно тут остаться жить, сердце щемила надежда. И деньги действительно смешные, но взять их негде. А если бы было можно - то где их взять?
Открыла компьютер... задумчиво посмотрела на иконку нашего банка...
Никогда в жизни мы с мужем не брали в долг. Принцип у нас с ним у обоих такой, никого своими нуждами не грузить. И уж тем более никогда не обращались за кредитом в банк. Всегда обходились своими силами.
Но уезжать отсюда навсегда так не хотелось... прямо сердце обрывалось.
И я нагло открыла вкладку с кредитами и заполнила заявление, уверенная, что кредит все равно не дадут. Мы же кто для них? - фрилансеры, темные лошадки без кредитной истории. Сделала это просто для очистки совести, чтобы можно было сказать себе, что мы исчерпали все возможные пути.
И положилась на судьбу.
Это было начало 2019 года - последние месяцы беззаботной жизни на планете Земля. Когда всем - и банковским работникам в том числе - казалось, что материальное изобилие будет длиться вечно.
Возможно поэтому, к моему полному шоку, кредит нам дали.
Вот так мы и стали владельцами шести гектаров на атлантическом побережье...
Вообще пора мне обзаводиться хорошей камерой и самой делать приличные снимки, а не побираться в Интернете. Хороших фотографий Казаманса до слез мало. Пора делать самой.
Леги-леги! - До скорого!