С 5 по 10 мая председатель КНР Си Цзиньпин совершил турне по Европе, посетив Францию, Сербию и Венгрию.
С осени прошлого года экономические отношения Евросоюза и Китая заметно обострились. ЕС начал серию расследований в отношении ряда китайских компаний и целых сегментов рынка. В октябре еврочиновники открыли антисубсидиарное расследование в отношении китайских электромобилей. В свою очередь Пекин выразил крайнее недовольство и пообещал отстаивать права своих производителей — но это не помогло.
В том же октябре Евросоюз анонсировал расследование в отношении Китая из-за возможного субсидирования Пекином производителей стали. В апреле же нынешнего года ЕС начал расследование по поводу практики госзакупок на рынке медицинского оборудования Китая. Теперь Еврокомиссия заподозрила, что европейским компаниям на китайском рынке не предоставляют равного доступа к контрактам.
По данным инсайдеров, на подходе еще несколько аналогичных расследований в отношении китайской высокотехнологичной продукции. Причиной расследований может быть геополитика — сотрудничество в этой сфере с Россией, находящейся под санкциями Евросоюза. При этом ухудшение экономических отношений с Европой для Китая сейчас крайне нежелательно.
Во-первых, китайская экономика демонстрирует не лучшие показатели. Согласно данным Национального Бюро статистики Китая, прибыльность индустриального сектора Поднебесной в марте сократилась на 3,5% по сравнению с прошлым мартом. Прибыли госкомпаний упали на 2,6%, частный сектор просел на 5,8%.
В масштабах китайской экономики это гигантские суммы. Руководство страны изо всех сил пытается сохранить импульс восстановления экономики и нарастить общую динамику роста на фоне спада на рынке недвижимости, слабого внутреннего спроса и сохраняющихся рисков дефляции.
Во-вторых, сохраняется экономическая напряжённость в отношениях между Китаем и США. Визиты в Пекин министра финансов США Джанет Йеллен и госсекретаря Энтони Блинкена не сняли накопившиеся проблемы. А если через полгода на президентских выборах победит Дональд Трамп , Китаю придётся совсем несладко. Поэтому Си Цзиньпин отправился в Европу.
Важно отметить, что Китай в переговорном процессе взял на вооружение западную модель и старается уклоняться от контактов с интеграционными группировками. Так же поступает, например, НАТО. Альянс до СВО всячески уходил от контактов с ОДКБ, предпочитая вести переговоры с каждой страной в отдельности. Так было проще найти уязвимые точки противоположной стороны и давить на них, минуя консолидированную позицию других государств — членов ОДКБ.
То же делает сейчас Пекин. Ищет в Европе точки опоры в лице отдельных государств, которым интересен и нужен Китай — по собственным меркантильным соображениям, а не в рамках подхода коллективного Запада.
Страны — бусинки на китайских чётках
Древняя китайская мудрость гласит: пусть бусины в чётках будут разными, главное, чтобы чётки были в твоих руках. Поэтому глава Китая поехал в столь разные страны.
Начал с Франции. Нынешний глава республики Эммануэль Макрон — человек для политики молодой, энергичный, амбициозный, и хотя его часто заносит с остротой высказываний, да и рейтинги у него не ахти, править Макрону ещё как минимум три года. А там, глядишь, и Конституцию изменят, чтобы Марин Ле Пен не стала президентом.
Макрон ещё в бытность Ангелы Меркель выдвигал идеи реформирования Евросоюза, уже тогда примерял на себя роль лидера объединения после ухода канцлерин из политики. Сейчас же, на фоне тусклого Олафа Шольца , Макрон пытается блистать еще ярче. Значение как Франции в целом, так и её президента в общеевропейских делах недооценивать нельзя. Но Макрону для яркости политической позиции и авторитета нужны победы.
Налаживание отношений с китайской цивилизацией (а это именно цивилизация, а не просто страна), выступление от имени европейской цивилизации выглядело бы очень эффектно. Очевидно, поэтому Си Цзиньпин сделал ставку на Макрона как на человека, готового ради своих целей продвигать китайские интересы в Европе.
В свою очередь французский президент делает всё, чтобы установить доверительные контакты с Си Цзиньпином. Для этого даже повёз китайского лидера в департамент Верхние Пиренеи в регионе Окситания — на родину своей бабушки. Вполне возможно, что на неформальном уровне глава Китая и президент Франции донесли друг до друга устремления сторон, в которые органично вплетаются интересы Европы с одной стороны и партнёров Китая, включая Россию, с другой.
Формальный уровень тоже не пустовал — стороны подписали 18 межведомственных соглашений.
В первый день пребывания Си Цзиньпина во Франции к переговорам подключилась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Зазвучал парафраз коллективного разума брюссельского чиновничества: «Китай должен прекратить», «Китай должен предоставить…», иначе «Евросоюз готов принять жесткие торговые меры против Китая». И так далее.
Китайский лидер был, как всегда, сдержан и пытался убедить фон дер Ляйен, что сотрудничество сторон является взаимовыгодным благодаря общим интересам в области зелёного и цифрового перехода, общим цепочкам создания стоимости, взаимозависимым ранкам и многому другому.
Какой вывод сделала для себя глава Еврокомиссии — сказать трудно, поскольку отвечать на вопросы журналистов она отказалась. Но напряжение между еврочиновничеством и китайским руководством, очевидно, снять не удалось.
После Франции Си Цзиньпин посетил Сербию. Здесь намерения Китая очевидны. Прежде Пекин хотел сделать из Белоруссии хаб — мастерскую китайской продукции для Европы, где бы только клеили лейблы «Сделано в Белоруссии», чтобы в Евросоюзе не шумели о засилье китайских товаров. Но по политическим мотивам сделать этого не удалось. Белоруссия сейчас — под санкциями и в конфронтационном клинче с «цветущим садиком». Поэтому её в этом плане заменит Сербия.
Кроме того, 1 июля вступает в силу соглашение о свободной торговле между Китаем и Сербией, что даст возможность сербским сельхозпроизводителям в полной мере самореализоваться на бездонном китайском продовольственном рынке. В Сербию пойдут новые порции китайских инвестиций и технологий для строительства предприятий, восстановления и обновления инфраструктуры, которая во многом так до конца и не восстановилась после натовской агрессии.
В общей сложности стороны подписали около 30 различных документов о сотрудничестве.
В Венгрии, куда Си Цзиньпин прилетел на завершающем этапе турне, также подписали 18 документов по двустороннему взаимодействию в самых разных областях — от атомной энергетики до сельского хозяйства.
Сербия и Венгрия — активные участницы китайского глобального проекта «Один пояс, один путь». Своим визитом китайский лидер заметно расширил окна возможностей для Китая в Сербии и Венгрии, а через них — и в Европе в целом. С Францией ситуация сложнее, но и там, стоит считать, результаты появятся, хоть и попозже.
Геополитика, СВО и будущее мира
Разумеется, в ходе визита Си Цзиньпина в Европу обсуждалась не только экономика. Говорили в том числе о и конфликте России и Запада. Обе стороны готовятся к следующему шагу возможной эскалации. На Западе уже почти официально звучат заявления, что в случае обрушения украинского фронта на Украину введут войска — одной или нескольких стран Запада.
Россия в ответ 6 мая начала внеплановую подготовку к учениям по отработке применения тактического ядерного оружия во всех сферах. Очевидно, идёт выемка со складов и установка на штатные носители войск и сил Южного военного округа, авиации и ВМФ реальных тактических ядерных боеприпасов.
Фактически обе стороны демонстрируют Китаю свою решимость идти до конца в противостоянии. Пекин же должен выбрать — продолжать поддерживать Россию или принять сторону Запада, его модель мироустройства.
Для Китая это трудный выбор. Большая война сильно ударит по его внешней торговле и стратегическим планам типа «Одного пояса, одного пути». Руководство Китая сейчас пытается понять, будет ли большая война, кто и какими силами намерен в ней участвовать, насколько далеко стороны готовы зайти и каковы могут быть точки компромисса для возможных переговоров. Только поняв это, Китай займёт позицию на новом этапе эскалации.
Напомним, Си Цзиньпин собирается встретиться с Владимиром Путиным в Пекине 15–16 мая. В свою очередь, Запад и украинская сторона активно готовятся к мирной конференции в Швейцарии, которая пройдёт 15–16 июня и на которую приглашены 160 стран.
Запад и украинская сторона хотят выработать общий ультимативный план «мира» и предъявить его России в качестве безальтернативного варианта. Дескать, либо мир под нашу диктовку, либо 160 стран будут против вас. Макрон и Урсула фон Дер Ляйен наверняка пытались донести этот готовящийся расклад до китайского руководства — чтобы Си Цзиньпин рассказал об этом Путину во время их встречи в мае.
Далее, 9–11 июля в Вашингтоне пройдёт саммит НАТО. Вполне возможно, что это будет саммит решений, вытекающих из предыдущих событий. И Китай в них будет одним из ключевых звеньев.