Найти тему
Navygaming Channel

13-15 минут до гибели: "Олег" и "Виктория" - одна причина, последствия разные

22 июня 1893 года в Средиземном море у берегов Ливана в столкновении с броненосцем "Кампердаун" из-за ошибки командующего эскадрой погиб британский броненосец "Виктория". Вместе с кораблем погибли 358 членов экипажа во главе с командующим британским Средиземноморским флотом вице-адмиралом сэром Джорджем Трайоном. Этот случай в очередной раз продемонстрировал насколько таран как оружие и "таран" как тактический прием могут быть опасными для кораблей, в том числе и броненосных. Такие результаты имелись и ранее, например при сражении у Лиссы, но трагический случай с "Викторией" в очередной раз продемонстрировал насколько следует быть осторожными при маневрировании броненосных эскадр, даже если корпуса кораблей разделены на отсеки и оборудованы водонепроницаемыми переборками.
Гибель "Виктории"
Гибель "Виктории"

Русский флот также имел собственный "негативный опыт" в несанкционированном применении тарана, не зря в свое время даже разрабатывались средства временной "нейтрализации" таранного шпирона броненосцев (вспомним "Императора Николая I"). Правда причиной столкновения о котором пойдет речь больше в ходовых качествах корабля чем в человеческой ошибке. Катастрофа имела место за 14 лет до случае в Средиземном море, в ходе не правильного маневрирования от удара плавучей батареи "Кремль" затонул винтовой фрегат "Олег". Это случилось 3 августа 1869 года.

Вице-адмирал Г.И.Бутаков
Вице-адмирал Г.И.Бутаков

В тот день, вечером в воскресенье 3 (15) августа 1869 года в тихую и ясную погоду эскадра броненосных судов российского Балтийского флота выполняла упражнения в построениях и перестроениях в Финском заливе между островами Гогланд и Соммерс. Командовал эскадрой опытный и уважаемый вице-адмирал Г.И.Бутаков, держа флаг на броненосном фрегате "Петропавловск". Надо отметить, что это был уже второй день различных упражнений в построениях и перестроениях, так что определенный опыт уже был у командиров кораблей достаточно "разношерстной" эскадры, в которую входили: винтовой корвет "Витязь", броненосные батареи "Кремль", "Первенец", винтовые фрегаты "Олег", "Пересвет" и броненосный фрегат "Петропавловск". И все предыдущие перестроения выполнялись довольно точно.

Винтовой корвет "Витязь"
Винтовой корвет "Витязь"

Уже под вечер, примерно около 19 часов броненосная эскадра шла строем фронта: "Витязь"(правый фланг), "Кремль", Первенец", "Олег", "Пересвет", "Петропавловск"(левый фланг); и на левофланговом флагмане был поднят сигнал «изменить фланги, поворачиваясь вправо». На море стоял совершенный штиль, волнение отсутствовало, ничего не должно было помешать маневру.

Как описывают произошедшие в своих рапортах командующий эскадрой и командир фрегата "Олег", после сигнала все корабли эскадры повернули вправо на 8 румбов (90 градусов), за исключением правофлангового корвета «Витязь», который на основании «эволюционной книги», описал поворот в 24 румба (270 градусов =180+90); остальные суда эскадры поворачивали за ним последовательно и в входили ему в кильватер. Во время этого движения броненосная батарея «Кремль» (командир - капитан 2-го ранга А.А.Корнилов), вышедшая из строя и спешившая из-за этого занять своё место, ударила своим тараном фрегат «Олег» (командир капитан 1 ранга Майдель) в подводную часть, почти в самую середину судна, между машинным отделением и угольными ящиками, впереди грот-мачты. Во время удара «Олег» поворачивал в кильватере своему ближайшему судну, по фронту, батарее «Первенец», и в данный момент фрегат, как и ранее в строю фронта, находился между батареей «Первенец» и фрегатом «Пересвет».

Винтовой фрегат "Олег"
Винтовой фрегат "Олег"

В тоже время в "виновника" трагедии - у батареи «Кремль» в узком таранном отде­лении набежала вода до 7 футов (2,1 м), но по выкачке, течь не превышала "1 дм в час" (по докладу командира корабля). По мнению командующего эскадрой причиной этого происшествия стала чрезвычайная рыскливость броненосной батареи.

Г.И.Бутаков в своем рапорте писал: "...Как ни искусно командиры управляют теперь батареями нашими, прежде считавшимися «невозможными в строю» по своей рыскливости, но есть особеннос­ти у этих судов, не подчинимые контролю. Раз, по­ложив руля, даже немного, для какой-либо цели, полученное вращательное движение остановить скоро нет никакой возможности".

То есть изменение курса часто приводило к потере управляемости корабля, причем, данный недостаток был выявлен еще на первых батареях такого типа ("Первенец" и "Не тронь меня"). Так 13 июля 1863 года (за шесть лет до этого инцидента) броненосная батарея "Первенец" таранила английское госпитальное судно, которое удалось спасти благодаря тому, что броненосец вовремя отработал задний ход. В июле 1869 года (за месяц до этого инцидента) батарея "Не тронь меня" столкнулась с фрегатом "Петропавловск", а через 15 лет, в 1883 году - довольно серьезно повредила норвежское торговое судно "Хайден". Интересно, что тогда, как пишет И.И.Черников, были приняты конструктивные меры по уменьшению рыскливости (укрепление фальшкиля, скуловых килей), но результатов это не дало. Броненосная батарея "Кремль" строилась уже с учетом внесенных изменений, но это не помогло, как мы видим.

Броненосная батарея "Кремль"
Броненосная батарея "Кремль"

Хотя надо признать, замысел Бутакова на само перестроение понять не просто, хотя возможно в то время - это была обычная практика. Судите сами, цитата ниже.

По рапорту Бутакова: "...Эскадра шла стро­ем фронта и всем надлежало, поворотившись ра­зом вправо на 8 румбов, поворотить последова­тельно еще на 16. «Кремль» перед началом маневра катившийся несколько влево, не успел по этой причине поворотиться вправо вместе с други­ми и потому остался вне строя, в который спешил войти. Между тем строй поворачивал последова­тельно на 16 R вправо".

То есть эскадра должна была также как и "Витязь" совершить поворот на 270 градусов, причем часть поворота как говорится "все вдруг", а затем последовательно перейдя из строя фронта в кильватер. итоге довольно не простого маневра батарея "Кремль" отстала и вышла из строя, а затем в попытке догнать и занять свое место в строю таранила фрегат "Олег", который выполнял поворот в соответствии с полученным сигналом.

В итоге, как пишет командующий: "...«Кремль» обошла батарея «Первенец» и стал обходить фрегат «Олег». В то время «Кремль» уже положил лево руля для следования за «Пер­венцем». Видя подходящий «Олег», командир «Кремля» переложил руль и дал задний ход маши­не, но судно еще не успело получить заднего хода и произошло столкновение. Удар, однако же, был не особенно силен и даже бушприт «Кремля» уце­лел. Быстрое потопление надлежит приписать гни­лости фрегата, в который легко вошел шпирон, большому запасу угля и тяжести машины и артил­лерии, а также полным водой котлам".
Схема фрегата "Олег"
Схема фрегата "Олег"

Критичным стало то, что шпирон броненосной батареи попал в машинное отделение, а поступление воды сразу привело к заливу топок у печей (котлов). Кроме того «Кремль», после удара своим тараном поворотилась влево и скользя вдоль левого борта фрегата, по направлению к его корме, снесла с левых боканцев все шлюпки (12-весельный катер и шестерку), что затруднило спасение экипажа.

В свою очередь командир фрегата «Олег» капитан 1-го ран­га Майдель докладывал, что "...вверенный мне фрегат, по спуске сигнала, немедленно поворотил вправо на 8 рум­бов, продолжая следовать по струе батареи «Пер­венец» в том же расстоянии, в каком находился в ордере фронта. Когда фрегат во время поворота, совершил уже циркуляцию более 9 румбов, сближавшаяся с ним батарея «Кремль» ударила своим тараном в левый бок фрегата, под углом несколько менее прямого, впереди грот-мачты и левого выходного трапа".

Забегая вперед можно сказать, что больших жертв среди экипажей кораблей (в первую очередь "Олега") удалось избежать. Близость всех кораблей эс­кадры и хладнокровная распорядительность как командиров столкнувшихся судов, так и командиров всех прочих кораблей, благодаря полному порядку, дали воз­можность спасти на шлюпках: командира, всех офицеров, гардемаринов, кондукторов и 497 чело­век нижних чинов фрегата. Из только что сформированного экипажа в 545 человек погибло 16 человек.

Гибель фрегата "Олег", гравюра
Гибель фрегата "Олег", гравюра

В тоже время события на гибнущем фрегате развивались довольно стремительно. Вода стремительно заливала корпус корабля, быстро заполнила кубрик, подошла под батарейную палубу, начала поступать в батарею. При командир фрегата приказал готовить спасательные средства и спускать их на воду, сделал сигнал «терплю бедствие», сам рас­поряжался спуском гребных судов, правильной по­садкой людей на шлюпки и отходом их от борта корабля. Надо признать, если фрегат затонул через 15 минут после удара, то на спасение экипажа осталось не более 10 минут, и отсутствие больших потерь говорит о том, что в случае опасности именно стро­гий порядок и дисциплина, которые имели место на фрегате «Олег», обеспечили минимальные потери. Экипаж "Олега" с самоотвержением исполнял до последнего момента все прика­зания своих хладнокровных и распорядительных начальников. Также надо отдать должно и кораблям, находящимся рядом - быстро подоспевшая для спасения лю­дей помощь шлюпками с других судов (которые в тот момент на полном ходу были заняты эволюциями) была признана превосходной.

Командир фрегата капитан 1 ранга Майдель в рапорте отметил: "...В ту же минуту как последовал удар, старший механик подпоручик Машнин 1-й, выбежал ко мне на верх и доложил, что вода быст­ро прибывает в машинное отделение. Я немедлен­но приказал спускать все гребные суда, а в то же время продолжать действие машины для выкачива­ния воды и велел поставить людей на все помпы. Старший механик едва успел сбежать в ма­шину как вновь вернулся ко мне и доложил, что сию минуту зальет топки. Тогда я приказал вахтенному штурманскому офицеру прапорщику Кейзеру под­нять сигнал: «терплю бедствие и имею необходи­мость в немедленной помощи».
Корнилов Алексей Александрович, командир броненосной батареи "Кремль"
Корнилов Алексей Александрович, командир броненосной батареи "Кремль"

В рапортах офицеров особо отмечалось, что команда фрегата «Олег» состояла из рекрутов и людей, бывших в первый раз в море (за исключением 100 человек - всего около 20%), но командиром фрегата и офицерами среди них не было замечено ни робости, ни упадка духа возможных в такую критическую минуту. Все матросы исполняли свою обязанность как бы во время простого учения, без всякой суеты и за­мешательства!

Командир фрегата достаточно быстро понял, что гибель фрегата неминуема, поэтому сосредоточился именно на спасе­нии команды.

Майдель: "...Я приказал спустить людей с мар­сов долой, прекратить все работы, и видя подходя­щие к фрегату гребные суда с эскадры, приказал господам офицерам стать по бортам для рассажи­вания людей и сохранения между ними порядка и в то же время выбрасывать за борт: койки, люки, трапы и другие предметы могущие послужить для спасения команды, когда фрегат пойдет ко дну. Приказания эти исполнялись командой быстро и с тем же порядком как и предыдущие. Первыми были спущены на суда: больные нижние чины, доктора и священник. Во все это вре­мя фрегат был накренен на правую сторону, при­мерно, градусов на 7 или на 8, а потому вода стала подходить к пушечным бортам батарейной палубы. С обоих бортов фрегата спускали на концах и по шторм-трапам команду на гребные суда, и почти две трети были посажены, как с флагманской ба­тареи «Первенец» закричали: «гребные суда от фрегата прочь - фрегат тонет». Я повторил это приказание, чтобы гребные суда, наполненные ко­мандой, поспешили отойти от фрегата и не могли быть увлечены в водоворот или повреждены его рангоутом."
Винтовой фрегат "Пересвет"
Винтовой фрегат "Пересвет"

Командир со старшим офицером капитан-лейтенантом Толбухиным последним покинул фрегат, в последний момент перескочив на полуразбитый катер, сломанный батаре­ей «Кремль» при столкновении и наполненный во­дой почти по банки (с ним на катере оказались еще три офицера и четыре матроса). Затем командир со старшим офицером перешел на отвалившую от фрегата шестер­ку с корвета «Витязь», нагруженную людьми,

Часть экипажа уже находилась в воде и их спасали подошедшие шлюпки с других кораблей. Фрегат пошел ко дну на глубине 32 саженей, в 9 милях от верхнего Гогландского маяка, на NW 84° и в 2 милях от банки Мордвинова, место крушения обозначилось тор­чавшими из воды на 10-11 футов (3-3,3 м) грот- и фор-брам-стеньгами, наклоненными немного на пра­вую сторону.

По мнению командира: "...Счастливое спасение команды в такой корот­кий промежуток надо приписать тихой погоде, нео­быкновенной быстроте, с какой подоспели гребные суда эскадры и строгой дисциплине команды фрега­та «Олег», сохранившейся до последнего момента. Офицеры и команда были спасены в том, во что были одеты во время удара, так как во все пос­ледующие минуты исполняли свои служебные обя­занности. Они примерным самоотвержением и, проникнутые долгом службы, не позаботились о спасении своего собственного имущества. В эти печальные минуты каждый из чинов команды, ка­залось, желал перещеголять один другого своим самоотвержением, и матросы, не только не толпи­лись у борта, спеша спастись, а хладнокровно ожи­дали распоряжений своих офицеров".

Действительно, примеры самоотверженности и дисциплинированности были многочисленны, так когда приказано было сажать на спасательные суда больных, команда почтительно расступилась перед священни­ком Павлом, 60-летним старцем, которого бережно спустили его в шлюпку.

Броненосная батарея "Кремль"
Броненосная батарея "Кремль"
"...Когда старший штурманский офицер штабс-капитан Трапезников подошел к шкафуту со шканечным журналом, то команда раздвинулась, и некото­рые сказали: «садитесь, ваше благородие». Часовые у денежного сундука и в малой крюйт-камере остава­лись на своих постах до тех пор, пока не были сняты, по приказанию старшего офицера, своим ефрей­тором. Часовой у большой крюйт-камеры, вследствие быстрого погружения фрегата носовой частью, уто­нул, оставаясь на своем посту".

Интересно, что в ходе оставления корабля и спасения офицеры и матросы фрегата "потеряли все свое имущество и деньги" (как пишет Бутаков). В тоже время штурманский офицер спас (эвакуировал) шканечный журнал, корпуса штурманов прапорщиком Кейзер - сиг­нальные книги, ревизор мичман Безобразов - фрегатский денежный сундук; сундуки с матросски­ми деньгами были спасены фельдфебелями, по приказа­нию ротных командиров, которые распоряжались спуском гребных судов с ростр и посадкой команды на шлюпки. Лейтенант Гринвальд спас матросские день­ги своей роты лично, найдя для того свободный момент после спуска гребных судов. Шну­ровые книги тоже спасены содержателями; старший механик подпоручик Машнин 1-й успел спасти угольные квитанции (наверное - важные документы). Из част­ного имущества не спасено ничего.

Броненосная батарея "Первенец"
Броненосная батарея "Первенец"

По данным интернет-ресурсов к настоящему времени корпус фрегата "Олег" хорошо сохранился, он стоит на ровном киле с небольшим креном на правый борт на глубине 56 метров. Корабль не имеет серьёзных повреждений, за исключением того, что все три мачты упали на правую сторону, причем они рядом с фрегатом, но при падении мачт поврежден фальшборт правого борта. Бизань- и грот-мачты лежат, опираясь нижним концом на палубу, фок-мачта - на дне вдоль борта. Утлегарь, бом-утлегарь, носовая фигура и 4 якоря упали вниз и лежат на дне, металлический кожух кочегарки проржавел и вместе с трубой упал в шахту. Внутри на артиллерийской и жилой палубах рухнули некоторые из перегородок между помещениями. Море хранит свои тайны, но и не торопится "разрушать" то, что уже "имеет".

Что касается броненосной батареи "Кремль", то она продолжила служить в составе Балтийского флота, активно участвовала в учения Практической эскадры или Учебно-артиллерийского отряда Балтийского флота. 1 февраля 1892 года была переклассифицирована в броненосец береговой обороны, 12 октября 1905 года исключена из списков флота и 26 августа 1908 года продана на слом.

Источники: Мельников, Р. Первые броненосные корабли русского флота/ Р.М.Мельников. - Судостроение, № 12.- 1976 г.; Первые русские броненосцы. Сборник статей и документов. - СПб, 1999.- 80 с.; Морской сборник, № 1869 - № 8; Парусно-винтовые фрегаты. Сборник статей и документов. Часть 2 (1856-1880 гг.)- СПб., 2022.- 96 с.