Совсем недавно в процессе работы над книгой я познакомился с творчеством ита- льянского художника Серджио Топпи. К своему стыду, при том что я довольно давно интересуюсь искусством комикса (хоть и не так глубоко), раньше я не слышал этого имени в ряду величайших художников комикса. Буквально с первых картинок, мощные выразительные образы стали меня цеплять и уносить в невероятный художественный мир итальянского мастера. Я все никак не мог понять как же раньше я этого не видел, почему не натыкался настоль прекрасные работы, я будто открыл для себя новый мир. И просматривая уже не помню какой десяток картинок, понял... а ведь это не комикс, вернее не совсем тот комикс к которому мы привыкли.
Комикс, как явление в изобразительном искусстве принято считать синтетическим искусством. Многие художники особенно среди старых мастеров довольно пренебрежительно высказываются об этом направлении. Честно сказать я и сам во многом с ними согласен ведь большинство комиксов в нашем мире, а особенно современные и вправду являются откровенным мусором. Но все таки и среди комиксов встречаются такие работы которые по своей художественной выразительности ничем не уступают ни печатной, ни станковой графике или даже живописи. Именно такие работы создавал Серджио Топпи.
Подобно тому как некогда печатная графика начинала свой путь становления как низшее искусство, призванное служить как вспомогательный элемент дополняющий текст в книгах, зачастую неся в себе лишь информационную составляющую, и значительно удешевляющее и ускоряющие производство книг придя на смену более трудоемким и что самое важное одноэкземплярным иллюминациям, но благодаря, в частности, таким великим мастерам как Альбрехт Дюрер, постепенно получила абсолютное признание в мире искусства и сейчас является самостоятельным искусством даже вне рамок книги. Так и комикс со временем начинает получать все большее признание как абсолютно отдельное и самодостаточное направление и в работах Топпи это как нельзя лучше видно, ведь глядя на них язык не поворачивается назвать это бульварным ширпотребом. Более того, работы Серджио выделяются даже на фоне таких признанных мастеров комикса как Френк Миллер, Уилл Айснер и др. Не удивительно ,что в подборках величайших художников комикса я ни разу не встречал его имя. Ведь Серджио не рисовал супергероев, в его работах часто встречалась историческая, этнографическая, сказочная тематика. И что еще более удивительно: это его внимание к деталям, ведь даже костюмы и материальная культура в работах на историческую тему выполнены с невероятной скрупулезностью, а что самое главное - имеют под собой реальное основание.
В отличии от многих других художников комикса даже таких великих как Френк Миллер, который в своем произведении про 300 спартанцев явно много фантазировал и отдавал больше предпочтения общим образам. А сам изобразительный язык художника именно в комиксе не имеет аналогов на мой взгляд, по крайней мере до этого в комиксе я ничего подобного не встречал. То как художник работает с пространством и массами, изменяя и искажая их по своему усмотрению, просто поражает. Разные фигуры перете- кающие одна в другую, совмещение ближних средних и дальних планов на плоскости, ощущение пространства в рисунке, при том что сам силуэт все еще прекрасно работает на листе и взаимодействует с белым пространством.
Где декоративные элементы часто служат словно обрамлением объемных форм, лиц, рук и прочего. В добавок к этому, великолепное знание, и что самое главное, чувство анатомии, которое проявляется даже в умышленно искаженных фигурах, чему поспособствовала учеба художника в мединституте. Творчество художника при просмотре навивает образы с работ таких великих мастеров как Климт, Муха, Дали и даже Билибин, что тоже для меня говорит о многом, ведь раньше при просмотре комиксов подобных параллелей в моей голове не возникало.
Все эти наблюдения выше, укрепили меня в тех мыслях что «Серджио Топпи» это какое то совсем отдельное явление в мире комикса, это уже совсем не то, что я привык видеть в этом направлении, даже у мастеров очень высокого уровня. Работы Топпи это именно иллюстрации в самом лучшем понимании этого слова, в которые композиционно грамотно вставлены фреймы с текстом. Так называемые «панели» окна в которых располагаются разные картинки, так характерны для любого комикса, появляются не так часто, но зато являются полноценным иллюстративным элементом, который к тому же может становиться как ограничительной рамкой, так и полноценной частью пространства. Порой кажется, что разнообразие композиционных приемов настолько велико, что даже не верится один ли человек все это придумывал, ведь наследие которое художник оставил после себя поистине огромно, я уже несколько месяцев смотрю все его картинки подряд и постоянно нахожу много новых.
Подводя итог лично для меня Серджио Топпи можно сказать стал возможно самым любимым художником комикса, не смотря на то, что я не прочитал ни единого произведения с его работами, а ведь на удивление ему это и не нужно. Работы настолько самодостаточны и увлекают тебя буквально каждой полосой, что тут попросту нет проходных полос или похожих. Каждая страница комикса - это отдельная картина, ничем не уступающая самым известным произведениям изобразительного искусства. Тем самым могу сказать, что возможно и правильно, что Топпи редко встретишь в рейтингах величайших мастеров комикса, ведь он находится на совсем отдельной ступеньке, и на мой взгляд его стоит все же считать в первую очередь иллюстратором, и без сомнения заслуженным представителем истории искусства в целом.
Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!
А нам будем приятно)
Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт
#Топпи #искусство #культура #комикс #Миллер #Айснер #художники #Дюрер #история