Добрый день, уважаемые подписчики и гости моего канала!
Эта моя публикация должна была выйти накануне 9 мая. Но иногда жизнь вносит коррективы в наши планы, ломая привычный уклад и буквально выдергивая из уютных будней. О причинах, возможно, расскажу позже, если найду в себе силы и подходящую литературу на эту тему. А пока я хочу написать то, что было задумано ранее, а именно, отзыв на книгу Елены Верейской "Три девочки. История одной квартиры".
Несколько лет подряд мы с ребенком накануне Дня Победы читаем детские книги о войне. Не специально, просто так получается. Наверное, сказывается общий настрой нашего общества в ожидании великого праздника. Хочется говорить, слушать и читать о том суровом времени, о героизме наших предков, о выпавших на их долю испытаниях.
В прошлом году мы читали повесть-сказку Ильи Туричина "Крайний случай". А в этом году мы решили прочесть книгу "Три девочки. История одной квартиры", посвященную одной из самых трагических страниц в истории нашего города - блокаде Ленинграда.
А вообще я считаю, что не нужно приурочивать чтение книг о войне к какой-то определенной дате. Лучше всего ориентироваться на желание и готовность самого ребенка. Тема эта сложная даже для взрослых, что уж говорить о детях. Особенно, в современных реалиях. Но знакомить с песнями военных лет, фильмами, литературой, ребенка, конечно, нужно.
Книга "Три девочки. История одной квартиры" долгое время висела у меня в отложенных товарах на Озоне. Я сомневалась, будет ли история про девчонок интересна для мальчика. Забегая вперед, скажу, что да! Она настолько увлекла моего сына, что он прочел книгу сам за 4 дня, не дожидаясь совместного вечернего чтения вслух. И попросил подобрать ему еще похожие книги. Все-таки стереотипы иногда нужно ломать.
Книга рассказывает о трех подружках: Наташе, Люсе и Кате. В начале истории им 11-12 лет, они учатся в обычной общеобразовательной школе и все вместе живут в большой коммунальной ленинградской квартире. Наташа живет с папой, мамой и маленьким братишкой, Люся - с мамой, а Катя - с дедушкой. А еще в их квартире проживает пожилой одинокий доктор.
Повесть разделена на две части. Первая часть - это мирная довоенная жизнь, где взрослые работают, а дети учатся и думают о том, какую профессию им выбрать. Вечерами собираются все вместе, ужинают, ведут задушевные разговоры. В общем, проводят свободное время самым приятным образом. Как одна большая семья. Периодически девочки решают какие-то проблемы, которые кажутся им очень серьезными.
Первая часть книги заканчивается описанием встречи нового 1941 года. Жильцы веселятся, устраивают сюрпризы, викторины, конкурсы. И, конечно, желают друг другу счастливого нового года, еще не догадываясь, что́ ждет их впереди.
Вторая часть начинается с описания новогодней ночи с 31 декабря 1941 года на 1 января 1942 года. Читателя без подготовки погружают в уже привычную для обитателей квартиры жизнь во время блокады. В Ленинграде царят голод, холод, бомбежки, тревога за близких, неизвестность, бессонные ночи, массовая гибель людей на улицах, в квартирах, везде...
Два мира, две реальности, две противоположности, между которыми всего один год времени.
Девочки вмиг становятся взрослыми. Они выполняют совсем не детскую работу: гасят зажигательные бомбы песком, помогают врачам и медсестрам в госпиталях, разыскивают пропавших людей, носят на себе ослабленных голодом людей. Каждодневный риск воспринимается ими как норма. А еще они очень ждут победы и встречи с ушедшими на фронт близкими.
Финал повести почти счастливый. Почти, потому что без потерь все же не обошлось. Хотя могло быть гораздо хуже. Но поскольку книга предназначена для детей, то оптимистичное завершение истории - это необходимость. Детская психика не должна пострадать. А детям важно верить в чудо даже в самое страшное время.
Поэтому, если вы хотите познакомить ребенка с темой блокады Ленинграда максимально аккуратно, я порекомендую вам эту книгу. В ней есть почти все, что необходимо знать младшему школьнику о тех страшных днях (в щадящем варианте).
Конечно, в школах Санкт-Петербурга этой теме уделяется особое внимание. Дни прорыва и снятия блокады петербуржцы отмечают наравне с Днем Победы. И да, до сих пор многим жителям города сложно выбрасывать просроченный или зачерствевший хлеб. Генетическая память о страшном голоде и блокадных 125 граммах не дает этого сделать.
Мой сын с классом посещал Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, где встретился с людьми, пережившими блокаду. Всей семьей мы в прошлом году еще раз побывали там. Экспозиции музея отражают не только военную защиту города, но и быт горожан в то время. Многие экспонаты в нем подлинные, пожертвованные музею самими блокадниками.
И все-таки, хорошая художественная книга помогает дополнить представление о блокадном Ленинграде. И мой ребенок, и я искренне переживали за судьбу девчонок, которые не смогли вовремя эвакуироваться и мужественно переносили лишения и тяготы блокадных дней.
История написана увлекательным живым языком, но в то же время простым и понятным для детей. От чтения сложно оторваться. И хотя в ней многое идеализировано (повесть увидела свет в 1948 году), я назову ее одной из лучших детских книг, прочитанных мной за последние годы (да и вообще).
Оформление книги заслуживает отдельного упоминания. Это переиздание 1961 года, вышедшее в издательстве "Речь" в 2024 году. Настоящий подарок для ценителей советских детских книг!
Твердая обложка, белый офсет, среднего размера шрифт. Черно-белые иллюстрации Нины Носкович - ленинградской художницы с непростой судьбой. Ее рисунки эмоциональные, живые, жизнеутверждающие. Безусловно, без них книга воспринималась бы по-другому.
Теперь я очень хочу купить и другие произведения Елены Верейской. Видела в интернет-магазинах "Белую шубку" и "Таню-революционерку". Возможно, кто-то знает еще детские книги автора? Буду признательна, если вы напишете их названия в комментариях.
Спасибо за внимание! Если вам было интересно, поставьте, пожалуйста, пальчик вверх 👍 Хорошего дня!