В нашей постоянной рубрике КИНОкоШКА продолжаем смотреть и давать субъективную (но честную) оценку фильмам. Здесь не только хвалят фильмы и я буду рад, если кто-то захочет поспорить в комментариях, выдвинуть иную точку зрения. Ведь кинематография — субъективное искусство.
Ридли Скотт — это машина. Даже не так. Ридли Скотт — это большой конвейерный завод по производству фильмов. Суперпрофессиональный завод, с отлаженной конвейерной системой сборки самых различных кинопродуктов, способный выпускать и дорогие штучки почти ручной сборки и имеющий отдельные конвейеры для создания недорогих качественных продуктов для развлечения населения.
Ридли Скотт снимает массовое развлекательное кино, но, если и назвать его талантливым ремесленником, то это такой уровень владения ремеслом, что многим т. н. «Творцам» и не снился.
Ридли Скотт отлично понимает, что Кинематограф — главный агитатор, пропагандист и воспитатель молодежи 20 века (в 19 веке это были книги, в 21 — интернет); Ридли Скотт выпустил в свет (как режиссер или продюсер) около сотни фильмов; Ридли Скотт видит цель, видит посыл сценария, воплощает его. Внятно. Понятно. Зрелищно. Ридли Скотт — молодец.
В 2015 году под его эгидой и продюсерством вышло пять фильмов. В одном из них, в «Марсианине», он выступил и режиссером.
«МАРСИАНИН»
(THE MARTIAN, 2015, РЕЖ. РИДЛИ СКОТТ). IMDb 8.0
Сюжет: В недалеком будущем марсианская экспедиция американских астронавтов попадает в сильную бурю и вынуждена спешно эвакуироваться, потеряв при несчастном случае одного астронавта. Но астронавт — выжил.
Выживанию этого астронавта (в отличном исполнении Мэтта Дейсмона) и попыткам его спасти и посвящен этот фильм.
Фильм оказался самым успешным в коммерческом плане в фильмографии Ридли Скотта (мировой прокат — свыше 600 млн. долларов), выдвигался на семь «Оскаров», взял «Золотой глобус» и некоторые другие награды. Но, в целом, критики отнеслись к фильму прохладнее, чем публика — слишком прямолинейно, слишком все правильно и предсказуемо.
Психологически полезное мотивированное кино на идее Робинзона Крузо. Его в армии можно показывать. Или менеджерам компании, находящейся в стремительном пике. Для поднятия боевого духа и веры в руководство.
Вообще, эта достаточно прямолинейная сказка для взрослых несет в себе одну базовую идею: «при вариантах ’сдохнуть’ или ’подергаться’ — выбирай второй вариант». Попав в кувшин с молоком — трепыхайся, умереть всегда успеешь.
И с этой точки зрения кино может быть полезным для совместного просмотра с подростком, в нем без занудства и увлекательно даются правильные, в общем-то, посылы. Других причин смотреть этот фильм я не вижу. Ничего нового в нем нет.
Вот так. Несмотря на оценку IMDb, намекающую, что это шедевр.
__________
В качестве бонуса — обращу внимание на фильмы этого режиссера, которые стоят просмотра и которые вы могли пропустить:
«Чужой» (1979), «Бегущий по лезвию» (1982)
Два фильма, которые вывели Ридли Скотта на вершину всенародной американской любви и популярности. И сейчас смотрятся вполне прилично. Что-то в них есть помимо самой истории. И это ценно. В 2017 году Ридли выступил исполнительным продюсером фильма «Бегущий по лезвию 2049» (режиссер Дени Вильнёв) — и тоже получилось весьма достойное зрелище, хотя и совсем другое.
«Прометей» (2012)
На фоне многочисленных продолжений «Чужого», вылившихся уже почти в полное непотребство, Ридли Скотту, как отцу-основателю этих миров, удалось создать яркое и свежее полотно с серьезной философской начинкой по мотивам этого сюжета. Получилось увлекательно и есть о чем подумать после просмотра.
«Последняя дуэль» (2021)
Изящный детектив на основе феодальной средневековой Европы. Этот фильм, пожалуй, даже выходит из зоны «развлекательного кино» и задает вопросы, на которые нет однозначных ответов. Очень сильный фильм, который как раз критика встретила с большим энтузиазмом, чем зритель, ждавший простого, задорного, энергичного.
Многие наверняка упомянули бы еще и «Гладиатор» и «Солдат Джейн» и «Тельма и Луиза»... Много хороших фильмов у Ридли Скотта. Потому что он — молодец.
P.S. Во время написания этой рецензии я с трудом сдерживался от того, чтобы провести аналогию между фигурой Ридли Скотта в американском кинематографе и Эльдара Рязанова у нас. Уж больно это соблазнительно. И я сдержался от проведения этой аналогии. Я тоже немного молодец.