Найти тему
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Марсианин» — сказка о лягушке в кувшине молока

В нашей постоянной рубрике КИНОкоШКА продолжаем смотреть и давать субъективную (но честную) оценку фильмам. Здесь не только хвалят фильмы и я буду рад, если кто-то захочет поспорить в комментариях, выдвинуть иную точку зрения. Ведь кинематография субъективное искусство.

Ридли Скотт — это машина. Даже не так. Ридли Скотт — это большой конвейерный завод по производству фильмов. Суперпрофессиональный завод, с отлаженной конвейерной системой сборки самых различных кинопродуктов, способный выпускать и дорогие штучки почти ручной сборки и имеющий отдельные конвейеры для создания недорогих качественных продуктов для развлечения населения.

Ридли Скотт на съемочной площадке. (фото из открытых источников)
Ридли Скотт на съемочной площадке. (фото из открытых источников)

Ридли Скотт снимает массовое развлекательное кино, но, если и назвать его талантливым ремесленником, то это такой уровень владения ремеслом, что многим т. н. «Творцам» и не снился.

Ридли Скотт отлично понимает, что Кинематограф — главный агитатор, пропагандист и воспитатель молодежи 20 века (в 19 веке это были книги, в 21 — интернет); Ридли Скотт выпустил в свет (как режиссер или продюсер) около сотни фильмов; Ридли Скотт видит цель, видит посыл сценария, воплощает его. Внятно. Понятно. Зрелищно. Ридли Скотт — молодец.

Человеку, между прочим, 86 лет, но он до сих пор выпускает фильмы, несколько проектов в год. Как правило — один режиссерский и несколько в качестве исполнительного продюсера.
Человеку, между прочим, 86 лет, но он до сих пор выпускает фильмы, несколько проектов в год. Как правило — один режиссерский и несколько в качестве исполнительного продюсера.

В 2015 году под его эгидой и продюсерством вышло пять фильмов. В одном из них, в «Марсианине», он выступил и режиссером.

«МАРСИАНИН»
(THE MARTIAN, 2015, РЕЖ. РИДЛИ СКОТТ). IMDb 8.0

Афиша фильма. (фото из открытых источников)
Афиша фильма. (фото из открытых источников)

Сюжет: В недалеком будущем марсианская экспедиция американских астронавтов попадает в сильную бурю и вынуждена спешно эвакуироваться, потеряв при несчастном случае одного астронавта. Но астронавт — выжил.
Выживанию этого астронавта
(в отличном исполнении Мэтта Дейсмона) и попыткам его спасти и посвящен этот фильм.

Фильм оказался самым успешным в коммерческом плане в фильмографии Ридли Скотта (мировой прокат — свыше 600 млн. долларов), выдвигался на семь «Оскаров», взял «Золотой глобус» и некоторые другие награды. Но, в целом, критики отнеслись к фильму прохладнее, чем публика — слишком прямолинейно, слишком все правильно и предсказуемо.

Кадр из фильма. (фото из открытых источников)
Кадр из фильма. (фото из открытых источников)

Психологически полезное мотивированное кино на идее Робинзона Крузо. Его в армии можно показывать. Или менеджерам компании, находящейся в стремительном пике. Для поднятия боевого духа и веры в руководство.

Вообще, эта достаточно прямолинейная сказка для взрослых несет в себе одну базовую идею: «при вариантах ’сдохнуть’ или ’подергаться’ — выбирай второй вариант». Попав в кувшин с молоком — трепыхайся, умереть всегда успеешь.

И с этой точки зрения кино может быть полезным для совместного просмотра с подростком, в нем без занудства и увлекательно даются правильные, в общем-то, посылы. Других причин смотреть этот фильм я не вижу. Ничего нового в нем нет.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Вот так. Несмотря на оценку IMDb, намекающую, что это шедевр.

__________

В качестве бонуса — обращу внимание на фильмы этого режиссера, которые стоят просмотра и которые вы могли пропустить:

«Чужой» (1979), «Бегущий по лезвию» (1982)

Афиши фильмов.
Афиши фильмов.

Два фильма, которые вывели Ридли Скотта на вершину всенародной американской любви и популярности. И сейчас смотрятся вполне прилично. Что-то в них есть помимо самой истории. И это ценно. В 2017 году Ридли выступил исполнительным продюсером фильма «Бегущий по лезвию 2049» (режиссер Дени Вильнёв)  — и тоже получилось весьма достойное зрелище, хотя и совсем другое.

«Прометей» (2012)

Афиша фильма
Афиша фильма

На фоне многочисленных продолжений «Чужого», вылившихся уже почти в полное непотребство, Ридли Скотту, как отцу-основателю этих миров, удалось создать яркое и свежее полотно с серьезной философской начинкой по мотивам этого сюжета. Получилось увлекательно и есть о чем подумать после просмотра.

«Последняя дуэль» (2021)

Афиша фильма
Афиша фильма

Изящный детектив на основе феодальной средневековой Европы. Этот фильм, пожалуй, даже выходит из зоны «развлекательного кино» и задает вопросы, на которые нет однозначных ответов. Очень сильный фильм, который как раз критика встретила с большим энтузиазмом, чем зритель, ждавший простого, задорного, энергичного.

Многие наверняка упомянули бы еще и «Гладиатор» и «Солдат Джейн» и «Тельма и Луиза»... Много хороших фильмов у Ридли Скотта. Потому что он — молодец.

P.S. Во время написания этой рецензии я с трудом сдерживался от того, чтобы провести аналогию между фигурой Ридли Скотта в американском кинематографе и Эльдара Рязанова у нас. Уж больно это соблазнительно. И я сдержался от проведения этой аналогии. Я тоже немного молодец.

Еще о фильмах?

КИНОкоШКА: Счастливое число Слевина — неонуар, ирония и катарсис
Скифская площадь12 сентября 2023