Найти в Дзене

Сны Сальвадора Дали

Сегодня ровно 120 лет с момента рождения Великого Сюрреалиста, Художника и Одной из самых Ярких фигур XX века! С днем рождения Сальвадор Дали (полное имя — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.) Сегодня я расскажу вам о научных обоснованиях методики повышения креативности с помощью сна, которую использовал Сальвадор, а так же расскажу о 2(!) его картинах. Приятного чтения. Исследование опубликовано в Science Advances, коротко о нем сообщает Live Science. Стадия между сном и явью называется гипногогия, или N1. Она длится всего несколько минут и слабо изучена, но может быть хорошим помощником в решении креативных задач. В этом состоянии люди видят разноцветные абстракции, начало снов и при этом все еще слышат, что происходит вокруг. Чтобы усилить творческий потенциал, нужно проснуться, как только реальность и сон начинают смешиваться. Дали и Эдисон научились улавливать это состояние. Они засыпали на стуле и держали в руках небольшой предмет (вроде ложк

Сегодня ровно 120 лет с момента рождения Великого Сюрреалиста, Художника и Одной из самых Ярких фигур XX века!

С днем рождения Сальвадор Дали (полное имя — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.)

Сегодня я расскажу вам о научных обоснованиях методики повышения креативности с помощью сна, которую использовал Сальвадор, а так же расскажу о 2(!) его картинах.

Приятного чтения.

Исследование опубликовано в Science Advances, коротко о нем сообщает Live Science.

Стадия между сном и явью называется гипногогия, или N1. Она длится всего несколько минут и слабо изучена, но может быть хорошим помощником в решении креативных задач. В этом состоянии люди видят разноцветные абстракции, начало снов и при этом все еще слышат, что происходит вокруг. Чтобы усилить творческий потенциал, нужно проснуться, как только реальность и сон начинают смешиваться.

Дали и Эдисон научились улавливать это состояние. Они засыпали на стуле и держали в руках небольшой предмет (вроде ложки), который падал на пол в момент наступления дремоты. Звук удара будил, и начиналась работа.

Группа ученых под руководством Дельфин Удиетт из Парижского института мозга проверила, работает ли методика на обычных людях. В исследовании приняли участие 103 здоровых добровольца без проблем с засыпанием. В ночь перед экспериментом их попросили не использовать стимулирующие вещества и спать немного меньше обычного.

Испытуемым предложили математическую задачу, в которой нужно угадать последнюю цифру последовательности, и два правила, с помощью которых ее можно решить. Но исследователи включили «скрытое правило», согласно которому последняя цифра всегда совпадала со второй цифрой в последовательности. Если кто-то догадывался об этом, время на решение значительно сокращалось.

«Вопреки распространенному мнению, творчество не ограничивается искусством», — сказал Удиетт. Творчество включает в себя два элемента: оригинальность и полезность в определенном контексте. В эксперименте участники, которые находят скрытое правило, проявляют креативность, ведь их стратегия новая и полезная.

Сначала участников попросили решить десять математических задач, используя два правила.

Фото: Oudiette et al.A. Правило «для одинаковых»: если две последовательные цифры одинаковы, ответом будет эта цифра (например, 4–4, ответ: 4). Правило «для разных»: если они разные, результатом будет оставшаяся третья цифра (например, 1–4, ответ: 9). B. Участник эксперимента во время паузы
Фото: Oudiette et al.A. Правило «для одинаковых»: если две последовательные цифры одинаковы, ответом будет эта цифра (например, 4–4, ответ: 4). Правило «для разных»: если они разные, результатом будет оставшаяся третья цифра (например, 1–4, ответ: 9). B. Участник эксперимента во время паузы

Затем объявили 20-минутный перерыв, во время которого добровольцам сказали расслабиться или поспать в удобной позе в полулежачем кресле в темной комнате. В руках они держали легкую чашку, которая должна была разбудить при падении.

«Целью было выделить эффект N1 без влияния других стадий сна», — пояснила Оудиетт.

Поскольку разные стадии сна характеризуются различными паттернами мозговых волн, исследователи с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) могли контролировать, когда участники переходили от стадии N1 к более глубокой стадии N2. После перерыва участников попросили решить еще несколько математических задач.

Исследователи обнаружили, что добровольцы, которые провели не менее 15 секунд в стадии N1, имели 83-процентный шанс обнаружить скрытое правило по сравнению с 30-процентным шансом у тех, кто не спал. Но если участники погружались в сон N2, эффект исчезал.

Неясно, почему стадия сна N1 повышает креативность. Возможно, идеальное состояние возникает, потому что вы теряете контроль над мыслями, но все еще частично их осознаете, считает Оудиетт.

Исследователи также спросили участников, что происходило в их голове перед пробуждением от упавшего предмета. Один из добровольцев сказал: «Я увидел лошадь в больнице. Еще там был мужчина, который участвовал в том же эксперименте, что и я, он был намного старше, и на его лице было что-то вроде пластикового шлема». А другой сказал: «Мне казалось, я у воды, не было ветра, только тихие звуки летнего леса».

Другие участники видели геометрические фигуры и цвета. Около трети мыслей участников были посвящены заданию, но исследователи не нашли связи между ними и успехом в решении.

В приведенной информации и выдержках из статей, а так же фото и иллюстрации могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации

-3

"Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения" 1944

-4

Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы).

18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический фрейдистский сон — о противостоянии мужского и женского начал, подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.

Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны друг другом.

-5

Женщина. Это Гала( конечно же), которую художник считал своей музой и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.

Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», — писал Дали.

-6

Пчелка летает около граната, на плите имена наших героев - Гала и Сальвадор Дали: как я говорила на своих лекциях такая подпись очень часто встречается на холстах.

Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы — первопричина и сна, и пробуждения.( Дали тут изобразил теорию Фрейда об осмысленном сновидении: пчела как звуковой раздражитель подает сигнал в мозг о возможной угрозе, и во сне пчелка и ее жалко превращается в когтистых и клыкастых тигров (именно они из-за похожей расцветки).) Тигры так же впечатлили художника своей расцветкой,когда он увидел цирковую афишу.

Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.

-7

Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.

-8

Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя.

Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.

Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала.

-9

Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени сновидений

-10

Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.

«Сон», Сальвадор Дали

1937 г. Холст, масло. Размер: 51 × 78см. Частная коллекция
1937 г. Холст, масло. Размер: 51 × 78см. Частная коллекция

Мир снов всегда очаровывал и манил сюрреалистов. Они верили, что свобода подсознания, во время сна, может быть использована в творчестве. Сон для Сальвадора Дали был священным источником бреда, оберегаемым и лелеемым. В теплое время года во время сиесты он устраивался спать в шезлонге, предвкушая поток вдохновляющих видений, и всегда держал поблизости карандаш и бумагу. Проснувшись, сразу же зарисовывал все увиденное во сне.

Картина входит в цикл работ Дали под названием «Паранойя и война». Дали написал её на мысе Креус, где он искал «реальную, вещественную основу сновидений» и пытался спастись от забвения.

«Сон» - это визуализация разрушения тела, во сне, так, словно во время отдельного состояния бытия. На фоне летнего небо, глубокого голубого цвета, подвешена огромна бестелесная голова. С закрытыми глазами, погруженная в сон, она висит над практическим пустым ландшафтом. "Мягкая" голова, одновременно уязвима и искаженна: то, что должно быть шеей, сужается и безвольно спадает, поддерживаемо подпоркой. Даже собаке, изображенной слева, требуется подпорка для головы, так, словно она сама наполовину спит. Голова парит над землей подпираемая деревянными костылями. Нос, рот и даже глаза, всему требуются подпорки. Создается впечатление, что если их убрать, то голова попросту распадется. Вся сцена, кроме спящей головы, купается в бледно-голубом свете, усиливающим чувство отрешенности от дневного рационального мира.

Главный смысл работы «Сон» заключается в тяжести и в то же время хрупкости сна, на которые нам указывают громоздкая голова и непрочные опоры. Одновременно с этим неустойчивые подпорки могут символизировать тонкую связь с реальностью — они не дают спящему полностью уйти в бессознательное. А голова в этом случае ассоциируется с мозгом, который переносит в сон образы из жизни: собак, лодок и городов.

Сам Сальвадор так говорил о своей картине: «…Сон — это поистине окуклившийся монстр, чьи формы и душевная тоска подперты одиннадцатью основными костылями… Достаточно хотя бы одной губе отыскать надежную опору в уголке подушки или мизинцу прильнуть в складке на простыне, как сон вцепится в нас изо всех своих сил. Затем тяжело нависнет ужасающий лбище, опирающийся на мягкую колонну носа…»

На самом деле можно говорить о Сальвадоре бесконечно,и ,надеюсь, когда-нибудь мы организуем лекции по сюрреализму и сюрреалистам, в которых под разными углами сможем рассмотреть знакомые (или нет) образы и художников.

А пока на этом все, надеюсь, вам было интересно и вы узнали что-то новое =)

И еще раз скажу, с днем рождения Салли.

И закончу я его цитатами.

Цитата Сальвадора Дали:
«Дали бессмертен и никогда не умрет».

-12