Это третья статья о Сиде Барретте и Пинк Флойд за последнюю неделю. Думаю, что будет достаточно на эту тему. Ссылки на две предыдущие статьи внизу.
Всегда возникают вопросы, а кем бы были известные музыканты, если бы они не оказались вместе в одно и то же время, да, как говорится, в однои и том же месте? Кем был бы Джон Леннон без Пола Маккартни? А известный тогда на весь Ливерпуль барабанщик Ринго Старр, если бы его не привел Харрисон в Битлз? Да и Ричардс без Джаггера? Так можно о каждом сказать. Но я не люблю обсуждать "что было бы". Противная частица "бы"...только время отнимает, да людей ссорит.
Есть такой музыкант - автор песен, гитарист, певец - Сид Барретт. Его все считают основателем группы Пинк Флойд. Да, так оно и есть. А интересовались бы люди Сидом Барреттом - его счастливой жизнью, его музыкой, его наследием, его семьей - если бы Pink Floyd не стали такой мега-группой, какой они стали без него?
Иными словами, если бы не было "The Dark Side of the Moon", альбома, который в 1973 году принес группе успех в США и провел 741 неделю в списке 200 лучших альбомов Billboard с 1973 по 1988 год, стали бы мы до сих пор вспоминать о Барретте? Я думаю, что вряд ли (6 апреля 1968 года группа объявила, что Барретт больше не является ее участником). И вот вам повод бросать в меня все, что попадет вам под руку. Особенно поклонникам Пинк Флойд и самого Сида Барретта.
Если бы Флойд после Барретта потерпел крах, Барретт, родившийся 6 января 1946 года, был бы отмечен в рок-энциклопедиях как безумная, печальная сноска к психоделической эре? Не тот “сумасшедший бриллиант”, парень, который “слишком рано раскрыл секреты”, человек, “который взывал к луне”, тот, кого Pink Floyd призывали “сиять” в альбоме 1975 года "Wish You Were Here".
Но Флойд добился успеха, да еще какого. Поэтому рассматривать то, что бы было если....не имеет никакого смысла. Существует огромное количество музыки и видеоклипов, созданных до Dark Side, часть из них связана с Барреттом, но большая часть была создана после того, как его уволили в 1968 году.
Барретт, который во время пения сохранял свой английский акцент (редкий в то время), поднял группу на головокружительную высоту в Великобритании уже после первых синглов с помощью извращенных психоделических английских поп-хитов “See Emily Play” и “Arnold Layne”. Последняя песня была первым синглом Pink Floyd и рассказывает о трансвестите, который любит снимать женское нижнее белье с бельевых веревок, и в конце его предупреждают: “Арнольд Лэйн, больше так не делай!”. Это, пожалуй, тот самый случай, который читатели окрестили бы так - "лучше не знать слов этой песни". А песня про Эмили? Во что же тогда играет Эмили, пока Арнольд ворует белье?
А вот во что: (коротко):
Только стемнеет /Эмили вся в слёзах /Печально смотрит сквозь деревья, ни звука /До завтра не издав.
Никакого другого дня не будет /Давай попробуем иначе:
Ты теряешь голову, играя/ В вольные игры мая.
Посмотри, как Эмили играет.
Песня войдет в американское издание их первого альбома.
А ведь есть у Флойдов еще одна знаковая песня - "Острожно с этим топором, Юджин". Песня состоит из одной строчки, и только посредине Юджин трижды вопит, как будто поранил себе руку этим самым топором. По одной версии, строчка отсылает к убийце, пойманному в 60-х, по имени Юджин Крафт. Композиция может быть обращена и к младшему брату Джерри Гарсия, лидера группы The Grateful Dead, который якобы нечаянно отрубил ему палец. Никаких подтверждений этому нет, хотя у Гарсия действительно не хватало пальца на правой руке, но его младшего брата звали не Юджин, а Тифф.
Давайте посмотрим известное видео сингла Pink Floyd “See Emily Play”
21-летний певец, автор песен и гитарист проявил склонность к нестандартному вИдению и пониманию окружающего мира, иногда используя зловещие детские стишки с мелодиями, которые приобретали неожиданные повороты и вызывали бурю эмоций. Но называли ли его гением тогда, когда он только начинал? Я не нашел такого упоминания. Скорее всего его гениальность стали называть гениальностью уже гораздо в позднее время.
“Одна из самых замечательных черт песен Барретта - это ощущение скрытого потенциала”, - сказал певец и автор песен Робин Хичкок биографу Барретта Робу Чэпмену. “Это ощущение маниакального потенциала, который к концу исчезает … Это то настоящее чувство, когда старик с грустью оглядывается назад.”
На втором альбоме у Барретта была только одна песня, “Jugband Blues”, с которой Pink Floyd начали осваивать территорию, ставшую известной как спейс-рок или прог-рок, с более длинных и менее причудливых композиций, прежде чем уступить эту территорию другим, и углубиться в психоделию, то есть продолжать то, что затеял Барретт.
Барретта уволили за странное поведение - то ли за психическое заболевание? То ли за чрезмерное употребление наркотиков? Скорее всего, и то, и другое вместе - в карьере Флойда тогда был всего один альбом, и он пригласил своего друга Дэвида Гилмора заменить его на гитаре и, если получится, то исполнить вокальные партии. Гилмор разделил эту работу над альбомом с басистом-вокалистом Роджером Уотерсом и с клавишником Риком Райтом и барабанщиком Ником Мейсоном.
Вот флойдовская песня “Jugband Blues”
Я открыл для себя Флойд, как уверен, и многие из вас, после "Темной стороны". До этого я не знал, что в группе был Барретт. Это была действительно одна из главных радостей жизни подростка-рок-фаната в 70-х, когда он открывал группу “в середине карьеры” или что-то вроде этого, а затем уже шел в обратном направлении к первому альбому: к дебютному альбому Флойда "The Piper at the Gates of Dawn" и его продолжения "A Saucerful of Secrets". Должен сказать, что я не поставил бы их тогда рядом с Dark Side - да и сейчас нет.
Самый верный путь к легендарному статусу в мире поп-музыки - создать выдающийся альбом за короткое время и умереть молодым. Вспомните Джима Моррисона, Джими Хендрикса, Дженис Джоплин, Ника Дрейка или Иэна Кертиса из Joy Division. Их музыка оказала огромное влияние, и посмертно оно только усилилось, потому что они так и не постарели, остались современниками другим поколениям, вечно "тридцатилетними" и поэтому понятными им.
То же самое было и с Роджером “Сидом” Барреттом - за исключением того, что он умер не совсем молодым. Страдавший диабетом, он скончался 7 июля 2006 года в возрасте 60 лет от рака поджелудочной железы, полностью оторванный от жизни - и, вероятно, даже не подозревавший - что он был красивой яркой звездой психоделической эры, сломленным гением, который к 25 годам ушел из бизнеса. Следующие 35 лет он провел практически в одиночестве, в отрыве от друзей, поскольку психическое заболевание, вероятно, усугубленное юношеским пристрастием к ЛСД, взяло свое.
Питер Дженнер был одним из менеджеров Pink Floyd в начале их карьеры, и когда Барретт ушел, он ушел вместе с ним. Дженнер, который впоследствии стал менеджером The Clash и Билли Брэгга, рассказал о том времени в 1990 году:
“Давление, которое обрушилось на него, было вызвано тем, что он сразу превратился из "простого парня с улицы" в яркого представителя своего поколения.
“Люди подходили и спрашивали его о смысле жизни. Это оказывало огромное давление на молодого человека, который только что написал пару песен и немного поиграл на гитаре. Вдобавок ко всему, когда вам дали немного кислоты, и внутри вас есть какое-то скрытое помешательство … Сид сломался от этого. Кислота - очень неприятный, мощный наркотик, который часто недооценивают. Если вы подспудно неуверенны в себе и страдаете паранойей, это делает вас еще более неуверенным в себе и еще более параноидальным. Это был печальный случай. Он был очень красивым, милым парнем, который стал очень вспыльчивым, толстым, полной противоположностью всему, чем он был”.
В 1968 году Дженнер продюсировал некоторые сольные работы Барретта после "Флойд". Он в последний раз видел Барретта в 1983 году, когда тот подавал заявление на получение паспорта и нуждался в ком-то, кто мог бы засвидетельствовать его личность властям, что он действительно “Сид Барретт”. Дженнер видел его всего несколько минут, по существу они не общались.
В "Dark Side" Уотерс взял на себя роль основного автора текстов. Основной темой альбома было то, как человек справляется со стрессом, который мы все испытываем, с тщетностью житейской суеты, несбывшимися мечтами, классовой борьбой - и завершить это все взглядом на безумие. “Brain Damage” был воспринят многими как комментарий группы к тому, что случилось с Барреттом. Ключевая фраза: “И когда группа, в которой ты играешь, начнет играть другую мелодию, я увижу тебя на темной стороне луны”. Ближе к концу своей карьеры в Pink Floyd Барретт играл непонятно что. “Dark side of the moon” был метафорой безумия. Очень точное описание состояния Баррета в конце этой песни :"Ты запираешь дверь / И ключ выбрасываешь вон / В моей есть кто-то голове, но там не я, а он".
В 1993 году в разговоре о 20-й годовщине "Темной стороны" Гилмор сказал:
“На самом деле, я не думаю, что это так уж сильно связано с Сидом. "Shine On You Crazy Diamond" [из альбома Wish You Were Here] посвящена именно Сиду. Все остальное имеет отношение к Роджеру, его жизни, жизням других людей, и Сид, очевидно, будет присутствовать в этом. Я думаю, что большинство людей преувеличивают это или вкладывают то, чего там нет. Но, очевидно, он присутствовал в нашем сознании.
“Сид был моим близким другом, которого я очень любил. Я его не видел давно, но у меня есть один или два друга, которые с ним часто встречаются, они говорят, что он такой же, он психически болен. С ним нельзя поговорить. Это правда … Он может вам ответить, но на самом деле то, что он скажет, не будет иметь никакого смысла.
“У большинства людей есть иллюзия относительно того, кем они его считают. К сожалению, они ошибаются. Романтические разговоры о сумасброде Сиде Барретте, который тихо пишет песни и создает музыку в одиночестве, - это, боюсь, печальный миф. На самом деле он больше не похож на разумное существо.
Ниже фильм-клип “Arnold Layne”
В 1997 году клавишник Floyd Рик Райт рассказал, что ему известно о нынешнем состоянии Барретта и его умственном состоянии.
“С тех пор, как он покинул группу в 68-м, все то же самое. Очень грустно. Сейчас он в больнице; к сожалению, у него диабет, и он медленно слепнет. Больше я ничего не могу сказать. Его врачи попросили нас не выходить на связь с ним - это напоминает ему о том, кем он был, и ввергает его в глубокую депрессию. Они говорят, что вы ничего не можете сделать, и вам не следует с ним разговаривать или видеть его. Мы уважаем мнение врачей.”
Чтобы поддерживать его платежеспособность, Гилмор выплачивал ему гонорары. Он делал все, чтобы у него не было денежных проблем. “Мы знаем, что он обеспечен”, - сказал Райт. “Он не страдает ни финансово, ни эмоционально. В целом он счастлив в своем собственном маленьком мире”.
Музыка Барретта остается причудливой и радостно-изломанной, в ней он сочетал игривые куплеты, похожие на детские стишки, с более мрачной, взрывной психоделией. После Барретта Pink Floyd перевыпустили несколько песен, таких как “Set the Controls for the Heart of the Sun”, “Astronomy Domine”, “Interstellar Overdrive” и “Echoes”.
Несмотря на успех в Британии, эти песни ни в коей мере не были суперхитами, поэтому то, что вы услышите здесь, - это работа группы, стоящей на пороге огромного успеха, построенная на фундаменте их бывшего лидера.
=================
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке