Найти тему
Записки с тёмной стороны

Не быть жадиной

Часто люди боятся своей жадности, избегают попадания в ситуации, когда могут быть обозначены, как жадные. С детства многим приходится слышать: «Не будь жадиной».

Интересно, что под жадностью при этом понимают разное, начиная от желания купить ботинки, когда коньки ещё не сношены, и отказа ближнему в том, чтобы отдать свою последнюю рубаху, до реально патологических проявлений.

Многое зависит от того, что именно подразумевается под жадностью. К примеру, если рассматривать её, как синоним жажды или сильного желания, можно обнаружить, что чувство это очень даже хорошее. Если смотреть в таком контексте, то жадность много, в чём, помогает. Человек может быть жаден до материальных благ или, например, до знаний, впечатлений. Если смотреть на жадность, как на нежелание делиться или отдавать больше, чем посильно, тогда жадность снова оказывается, скорее, помощником, оберегающим от истощения.

Кроме того, важно помнить о том, что человек — не статичная конструкция, а динамическая система, а значит, непродуктивно раз и навсегда обозначать его неким качеством, например, устойчивым определением «жадный». В норме жадность будет в той или иной степени проявляться в зависимости от обстоятельств: у меня сто сорок две рубашки, которые я просто не успеваю носить, — я легко отдаю сотню и ещё десяток нуждающимся, у меня последняя рубаха — я не стану её отдавать, я вижу супермегаскидку и покупаю аж три плитки шоколада вместо одной, при этом две оставляю про запас, я встречаю на улице подругу и угощаю её своей единственной шоколадкой, хотя планировала съесть сама.

Также имеет смысл обращать внимание на то, что жадность до одного ресурса может вполне соседствовать с расточительностью в другом. Например, будучи жадным до знаний, я покупаю сто сорок пятую книгу или обучающий курс, при этом едва ли меня назовут жадным до денег.

Это немного вводных. А теперь о патологическом.

Если обратиться к словарям, можно обнаружить одно из определений жадности, которое включает в себя отсутствие меры. Это когда у меня что-то уже в избытке, но я продолжаю этого хотеть ещё и ещё, не могу поделиться даже малой частью избыточного, продолжаю брать: я продолжаю потреблять больше, чем могу переварить, не останавливаясь, не избавляясь от лишнего. У меня в кладовке лежит центнер шоколада, который испортится явно быстрее, чем я успею съесть, но я продолжаю пополнять запасы, у меня в библиотеке такое количество обучающих курсов, что я за всю жизнь не успею пройти, но я покупаю ещё, у меня нет своего шкафа, зато есть огромное количество одежды, про часть из которой я даже не помню, я ем и не могу остановиться, пока меня не вывернет наизнанку, я не потрачу деньги на новую обувь, пока старая совсем не истлеет на моих ногах, увидев супермегаакцию, я скуплю всё, потратив все свои деньги и взяв кредит.

Такая жадность, действительно, пугает. На такую жадность имеет смысл смотреть так, чтобы понять, а что же под ней. Например, под ней может быть неспособность распознавать насыщение, которое в свою очередь может иметь свои причины. Или под ней может скрываться сильный страх. Или какие-то установки. Или ещё что-то.

Это я к чему? Это я к тому, что неплохо бы понимать для себя, что именно вы имеете в виду, когда заявляете о нежелании быть жадными. Аналогично и в воспитании детей — хорошо бы знать, чего и зачем хотите от ребёнка, когда говорите, чтобы он не был жадиной.