Чтобы разобраться в этой теме (аутоагрессию мы рассмотрели в предыдущей статье) важно ещё определиться с понятием «Перенос». Итак:
Перенос – это психологическое явление, при котором наше сознание и подсознание считают, что стоящий перед нами человек является нами. Вы можете уловить этот момент, когда смотрите или разговариваете с человеком и думаете: «Я бы поступил(а) по-другому» или «Как он(а) может этого не замечать/делать и т.д.». Т.е. неосознанно вы ставите себя на место этого человека и обманываете себя, говоря о том, что вы сделали это для того, чтобы понять этого человека, т.к. фактически вы исключаете его личность и мыслите так же, как мыслите сами.
В случае с детьми происходит такой же перенос за одним небольшим исключением. Дети непосредственны, глупы и любознательны по своей природе. А человек с аутоагрессией в первую очередь пытается искоренить в себе именно эти черты, т.к. они мешают контролировать своё поведение. Если вы часто говорите о том, что нужно быть серьёзней, не вести себя как ребёнок и т.п., то раздражение к «бесячим» детям и нежелание иметь собственных у вас так же присутствует.
Во время терапии мы часто работаем с частями личностями, которые отвечают за радость, открытость, способность воспринимать новое и они всегда связаны с детской частью из-за чего блокируются такими людьми, как что-то бесполезное, неприемлемое и, что самое важное, неконтролируемое.
Источником такой агрессии всегда служит неудачный детский опыт взаимодействия с родителями. Он возникает из-за деструктивного поведения родителей, которые своей безответственностью заставляют ребёнка рано повзрослеть и возникает явление парентификации – когда ребёнок начинает нести ответственность за чувства своих родителей. Обычно такое начинается со слов родителей: «Ты меня разозлила» или «Это всё из-за тебя». И ребёнку ничего не остаётся, как искоренить в себе всё детское и «взяться за ум», стать серьёзней, сдержанней и контролировать все свои поступки, чтобы они никоим образом не портили настроение родителям.
Только такие родители непостоянны (утром ты чистюля, а вечером уже свинья), и ребёнок вынужден подавить все существующие эмоции, чтобы в любой момент времени правильно уловить настроение родителя и показать ту маску (модель поведения), которую ребенок считает успешной в подобной ситуации. Я думаю, излишне говорить, что такие дети, вырастая продолжают демонстрировать такое же поведение, только чуть лучше адаптированное ко взрослой жизни: услужливость, исполнительность, многозадачность и т.д. Привет нервные срывы и ранние зависимости.
Вернёмся к детству. Возникший в детском возрасте контроль автоматически подавляет все эмоции, т.к. они не поддаются контролю, вырываются в самый неподходящий момент и могут привести к НЕПРЕДКАЗУЕМЫМ последствиям.
В таком состоянии человек вырастает до фертильного возраста и перед ним встаёт выбор: оставаться выживать под постоянным гнётом собственного контроля или создать свою маленькую копию, на которую будет требоваться ещё больше контроля. И здесь приходит логичный вопрос: «Зачем? Если я с собой с трудом справляюсь, зачем мне ещё более неконтролируемая проблема?»
В данном случае всегда полезно обращать внимание на причины, вызывающие раздражение или злость при контакте с детьми или взрослыми, которые ведут себя непосредственно. Если вы будете вести записи, ты вы составите список того, что вы себе запрещаете. Ребёнок кричит – значит, вы запрещаете себе открыто выражать свои эмоции, ребёнок устал и сел посреди улицы – значит, вы загоняете себя сверхпродуктивностью не давая отдохнуть и т.д.
Этот список может помочь вам двумя способами. Первый – при работе с собой понемногу разрешать себе эти действия или искать причины, по которым вы себе это запрещаете. Как правило - это принятые в детстве решения, которые при должной степени осознанности можно отменить. Второй – при работе с психологом. Когда есть конкретный запрос, он решается в рамках одной сессии.
Ещё один немаловажный момент нежелания иметь детей, который чаще встречается у девушек – это бесплодие. Когда физически девушка готова к зачатию, но оно не происходит. И казалось бы, как это возможно? Элементарный пример – молочница. Если психика девушки не готова к зачатию, то среда во влагалище становится кислой, чтобы уничтожить сперматозоиды и воспрепятствовать зачатию. Есть и другие биологические механизмы, которые включает психика, чтобы не забеременеть, особенно это может быть парадоксальным, когда девушка уверена, что она хочет ребёнка и не может забеременеть, но об этом мы можем поговорить в отдельной статье, опять же, если будет достаточное количество лайков, желающих узнать об этой теме подробней.